Категория
Компании
Дата

Пришли за таксистами. Украинского партнера Uber и Bolt подозревают в налоговой схеме. Что происходит

3 хв читання

Украинского партнера Uber и Bolt подозревают в налоговой схеме /Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная

Украинского партнера Uber и Bolt подозревают в налоговой схеме Фото Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная

Бюро экономической безопасности взялось за схему на рынке существовавшего годами такси. Вероятным фигурантам грозит миллионный штраф и конфискация имущества. Пора ли напрячься крупнейшим райдхейлинговым сервисам

20 марта Бюро экономической безопасности (БЭБ) заявило, что разоблачило схему уклонения от уплаты налогов на 52 млн грн. Среди ее фигурантов – директор и главный бухгалтер «украинского представительства всемирно известного бренда такси».

Детективы БЭБ расследуют деятельность ООО «У-Драйверс-Партнер Убер в Украине», рассказал Forbes народный депутат, знакомый с материалами дела. Это юрлицо компании U-Drivers, называющее себя сервисом подключения и поддержки водителей Uber и Bolt. Услугами U-Drivers пользуются более 19 400 клиентов, говорится на сайте, а подключение обещают чуть ли не в течение дня.

Что произошло и откуда взялись посредники

U-Drivers – один из пятерки крупнейших посредников такси-сервисов, говорит на условиях анонимности собеседник, знакомый с ситуацией на рынке. «На пике их были тысячи», – добавляет он. Среди известных брендов-посредников – UberDrive, Uberlin, среди прочего называвший себя официальным партнером Uber в Москве.

Расцвет такого бизнеса начался в 2016-м, когда на украинский рынок вышло первое зарубежное такси-приложение Uber. По комплаенсу западная компания не могла напрямую работать с водителями-физлицами, объясняет собеседник Forbes. Единственный, хотя и не слишком выгодный вариант – сотрудничество платформ с украинским юрлицом-посредником, которое перечисляло бы деньги на водительские счета.

Технокомпании типа Uber, Bolt и украинского Uklon не позиционируют себя как службы такси, а заявляют, что только предоставляют услуги платформы.

Средняя комиссия посредника – 2–10% стоимости поездки, в зависимости от количества дополнительных услуг вроде скидок на топливо. «Фактически водитель получал доход, просто меньший на сумму комиссии этого партнера, – говорит собеседник. – А этот партнер либо не платил налоги, либо очень оптимизировал».

Альтернатива посредникам появилась через два года, когда в Украину второй раз пришел эстонский Bolt и предложил водителям прямые выплаты на карту через платежный сервис Wise. Чтобы не упустить конкурентное преимущество, Uber принял новые правила игры и добавил возможность подключаться к своей платформе напрямую с выплатами через Payoneer.

Но посредники от этого полностью не исчезли. Одна из привлекательных опций – мгновенные выплаты заработка. Bolt или Uber перечисляют водителю заработанные деньги раз в неделю, а посредники – в любой момент за дополнительную комиссию. «Почти половина всего рынка работает через посредников, это большие объемы», – говорит собеседник Forbes.

В 2019-м крупнейшие в Украине онлайн-сервисы такси – Uber, Bolt, Uklon – пытались вывести рынок из тени. Вместе с BRDO они разработали законопроект, позволяющий легально работать с водителями-физлицами. Чтобы подключиться к сервисам, не открывая ФЛП, нужно было приобрести специальное разрешение-«токен».

Авторы законопроекта четыре года назад оценивали, что в Украине около 220 000 водителей такси, которые работали, не платя налогов.

Для водителей предлагали, в сущности, налог на деятельность, говорил тогда AIN соучредитель Uklon Сергей Смусь. Дополнительные поступления в бюджет он оценивал по меньшей мере в 0,5 млрд грн в год. Однако этот законопроект так и не дошел до парламента.

Штраф или налоги

«Поскольку дело, о котором идет речь, не касается деятельности Uber, компания не может его комментировать», – ответила по запросу Forbes пресс-служба Uber. Если сервис юридически не аффилирован с посредником, ответственности он не будет нести, сходятся во мнении опрошенные Forbes юристы.

Однако зарегистрированный в Украине посредник должен отвечать перед украинским законодательством. Директор и одновременно владелец U-Drivers – украинец Богдан Бубра, свидетельствуют данные открытых реестров. В 2020 году компания получила более 1,4 млн грн выручки и 152 000 грн чистой прибыли.

По версии детективов БЭБ, директор и главный бухгалтер компании придумали схему, по которой платежи производились на счета ряда ФЛП в качестве оплаты за несуществующие «информационно-посреднические услуги». Остальные детали не раскрываются. Что грозит фигурантам, если их вина будет доказана?

Если мнимый характер таких отношений будет доказан, директор и главбух будут отвечать за уклонение от уплаты налогов, говорит основатель юридической компании Tretten Lawyers Максим Носарев. Возможное наказание – конфискация имущества, запрет занимать определенные должности до трех лет и максимальный штраф до 33,5 млн грн.

Но есть возможность избежать уголовной ответственности – погасить налоговый долг и уплатить финансовые санкции.

Труднее всего в таких делах доказать умысел, отмечает руководитель практики безопасности бизнеса юридической компании Juscutum Дмитрий Дичаковский. То есть что компания действительно проводила операции с фиктивными предприятиями, а ее чиновники знали и понимали, что пользуются так называемым обналом.

Только экспертиза первичной документации может занять от двух месяцев до полутора лет. Но работа с ФЛП – легальная схема уклонения от уплаты налогов, говорит Дичаковский. «Если бухгалтер это грамотно прописал, они ничего не докажут», – добавляет он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд