Михаил Федоров /Наталья Кравчук
Категория
Инновации
Дата

Будет ли ChatGPT в «Дії». Михаил Федоров хочет внедрить искусственный интеллект в государственные сервисы. Каков план

4 хв читання

Михаил Федоров Фото Наталья Кравчук

Минцифры ведет консультации с американской OpenAI и намерена внедрять ИИ-технологии в государственные сервисы. Как это может выглядеть и скоро ли произойдет – рассказывает Михаил Федоров

В отличие от других стран Украина планирует развивать искусственный интеллект, а не запрещать его, заявил глава Минцифры Михаил Федоров на конференции «Сверхлюди» от Forbes. ИИ уже активно используется на фронте и должно появиться в «мирных» сервисах. Как это может выглядеть? Forbes выбрал главное из выступления

Как Федоров относится к ИИ

Если другие страны сейчас думают, как запретить искусственный интеллект, мы, напротив, думаем, как сделать так, чтобы Украина выстрелила в хорошем смысле. В смысле продуктов, специалистов по развитию искусственного интеллекта. Мы уверены, что за этим будущее.

Либо ты начнешь использовать искусственный интеллект, либо он заменит тебя. Многие боятся искусственного интеллекта и говорят, а что же будет с тысячами госслужащих, а что же будет с тысячами сотрудников компаний? Я считаю, что, наоборот, открывается мощный рынок, нужно изучать искусственный интеллект. Появятся много новых специалистов, новых профессий. Это тренд, который следует возглавить, а не убегать от этого тренда.

Наталья Кравчук

Наталья Кравчук

Как Украина использует ИИ в войне с Россией

С самого начала вторжения, в первые дни мы связались с компаниями, занимающимися искусственным интеллектом. Например, компания Clearview AI, которая через распознавание лиц может находить людей в социальных сетях, на разных платформах.

В Киевской, Черниговской областях российские захватчики, эти грабители, эти бандиты, грабили дома наших с вами граждан и затем отправляли добытое через Беларусь в свои города. Благодаря данным с камер, искусственный интеллект распознал лица и сразу были найдены эти люди: их страницы, их близкие и т. д.

Мы организовали канал постоянного получения информации с поля боя. Он активно помогал быстро получать фотографии раненых, убитых россиян, находить их контакты в социальных сетях и отправлять туда эти фотографии. То есть показывать, что происходит реальная война, а не то, что показывают россиянам по телевидению.

На сегодня многие специальные наши службы, правоохранительные органы используют подобные инструменты, не только Clearview AI, чтобы находить российских преступников.

Сегодня у нас технологичная война. Следующий пример – использование искусственного интеллекта для того, чтобы расшифровывать спутниковые снимки. Мы также собираем с поля боя очень много разной информации через беспилотники. Этот искусственный интеллект учится, он может отличать разные виды вооружения, застройки и т. д., давать важную качественную информацию, которую можно использовать в системах ситуационной осведомленности.

ИИ активно внедряется для обучения комплексов БпЛА, чтобы распознавать объекты на поле боя в режиме реального времени. Если оператор БпЛА устал, особенно среди деревьев или ночью, очень трудно на глаз распознать конкретный объект. А искусственный интеллект помогает. Эта технология еще не массовая, она только начинает развиваться, но мы видим успешные кейсы применения.

Мы внедряем систему ситуационной осведомленности Palantir. Ее используют страны НАТО, и мы разбираемся, как быстрее внедрить эту систему в Украине. Это, по сути, электронная карта, куда слоями наносится разная информация в режиме реального времени.

Она позволяет военным понимать, что конкретно происходит на конкретном участке, где находится враг, как он передвигается. Это управление боем в режиме реального времени, но в то же время вы владеете разведывательной информацией. Она реально помогает сохранять жизнь наших бойцов и в то же время нашей артиллерии быть более меткой.

Антон Забельский для Forbes Украина

Антон Забельский для Forbes Украина

Будет ли ИИ в «Дії» и других государственных сервисах

Это, конечно, спойлер, это только R&D. Я не могу сейчас говорить, что это на 100% произойдет, не могу говорить о дедлайнах.

Но, во-первых, мы работаем над виртуальным помощником «Надія», который, возможно или нет, появится в «Дії». Это рабочее название.

Это виртуальный помощник нового поколения. Мы общаемся с компанией OpenAI, чтобы максимально автоматизировать и сделать на понятном языке ответ на любой ваш вопрос.

К примеру, вы говорите: «Надія, найди ЦНАП рядом со мной, который находится в таком-то районе, в таком-то городе, и скажи, какие услуги можно получить». И тебе на человеческом языке максимально персонализированно дается ответ, где можно найти этот ЦНАП, и т. д.

Речь идет не только о том, что можно получить на портале или в приложении «Дія», а вообще любой ответ на вопросы, касающиеся государственных сервисов.

Я пока не могу рассказать всю архитектуру, но, конечно, мы не будем использовать персональные данные. Мы дизайнерим систему таким образом, чтобы все было максимально безопасно, потому что это главный вызов. С точки зрения технологии это будет максимально условная локализация.

Уверен, что это только начало. Во-первых, это может быть большая оптимизация с точки зрения расходования человеческого фактора. Перенаправить в другие направления людей, работающих в контакт-центре. Развивать их, а это делегировать искусственному интеллекту. Во-вторых, это очень качественная информация для граждан, которую они смогут получить быстро, без какой-либо человеческой ошибки.

Следующий наш проект – «Голос граждан». Мы хотим в режиме реального времени сканировать все происходящее в социальных сетях. Все проблемные вопросы, проходящие на форумах, Facebook, Instagram, Telegram. О чем люди говорят, какие у них проблемы, где плохие услуги, на что они жалуются. Параллельно анализировать все обращения граждан в контакт-центры и выводить проблематику дашбордами с ключевыми темами чиновникам и министрам.

Очень часто политики оторваны от реальности. Тем более что сейчас активные боевые действия, много разрушенного имущества, много проблем у людей, нужно в режиме реального времени понимать, что происходит.

Что мне нравится больше всего, что можно будет через «Надію» записать голосовое оповещение о том, что меня бесит, что нужно изменить. Мы хотим собирать обратную связь в режиме реального времени и распознавать не просто текст, а язык.

Украина быстро меняется. Сегодня мы, наверное, самая лучшая территория в мире, где можно применять разные технологии. К сожалению, это происходит потому, что у нас война. Но если проанализировать мировую историю, то самые большие инновации всегда генерировались либо во время, либо после войны. Для нас это время возможностей, и так совпало, что сейчас происходит новая технологическая революция.

Генеральні партнери конференції «Надлюди» від Forbes: МХП, Райффайзен Банк, Ferrexpo, Carlsberg Ukraine, Genesis. Партнери: WINETIME, Coca-Cola Україна, Jack Daniel’s, Indposhiv.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд