Украинские предприниматели массово скупают небольшие самолеты для быстрых путешествий. Откуда этот авиабум и сколько стоит самолет
Категория
Компании
Дата

Украинские предприниматели массово скупают небольшие самолеты для быстрых путешествий. Откуда этот авиабум и сколько стоит самолет

Самолеты Cessna Skyhawk, Skylane и Turbo Stationair. Фото Cessna / cessna.txtav.com

В Украине – бум малой авиации. Предприниматели учатся летать и скупают самолеты, а девелоперы думают о том, как строить инфраструктуру для этого. Откуда появился спрос и сколько нужно денег для собственного самолета

Два года назад совладелец коттеджного городка Riviera Village Владимир Лимаков задумался о расширении перечня услуг для жителей. Его приятели все чаще используют для передвижения вертолеты, а многие получают лицензию на пилотирование небольших самолетов. Как это использовать в бизнесе?

Опросив 260 резидентов, Лимаков выяснил, что 60 из них заинтересованы в вертолетном и самолетном сообщении с Киевом, региональными украинскими городами, зарубежьем. Тридцать готовы быть совладельцами авиатехники, еще 15 – самостоятельно пилотировать. «Жители нашего поселка собирались сами или в компании с единомышленниками покупать небольшие самолеты», – говорит Лимаков. 

Он предложил партнеру Сергею Слюсаренко построить площадку для посадки вертолетов и дронов, а также взлетно-посадочную полосу для малой авиации. Стоимость проекта без учета земли Лимаков оценивает до $2 млн. Сейчас Riviera Village анализирует способы его реализации, чтобы быть готовыми запустить строительство в 2023 году и в 2024 году принять первые рейсы.

Похожая идея у основателей агрокомпании AVA Group Максима Шевчука и Ирины Паламар. Они строят на 100 гектарах недалеко от села Колонщина, что по Житомирской трассе, хай-тек поселок с вертолетной площадкой и взлетную полосу. Шевчук говорит, что планирует научиться летать, купить самолет, а затем сдавать его в аренду жителям поселка. Первоначальные инвестиции в полосу оценивает в 2-4 млн грн. Первый полет запланирован на 2023 год. «Это будет часть общей сервисной инфраструктуры, которая будет доступна жителям», – рассказывает Шевчук.

Соучредитель проекта «Уліс», управляющего сетью дачных домиков под аренду, Игорь Фарберов тоже собирается построить три дачных поселка, в одном из которых проектируется взлетно-посадочная полоса. «Земля, где мы будем строить наши поселки, недорогая – ее можно без труда выделить под условную полосу длиной 500 м и шириной 40 м», – говорит он. Фарберов рассчитывает, что с ростом спроса на авиаперелеты поселок с полосой получит конкурентное преимущество. 

A-22LS «Аэропракт» (Украина)

A-22LS «Аэропракт» (Украина)

A-22LS «Аэропракт» (Украина)

A-22LS «Аэропракт» (Украина)

A-22LS «Аэропракт» (Украина)

A-22LS «Аэропракт» (Украина)

A-22LS «Аэропракт» (Украина)

A-22LS «Аэропракт» (Украина)

A-22LS «Аэропракт» (Украина)

A-22LS «Аэропракт» (Украина)

A-22LS «Аэропракт» (Украина)

A-22LS «Аэропракт» (Украина)

A-22LS «Аэропракт» (Украина)

A-22LS «Аэропракт» (Украина)

A-32 «Аэропракт» (Украина)

A-32 «Аэропракт» (Украина)

A-32 «Аэропракт» (Украина)

A-32 «Аэропракт» (Украина)

A-32 «Аэропракт» (Украина)

A-32 «Аэропракт» (Украина)

A-32 «Аэропракт» (Украина)

A-32 «Аэропракт» (Украина)

A-32 «Аэропракт» (Украина)

A-32 «Аэропракт» (Украина)

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Малый авиабум

Оправданы ли инвестиции? В Украине бум малой авиации, говорит основатель компании Plane Ukraine Виктор Михайлов. Под его брендом работают авиашкола, сервис аренды и шеринга легкомоторных самолетов, а также агентство экскурсионных полетов. Один из основных факторов, подогревающих спрос, – желание обладателей частных самолетов свободно путешествовать за границу. «На членов экипажей не распространяются карантинные ограничения, – утверждает Михайлов. - Не имеет значение, управляешь ты большими Boeing/Airbus или маленькими Cessna/Piper».

Экс-директор по развитию компании «Промприлад.Реновація» Максим Немеш увлекся малой авиацией после просмотра YouTube-канала Владимира Васильева «Записки Пилота». Сейчас Немеш – один из известных авиаэнтузиастов и руководитель общественной организации «Авиация общего назначения Украины. Чтобы научиться самостоятельно управлять самолетом, он записался в авиашколу. Стоимость обучения от $9000 до $12 000 и занимает от четырех до шести месяцев.

За последние три года количество выданных свидетельств пилотов легких воздушных суден, по данным Госавиаслужбы, увеличилось почти втрое – до 570 (в 2021 году). В украинских авиашколах сейчас учатся пилотированию еще около 500 человек. В США такие свидетельства есть у 140 000 человек, в Великобритании – у 28 000.

В Украине на 2021 год зарегистрированы 475 самолетов General Aviation. Еще около 300 самолетов, по данным собственника DHI Aviation Яна Денисенко,– на иностранной регистрации. Число вылетов самолетов малой авиации за последние два года выросло почти вдвое – до 42 000. Ежемесячно в Украину привозят на продажу три-четыре таких самолета, говорит Денисенко.

Основатель украинского производителя самолетов «Аэропракт» Юрий Яковлев говорит, что не помнит, когда были такие очереди на его продукцию. Если в декабре 2021-го заказать самолет у «Аэропракта», то покупатель сможет получить его не раньше января 2023 года. Сейчас портфель заказов «Аэропракта» – около 100 самолетов. Их стоимость, по словам Яковлева, от €60 000.

По мнению Владимира Васильева, который развивает YouTube-канал о малой авиации, в Украине сейчас, как и во всем мире, наблюдается всплеск спроса на частную авиацию. «Людей, которые хотят купить самолеты, больше, чем тех, кто продает или успевает производить самолеты, – говорит он. – Очереди иногда занимают годы».

Самолет Cessna Skyhawk. Фото Cessna / cessna.txtav.com

Самолет Cessna Skyhawk. Фото Cessna / cessna.txtav.com

Самолет Cessna Skyhawk. Фото Cessna / cessna.txtav.com

Самолет Cessna Skyhawk. Фото Cessna / cessna.txtav.com

Самолеты Cessna Skyhawk. Фото Cessna / cessna.txtav.com

Самолеты Cessna Skyhawk. Фото Cessna / cessna.txtav.com

Самолеты Cessna Skyhawk, Skylane и Turbo Stationair. Фото Cessna / cessna.txtav.com

Самолеты Cessna Skyhawk, Skylane и Turbo Stationair. Фото Cessna / cessna.txtav.com

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Это отражается на ценах. За время пандемии, по данным Васильева, самолеты малой авиации подорожали на 50–60%. По данными ресурса по продаже самолетов GlobalPlaneSearch, с января по ноябрь 2021 года одна из популярных моделей Cessna 172 подорожала в среднем на 25% – до $100 000. Другой популярный самолет Cirrus SR-22 подорожал на 55% – до почти $700 000.

К 2026 году мировой рынок авиации общего назначения, по прогнозу консалтинговой компании Mordor Intelligence, увеличится на 21% – до $24 млрд. 

Как купить самолет

Украинский рынок малой авиации только формируется. «Если в Европе существуют салоны, куда можно прийти посмотреть новые самолеты, у нас нет места, куда можно приехать и выбрать себе самолет», – рассказывает Виктор Михайлов. 

Покупатели ищут самолеты через сайт OLX, перепродают среди знакомых и друзей, а также заказывают из-за границы через посредников. Такие услуги предоставляет компания Яна Денисенко, а также NTO-Pilot Владимира Васильева. 

Как это работает? После того, как покупатель выбрал понравившийся самолет на специализированных авиационных ресурсах (PlaneCheck, Controller), посредник летит за границу, где осуществляет проверку (pre-buy inspection). Затем самолет доставляют в Украину.

Есть два варианта оформления. «Режим временного ввоза и таможенная очистка с регистрацией воздушного судна в Украине, либо самолет остается на прежней регистрации», – рассказывает Михайлов. При ввозе в режиме временной регистрации самолет должен вылететь за пределы Украины в течение года. Используя второй вариант, покупателю нужно заплатить 20% НДС от стоимости самолета. Для ее начисления используется таможенная база, сформированная на основе данных о предыдущих ввозах самолетов в сопоставлении с рыночными ценами.

Cirrus SR22T G6. Фото cirrusaircraft.com

Cirrus SR22T G6. Фото cirrusaircraft.com

Cirrus SR22T. Фото cirrusaircraft.com

Cirrus SR22T. Фото cirrusaircraft.com

Cirrus SR22T. Фото cirrusaircraft.com

Cirrus SR22T. Фото cirrusaircraft.com

Cirrus SR22T. Фото cirrusaircraft.com

Cirrus SR22T. Фото cirrusaircraft.com

Cirrus SR22T G6. Фото cirrusaircraft.com

Cirrus SR22T G6. Фото cirrusaircraft.com

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Рост спроса на малую авиацию стимулирует развитие инфраструктуры. Только под Киевом работают несколько аэроклубов, где можно воспользоваться инфраструктурой для полетов: аэродромы «Гоголев», «Девички», «Киев-Южный», «Чайка», «Наливайковка». Строится новый аэродром «Слободка». 

Предприниматели, которые вкладывают деньги в инфраструктуру, зарабатывают на сопутствующих услугах. Михайлов организовал обучение в авиашколе, а также сдает самолеты в аренду. Кроме того, он помогает купить самолеты за границей и поставить на украинскую регистрацию или же найти компаньонов для такой покупки. За сопровождение он берет комиссию 5-10% от цены сделки.

Михайлов из Plane Ukraine инвестировал в авиабизнес около $200 000, вырученных от продажи кондитерского и автомобильного бизнесов. «Сначала у меня случилась любовь с авиацией. Она меня захлестнула, – говорит он. – А потом я начал думать, как на этом можно заработать». 

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Инвестгид на 2022-й год, Семёнов и его телеканалы, цифровая Украина | Рейтинг работодателей