Бюро экономической безопасности взялось за схему на рынке существовавшего годами такси. Вероятным фигурантам грозит миллионный штраф и конфискация имущества. Пора ли напрячься крупнейшим райдхейлинговым сервисам
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
20 марта Бюро экономической безопасности (БЭБ) заявило, что разоблачило схему уклонения от уплаты налогов на 52 млн грн. Среди ее фигурантов – директор и главный бухгалтер «украинского представительства всемирно известного бренда такси».
Детективы БЭБ расследуют деятельность ООО «У-Драйверс-Партнер Убер в Украине», рассказал Forbes народный депутат, знакомый с материалами дела. Это юрлицо компании U-Drivers, называющее себя сервисом подключения и поддержки водителей Uber и Bolt. Услугами U-Drivers пользуются более 19 400 клиентов, говорится на сайте, а подключение обещают чуть ли не в течение дня.
Что произошло и откуда взялись посредники
U-Drivers – один из пятерки крупнейших посредников такси-сервисов, говорит на условиях анонимности собеседник, знакомый с ситуацией на рынке. «На пике их были тысячи», – добавляет он. Среди известных брендов-посредников – UberDrive, Uberlin, среди прочего называвший себя официальным партнером Uber в Москве.
Расцвет такого бизнеса начался в 2016-м, когда на украинский рынок вышло первое зарубежное такси-приложение Uber. По комплаенсу западная компания не могла напрямую работать с водителями-физлицами, объясняет собеседник Forbes. Единственный, хотя и не слишком выгодный вариант – сотрудничество платформ с украинским юрлицом-посредником, которое перечисляло бы деньги на водительские счета.
Технокомпании типа Uber, Bolt и украинского Uklon не позиционируют себя как службы такси, а заявляют, что только предоставляют услуги платформы.
Средняя комиссия посредника – 2–10% стоимости поездки, в зависимости от количества дополнительных услуг вроде скидок на топливо. «Фактически водитель получал доход, просто меньший на сумму комиссии этого партнера, – говорит собеседник. – А этот партнер либо не платил налоги, либо очень оптимизировал».
Альтернатива посредникам появилась через два года, когда в Украину второй раз пришел эстонский Bolt и предложил водителям прямые выплаты на карту через платежный сервис Wise. Чтобы не упустить конкурентное преимущество, Uber принял новые правила игры и добавил возможность подключаться к своей платформе напрямую с выплатами через Payoneer.
Но посредники от этого полностью не исчезли. Одна из привлекательных опций – мгновенные выплаты заработка. Bolt или Uber перечисляют водителю заработанные деньги раз в неделю, а посредники – в любой момент за дополнительную комиссию. «Почти половина всего рынка работает через посредников, это большие объемы», – говорит собеседник Forbes.
В 2019-м крупнейшие в Украине онлайн-сервисы такси – Uber, Bolt, Uklon – пытались вывести рынок из тени. Вместе с BRDO они разработали законопроект, позволяющий легально работать с водителями-физлицами. Чтобы подключиться к сервисам, не открывая ФЛП, нужно было приобрести специальное разрешение-«токен».
Авторы законопроекта четыре года назад оценивали, что в Украине около 220 000 водителей такси, которые работали, не платя налогов.
Для водителей предлагали, в сущности, налог на деятельность, говорил тогда AIN соучредитель Uklon Сергей Смусь. Дополнительные поступления в бюджет он оценивал по меньшей мере в 0,5 млрд грн в год. Однако этот законопроект так и не дошел до парламента.
Штраф или налоги
«Поскольку дело, о котором идет речь, не касается деятельности Uber, компания не может его комментировать», – ответила по запросу Forbes пресс-служба Uber. Если сервис юридически не аффилирован с посредником, ответственности он не будет нести, сходятся во мнении опрошенные Forbes юристы.
Однако зарегистрированный в Украине посредник должен отвечать перед украинским законодательством. Директор и одновременно владелец U-Drivers – украинец Богдан Бубра, свидетельствуют данные открытых реестров. В 2020 году компания получила более 1,4 млн грн выручки и 152 000 грн чистой прибыли.
По версии детективов БЭБ, директор и главный бухгалтер компании придумали схему, по которой платежи производились на счета ряда ФЛП в качестве оплаты за несуществующие «информационно-посреднические услуги». Остальные детали не раскрываются. Что грозит фигурантам, если их вина будет доказана?
Если мнимый характер таких отношений будет доказан, директор и главбух будут отвечать за уклонение от уплаты налогов, говорит основатель юридической компании Tretten Lawyers Максим Носарев. Возможное наказание – конфискация имущества, запрет занимать определенные должности до трех лет и максимальный штраф до 33,5 млн грн.
Но есть возможность избежать уголовной ответственности – погасить налоговый долг и уплатить финансовые санкции.
Труднее всего в таких делах доказать умысел, отмечает руководитель практики безопасности бизнеса юридической компании Juscutum Дмитрий Дичаковский. То есть что компания действительно проводила операции с фиктивными предприятиями, а ее чиновники знали и понимали, что пользуются так называемым обналом.
Только экспертиза первичной документации может занять от двух месяцев до полутора лет. Но работа с ФЛП – легальная схема уклонения от уплаты налогов, говорит Дичаковский. «Если бухгалтер это грамотно прописал, они ничего не докажут», – добавляет он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.