С момента принятия Закона «О санкциях» в августе 2014 года они затронули 4057 юридических и 1876 физических лиц. Из общего количества только в 2021 году в списки попали 43% юридических и 74% физических лиц. Для государства это стало эффективным и часто используемым инструментом. Для чего и для кого?
«Санкции касаются только государства-агрессора, только иностранных субъектов предпринимательской деятельности, только иностранных компаний, иностранной агентуры…, которые не дают возможности Украине жить», – так заявил премьер-министр Арсений Яценюк в парламенте при принятии закона.
А вот недавняя цитата Алексея Данилова, секретаря СНБО: «Появился тезис, что граждане Украины могут попадать под санкции СНБО, только если участвуют в террористической деятельности. Однако когда речь идет о национальной безопасности, мы также имеем право вводить санкции! Мы не подменяем суды, но хотели бы, чтобы правоохранительная система двигалась быстрее! Если что-то было незаконно забрано, то ли недра, то ли земля, если люди не платят налоги за состояние, то их лишат этих вещей!».
Зеленский в этом контексте в одном из интервью заявил, что «раньше СНБО был органом «сбитых летчиков», а сегодня стал эффективным инструментом».
Речь не идет о целесообразности санкций против отдельных физических или юридических лиц. Речь идет о прозрачности и открытости решений власти.
Санкции и закон
Смысл международных санкций сводится к принудительным мерам, применяемым государством или международными организациями к гражданам и бизнесу другого государства за нарушение норм международного права.
Наш закон тоже не подразумевает применения санкций к гражданам Украины. Теоретически к украинским гражданам и их бизнесу санкции могут быть применены только в случае террористической деятельности. Но есть нюанс. Террористическая деятельность сама по себе является преступлением, за которое предусмотрена уголовная ответственность на основании решения суда. Соответственно, санкции в этом случае могут быть введены только после осуждения человека за совершение преступления, то есть после приговора суда.
Но в санкционный список все чаще попадают украинцы и украинские компании. Причем список сам по себе становится предметом торга, шантажа и договоренностей.
Украинский бизнес разделился на несколько лагерей:
- активных участников, занимающих жесткую публичную позицию;
- которые тихо договариваются в государственных кабинетах, в надежде получить гарантии;
- испытывающих «радость» за «уже попавших» конкурентов;
- и небольшой бизнес, далекий от проблем санкционных списков.
Самое опасное в этой ситуации следующее.
1. Об угрозе включения вас или вашей компании в санкционный список вы вряд ли узнаете. При наилучшем раскладе в последний момент.
2. У вас не попросят никаких объяснений, доказательств и фактов.
3. Вам не скажут, в чем именно вас обвиняют.
4. Все документы, которые теоретически могли послужить основанием для применения санкций к вам или к вашему бизнесу, будут скрыты грифом «государственная тайна».
5. Очевидные репутационные риски.
Но все не так плохо, как кажется на первый взгляд.
Во-первых, есть международно-правовые нормы, согласие на действие которых неоднократно давало и наше государство.
Во-вторых, формируется практика Верховного суда, направленная на защиту прав пострадавших граждан и компаний.
Алгоритм введения санкций и их обжалования:
- предложения по применению санкций могут быть инициированы СНБО, ВРУ, Президентом, КМУ, НБУ, СБУ;
- санкции вводятся Указом Президента, и обжалованию подлежит именно Указ Президента, который вводит в действие решение СНБО;
- иск подается сразу же в Кассационный суд Верховного суда, и, соответственно, Большая Палата Верховного Суда является судом апелляционной инстанции;
- в случае неблагоприятного решения дальше можно подать иск в Европейский суд по правам человека.
Позиция власти
Представители Президента заявляют о том, что Президент выполняет лишь «официальную и формальную» функцию по введению в действие решения СНБО. Представители СНБО, в свою очередь, в отдельных случаях дают пояснения, что они в этом процессе лишние, так как СНБО не является юридическим лицом и выполняет только координационные функции.
Верховный суд в одном из своих решений установил, что Президент «имеет дискрецию в вопросе введения или не введения такого решения в действие, издания или не издания соответствующего указа. Необходимость рассудительности со стороны Президента при реализации этого полномочия и означает осуществление им аналитической деятельности в виде оценки целесообразности, законности и обоснованности принятия им такого решения» (п.71 постановления БП ВС в деле 9901/405/19).
Таким образом, суд подчеркнул, что ввод в действие санкций Президентом – это не формальная функция, а необходимость принятия им взвешенного, а самое главное, законного решения. Верховный суд имеет право оценить законность такого решения Президента.
Одной из особенностей некоторых решений действующей власти является быстрое получение показательного эффекта под громкие аплодисменты, невзирая на правовую сторону вопроса. Конечно, отобрать активы гораздо быстрее путем введения санкций, нежели путем сбора доказательств, расследований и судебных процедур. Но в правовом государстве, которым мы хотим называться, так не может быть.
Бизнес ждет от государства четких правил игры в вопросе санкций, трансформации судебной системы, реформа которой стагнирует который год, а также повышения эффективности работы правоохранительных органов. А вот популярные методы на скорую руку рано или поздно приводят к их дискредитации и дополнительным убыткам для государства.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.