10 февраля компания HARMAN International, дочерняя структура Samsung, приобрела украинского разработчика умных навигаторов Apostera. Украинский стартап имеет контракты с шестью автопроизводителями и годовую выручку свыше €5 млн. Forbes рассказывает историю Apostera, которую инвесторы оценивали в 40-50 млн евро
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
Ожидаемая реальность
У Apostera – 12 основателей, у которых больше полувека инженерного стажа в IT‑компаниях. Компанию запускали с огромными амбициями. «Нацелились едва ли не на функции автономного вождения», – улыбается сооснователь и технический директор компании Виктор Сдобников, 33. Его научная специализация – компьютерное зрение и распознавание образов. На факультет прикладной математики КПИ Сдобников поступил в 15 лет. Он сохраняет связь с альма‑матер, совмещая бизнес с преподаванием.
Apostera запустилась в марте 2017‑го и сфокусировалась на использовании дополненной реальности (AR) в автомобилях. Фишка – использовать проекционный дисплей (HUD), чтобы картинка возникала на лобовом стекле и водитель мог лучше ориентироваться на дороге, не отводя взгляд. Первый прототип был сделан менее чем за полгода, и так же быстро нашелся первый клиент.
Это шанхайская компания, которая поставляет решения для китайского автогиганта, говорит соосновательница и директор по развитию бизнеса Ольга Миркина, 42. Другие подробности Apostera не разглашает.
Миркина – выпускница физкласса Кловского лицея. Училась в КПИ, изучала прикладную математику в немецком Университете Мангейма. Несколько лет занималась разработкой в IT‑компании Infopulse, потом работала на менеджерских позициях в Luxoft.
Apostera сложно хвастать именитыми клиентами в портфолио – мешают обязательства о неразглашении. У стартапа шесть прямых контрактов с автопроизводителями из Европы и Северной Америки. В работе – два десятка моделей авто. Но рассказывать можно только об одной.
В 2018‑м Apostera стала поставщиком для Audi. Результатов пришлось подождать: электрокар Audi Q4 e‑tron с проекционной навигацией официально презентовали весной 2021‑го. В Украине таких пока нет. «Выход этой модели запланирован на 2024 год», – говорит Дарья Штименко, бренд‑менеджер Audi в «Порше Украина».
В Германии Q4 e‑tron в минимальной комплектации стоит от €41 900. Чтобы оснастить машину системой Apostera, придется доплатить €2930. Что представляет собой эта опция? Водителя «ведет» стрелка на лобовом стекле. Там же видны текущая скорость и лимиты на маршруте, расстояние до пункта назначения или следующего поворота.
Вторая задача – следить за безопасностью. Система предупредит, если вы опасно приблизились к другому автомобилю или пешеходу. Сменили полосу, но не включали поворотник – тоже подаст сигнал.
Audi здесь не пионер. AR‑навигация на лобовом стекле есть и во многих моделях Mercedes, и в электрическом кроссовере Hyundai IONIQ 5. В чем уникальность Apostera?
«В привязке к реальному миру», – говорит маркетинг‑директор Кирилл Василевский. Пока конкуренты делали просто еще один информационный экран, украинцы решили вписать указатели и предупреждения в пейзаж.
Цель Apostera – облегчить жизнь водителю, рассказывает CEO Андрей Голубинский, 39. Когда вся информация перед глазами, не нужно отвлекаться на обычный навигатор и легче ориентироваться на сложных развязках, уверяет он. Голубинский – еще один математик в стартапе: в дополнение к диплому Университета Шевченко изучал финансовый менеджмент в КНЭУ.
Команда из 120 человек поделена между Киевом, Одессой и Санкт‑Петербургом. Голубинский управляет всем из главного офиса в Мюнхене. Зачем было переносить центр принятия решений так далеко?
Идеальный старт
Основатели сразу целились в сердце европейского автопрома – первый прямой контракт готовились заключить с немецким концерном. Для этого нужно было юрлицо в Германии. «Немцы даже Швейцарию считают офшором», – объясняет Миркина.
Контракт сорвался, но идею удалось продать другому немецкому автоконцерну. Сотрудничество с Audi стало рождественским подарком – точку безубыточности стартап прошел в конце 2018‑го. За следующий год выручка выросла до €4 млн, в 2020‑м заработали столько же. Динамику подпортил COVID‑19 – из‑за пандемии сорвалось несколько проектов, вздыхает Сдобников. В 2021‑м Apostera рассчитывает на 50‑процентный рост продаж.
Регистрировать компанию в нотариальную контору на площади Мариенплац приехали все 12 фаундеров. «Немецкий язык знала только я и все переводила», – смеется Миркина. Накануне они тем же составом уволились из Luxoft.
Основатели Apostera называют свой продукт платформой. Его ключевая цель – облегчить жизнь водителю
Luxoft одним из первых в Украине взялся за автомобильных клиентов. Начинали в одесском офисе, позже подключили инженеров в других городах. «Сейчас это есть у Intellias, Infopulse, EPAM, – говорит Голубинский. – Но вся история начиналась напротив «Привоза». В 2019‑м основатели Luxoft – россияне Анатолий Карачинский и Сергей Мацоцкий – за $2 млрд продали бизнес американской DXC Technology. Курс не изменился: из почти 4000 украинских сотрудников четверть работает над автомобильными заказами.
Будущие стартаперы трудились над R&D‑проектом в Киеве – делали навигатор с дополненной реальностью для обычного дисплея. О проекции на лобовое стекло еще не задумывались. Для Luxoft это был имиджевый проект, который показывал возможности инженеров, считает Сдобников. «Для нас это было будущее», – говорит он.
В 2016‑м руководство Luxoft решило, что «имиджевый проект» должен приносить деньги. Команда с задачей не справилась. Часть сотрудников перевели на другие проекты, часть после нескольких раундов переговоров решилась основать свой. Расставание прошло мирно. Со старой работы не вынесли ни единой строчки кода, уверяет Сдобников. В самом Luxoft комментировать эту историю отказались.
Основатели Apostera называют свой продукт платформой. Это набор технических решений на основе компьютерного зрения и машинного обучения. Из этого «конструктора» собираются разработки для конкретного заказчика.
Задача Apostera – собрать и обработать максимум данных со всех камер и датчиков в автомобиле.
Возможности платформы продают по лицензии. Автопроизводитель платит фиксированную сумму за разработку и адаптацию выбранных функций, а потом – лицензионный сбор за каждую проданную машину.
На разработку потратили уже $3 млн. Треть суммы составили вложения фаундеров. Двое – Виктор Самойленко и Андрей Моисеев – отошли от дел, но остались в числе акционеров. Еще по $1 млн инвестировали фонды SMRK и ICU, последний раунд без разглашения оценки закрыли в 2019‑м.
Годом ранее стартап россиянина Виталия Пономарева WayRay поднял $80 млн от Porsche, Hyundai и Alibaba Group. Он делает голографические дисплеи с дополненной реальностью и программное обеспечение для них. Все разработки были в стадии прототипа, что не помешало оценить компанию в $0,5 млрд.
Apostera до трехзначных оценок еще не доросла. Можно говорить о мультипликаторе 10Х к выручке и стоимости порядка €60 млн, полагает партнер инвестиционной фирмы DrakeStar Виталий Голомб.
«Оценка может доходить и до €100 млн», – говорит генеральный партнер SID Venture Partners VC Fund Валерий Красовский. Реалистичной он считает оценку €40–50 млн.
Инвесторы не сомневаются, что спрос на технологию будет. «Вопрос в сроках: год, пять или десять, – говорит управляющий партнер SMRK Андрей Довженко. – Мы готовы подождать».
Беспилотный мир
Apostera соперничает за контракты и с другими стартапами, и с собственными R&D‑департаментами Daimler, Tesla, Volkswagen. Сервисные компании тоже в игре. Украинско‑шведская Sigma Software возила прототип лобового стекла с проекционным дисплеем на выставку Volvo Garage в Швеции. «С этой платформой конкурируют скорее полностью автономные автомобили», – говорит automotive‑эксперт Sigma Александр Ситников.
Беспилотное будущее в миниатюре – это Калифорния. Там тестируют системы автономного вождения Tesla, «дочка» Alphabet – стартап Waymo и Cruise, за который General Motors в 2016‑м заплатил $1 млрд. Летом 2021‑го к ним ненадолго присоединился китайско‑ американский производитель роботакси Pony.ai. В конце октября один из тестовых Hyundai Konaс снес дорожный знак во Фримонте и власти штата отозвали лицензию на испытания автопилота. Сейчас стартап, который, по данным Crunchbase, привлек $1,1 млрд инвестиций, вывел свои машины на улицы Пекина.
В 2026‑м мировая индустрия автономных авто будет стоить больше $220 млрд, прогнозирует исследовательская компания Market Data Forecast. Большого рынка для технологии Apostera нет, скептически говорит Голомб. «Возможно, их купит Daimler или Volkswagen»,– продолжает он. Голубинский такой вариант не исключает, были бы предложения.
Сильный партнер нужен в любом случае. В планах Apostera на ближайшие два года – экспансия в Японию и Южную Корею. От мечты об автономном вождении стартаперы не отказались. «Просто идти будем маленькими шажками», – говорит Сдобников. Своих сил тут не хватит – понадобятся деньги и юридическая поддержка больших концернов.
Время еще есть, ведь ездить без живого водителя машины пока не могут. На наивысший, пятый, уровень автономности могут претендовать разве что робокурьеры вроде американского Nuro – единорога с оценкой $8,6 млрд. В декабре стартап запустил доставку на беспилотных Toyota Prius из супермаркетов 7‑Eleven в калифорнийском Маунтин‑Вью.
Куда движется Apostera? Для начала неплохо стать именем нарицательным в индустрии, как сделал с копировальными машинами Xerox. «Apostera – это смешанная или дополненная реальность», – говорит Голубинский. Осталось выйти за рамки автомобилей – такой навигатор отлично впишется в шлемы мотоциклистов и летающие такси.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.