Категория
Компании
Дата

Шортселлер Hindenburg против ритейл-гиганта LPP. Кто стоит за исследовательской компанией, разрушившей бизнес одного из самых богатых поляков. И не только его

Hindenburg Research обвалив акції польського гіганта швидкої моди LPP. /Getty Images

Hindenburg Research обрушил акции польского гиганта быстрой моды LPP. Фото Getty Images

Около месяца назад американская компания Hindenburg Research обвинила польского гиганта быстрой моды LPP в том, что, несмотря на обещания выйти с российского рынка, ритейлер продолжает там работать. Итогом стало падение акций польской компании на 36% за один день. Forbes Polska опубликовал наблюдение о деятельности исследовательской компании Hindenburg, принципах ее работы и узнал больше об основателе этой организации Натане Андерсоне

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Hindenburg Research взяла себе название от печально известного дирижабля, разработчики которого убеждали всех в его чрезвычайной надежности. Но произошло иначе – при одной из попыток посадки дирижабль внезапно вспыхнул и упал на землю, сгорев дотла за 34 секунды. Тогда погибли 35 человек, находившихся на борту. Этот инцидент повлиял и на миссию компании на финансовом рынке: озвучивать катастрофы, в которых виноват человек и которых можно было бы избежать, а следовательно, и уменьшить количество жертв среди ничего не подозревающего населения.

В Польше о Hindenburg Research заговорили особенно громко в марте, когда ее исследователи затронули икону польской фондовой биржи и гиганта модной индустрии LPP. Владелец модных сетей Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay все еще работает на рынке России, говорилось в отчете Hindenburg. Это, несмотря на то, что польская компания объявила о выходе из России после вторжения последней в Украину.

Расследование о работе LPP в России

Объявление о продаже российской части бизнеса LPP в Китае было обманом, утверждает Hindenburg. Исследователи аналитической компании обнаружили следующее:

  • бизнес купила дубайская компания, созданная за день до объявления о сделке, а имена ее представителей неизвестны;
  • российские магазины LPP по-прежнему находятся под фактическим управлением ритейлера, в них появляются те же коллекции, которые есть в Польше, а якобы китайские штрих-коды товаров действительно подделаны таким образом, чтобы IT-системы компании могли отслеживать эти товары;
  • близкие к основателю LPP Мареку Пехоцкому люди признавались, что ему и гендиректору LPP «начхать на какую-то временную войну», сорвавшую его планы агрессивной экспансии в России;
  • одну из азиатских подставных компаний основал ключевой член фонда Semper Simul Foundation, связанный с Мареком Пехоцким и являющийся мажоритарным акционером LPP.

Таким образом, значительная часть доходов LPP поступала из России, хотя компания представляла все так, словно именно польская часть бизнеса ответственна за ее успех. А именно рост доходности способствовал тому, что инвесторы обратили особое внимание на LPP, подтолкнув ее акции вверх. После же публикации отчета Hindenburg капитализация польского модного гиганта за один день упала с €7,7 млрд до €4,9 млрд. Инвесторы потеряли 36%.

Громкие расследования Hindenburg Research

Впервые мир услышал о Hindenburg Research в августе 2020 года, когда она опубликовала отчет об американской компании Nikola, которая целилась стать «Tesla в индустрии грузовиков». Разведка показала, что маркетинговое видео, на котором видно, как грузовик едет на большой скорости, является обманом: на самом деле автомобиль набрал скорость, скатившись с холма. Расследователи также нашли сфальсифицированные параметры прототипов грузовиков, фиктивные заказы и сфабрикованную информацию о наличии собственных источников зеленой энергии.

Тогда Nikola потерпела крах, а ее владельца и генерального директора Тревора Милтона приговорили к четырем годам заключения за ложную информацию для инвесторов.

В прошлом году у Hindenburg Research также было несколько громких дел. Одно из расследований компании привело к уменьшению состояния индийского миллиардера Гаутама Адани, занимавшего третье место в мировом списке самых богатых, почти на $60 млрд. Исследователи заявили, что Адани десятки лет участвовал в «манипуляциях с акциями и бухгалтерском мошенничестве», а ему и его семье удавалось это скрывать благодаря «лабиринту подставных иностранных компаний».

Hindenburg Research протесты в Индии Гаутам Адане /Getty Images

Протесты в Индии против миллиардера Гаутама Адани по обвинению в незаконной деятельности от шортсллера Hindenburg Research. Фото Getty Images

Вскоре после этого Hindenburg подорвала авторитет Карла Айкана, легенды Уолл-стрит, обрушив его состояние на $10 млрд за один день. Расследователи обвинили фонд Icahn Enterprise в том, что он работает по принципу финансовой пирамиды. То есть финансирует прибыль предыдущих инвесторов вкладами новых, и при этом несет убытки от инвестирования вверенных ему средств.

За время деятельности Hindenburg выдала более 60 отчетов. Из 15 самых медийных кейсов в первый день после публикации расследований падение (чаще двусмысленное) акций было зафиксировано в 13 случаях, подсчитал Bloomberg. Если проанализировать трехмесячный период, то у девяти компаний снизились цены на акции. И это обычно усугублялось, достигая даже 80-90%. Большинству компаний так и не удалось восстановиться. Это означает, что Hindenburg вероятно часто, хотя и не всегда, был совершенно прав.

Основатель Hindenburg 

Hindenburg Research основал 40-летний Натан Андерсон. Он окончил Университет Коннектикута по специальности «бизнес». Работал консультантом по продажам в аналитической фирме FactSet, а затем занимался юридической проверкой для состоятельных инвесторов. Сын преподавателя и медсестры, еще во время учебы на время выехал в Израиль. Там работал фельдшером и водителем скорой помощи. «Этот опыт научил меня работать под давлением», – рассказал он в одном из интервью.

Страстью Андерсона всегда было «обнаружение мошенничества», говорил он в интервью New York Times. Поэтому много времени посвятил изучению финансовых пирамид. Ему удалось поработать с Гарри Маркополосом, который «раскусил» пирамиду Берни Мэйдоффа и сообщил об этом американскому регулятору за восемь лет до разоблачения масштабного мошенничества. Но Маркополоса тогда никто не послушал.

В 2017 году Андерсон основал собственное агентство расследований Hindenburg Research, а Маркополос являлся его наставником и примером для подражания.

Долгое время у Андерсона ничего не получалось, доходов не было, появились долги. Он жил с девушкой на Манхэттене, и их угрожали выселить. И вот у него появился первый большой шанс: в декабре 2018-го Андерсон написал отчет вместе с хедж-фондом о компании по производству медицинской марихуаны Aphria, которую обвинил в «присвоении средств акционеров». Тогда акции Aphria упали на 30%, а Андерсон получил прибыль в результате коротких продаж. Он признает, что если бы не этот случай, ему, может быть, пришлось бы искать «настоящую работу».

Этичны ли короткие продажи

Основное обвинение в адрес шортселлеров – манипулирование рынком (отчеты пишутся с определенной целью, они могут быть преувеличенными или неточные), которое негативно влияет на большую группу «невинных инвесторов», таких как пенсионные фонды. Кроме того, страдают и сотрудники компании под прицелом, неожиданно теряющие работу в результате ухудшения ситуации внутри организации.

Не считая того, что шортселлеры являются естественными регуляторами рынка. И даже если они не правы на 100%, обращают внимание на проблемы, заставляют предпринимателей и компании исправлять ошибки, выступают предостережением для других. Это распространенная деятельность в США.

«Не вижу проблемы в существовании таких организаций. Они являются частью рыночной игры, целью которой является заработок. Они, конечно, много зарабатывают, но и много рискуют», – считает Конрад Рычко, аналитик брокерской фирмы BOŚ.

Короткие продажи – это действительно рискованная игра. В долгосрочной перспективе рынок, как правило, растет и уровень подъема акций неограничен, а вот падение акций имеет свои пределы (максимум 100%).

За несколько лет до Hindenburg инвестор Билл Экман решил сделать ставку на HerbaLife (производитель диетических добавок), обвинив ее в том, что она является финансовой пирамидой. Он открыл короткую позицию на $1 млрд. Сначала акции упали на 20%, но затем возобновились. В результате Экман, потерявший деньги в результате постоянного пополнения депозита, закрыл позицию через пять лет. Кроме того, его обвинили в том, что он действовал в ущерб компании. Экман признался, что больше не уйдет в короткие продажи.

Пока предприниматели, которых расследовал Андерсон, не особо защищались. Лишь две компании подали в суд на Hindenburg за клевету: китайский застройщик Yangtze River Point & Logistics и болливудская продюсерская фирма Eros International, сообщило агентство Reuters год назад. Впрочем, в удовлетворении исковых требований им было отказано.

Хотя Adani Group считала отчет Hindenburg «злонамеренной комбинацией выборочной дезинформации и устаревших, необоснованных и клеветнических обвинений», она не подала иск в суд. А вот LPP объявила, что обратится в прокуратуру.

Заработки Hindenburg

Свои доходы и позиции Hindenburg не разглашает. На Варшавской фондовой бирже необходимо сообщать о коротких позициях, составляющих более 0,5% от выпущенного акционерного капитала. До отчета Hindenburg 15 марта никто не регистрировался в Управлении финансового надзора Польши.

По информации Forbes Polska, Hindenburg и «дружественные инвесторы» открыли позицию на общую сумму примерно в €348 млн, то есть могли заработать в общей сложности свыше €116 млн.

Это согласуется с тем, что когда-то написала New York Times на основе интервью с Натаном Андерсоном: «Примерно 10 инвесторов с глубокими карманами финансируют часть сделок компании, а некоторые из них производят собственные короткие продажи вместе с Hindenburg. Андерсон отказался разглашать имена своих инвесторов». На этот и еще несколько вопросов, которые мы задавали компании, мы также не получили ответа.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине