Megogo запустился на польском рынке в феврале 2023 года /Коллаж Анна Наконечная и Максим Золоедов
Категория
Инновации
Дата

Megogo оставил конкурентов в Украине далеко позади. Что он будет делать в Польше, где господствуют Netflix, HBO и Disney+

Megogo запустился на польском рынке в феврале 2023 года Фото Коллаж Анна Наконечная и Максим Золоедов

Украинский стриминговый сервис Megogo вслед за monobank, «Новой Почтой» и десятками других бизнесов пошел в Польшу. Почему для стримингового сервиса это может быть долгий путь

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

В начале февраля OTT-сервис Megogo присоединился к волне экспансии украинского бизнеса в Польшу. Это рынок на 13,6 млн домохозяйств, или €1,5 млрд, ссылается на оценку консалтинговой компании Arthur D. Little новоназначенный глава новообразованного варшавского офиса компании Артур Пацула.

«Это мировоззренческое изменение для нас, изменение вектора движения», – говорит СЕО и основатель Megogo Владимир Боровик. Польша – первый осторожный шаг в Европу для основанной в 2011-м стриминговой компании и 14-й по счету рынок. Megogo привык играть на постсоветском поле – Грузии, Казахстане, Беларуси, Узбекистане с русскоязычной аудиторией.

В 2020 году 40% пользователей приходили из Украины и России, где сервис работал по франшизе. Боровик ликвидировал ее в начале марта 2022 года. Российский филиал зарабатывал $29 млн в год и стоил, по оценкам Forbes Russia, до $270 млн.

На рынке Megogo связывают со Степаном Черновецким и его фондом CIG, писал ранее Forbes. Сам предприниматель не подтверждал эту информацию. Из-за войны оценка состояния Черновецкого упала до $350 млн, хотя он до сих пор входит в двадцатку самых богатых украинцев.

Почему для украинских стримингов наступили не самые лучшие времена

Украина и Megogo остаются друг для друга самыми большими. Боровик не раскрывает финансовые показатели, но утверждает, что домашний рынок – основной. Украинская выручка в 2021-м, по оценке Forbes, составила около $43 млн. «Мне очень интересно посмотреть, что будут делать конкуренты, чтобы нас догнать», – говорит Боровик. Это не пустая бравада.

К концу 2022-го пятерка крупнейших украинских OTT-платформ имела более 1,3 млн платных пользователей, говорит директор аналитического сервиса Big Data UA Сергей Бойко. У Megogo – более 800 000, два года назад было вдвое меньше. Второй эшелон – Sweet.tv, Volia, «Киевстар ТВ» со 120 000–150 000 подписчиков каждый – далеко позади.

Крупнейший украинский конкурент Megogo – оцененный в $20 млн Oll.tv из «Медиа Группы Украина» (МГУ) Рината Ахметова – выбыл из гонки навсегда. В июле 2022-го самый богатый украинец отказался от медиаактива, ссылаясь вроде бы на правила так называемого закона об олигархах. Часть подписчиков поделили между собой Megogo и «Киевстар ТВ», а часть вообще отказалась от стриминга, свидетельствует отчет Big Data UA.

Больнее, чем закрытие крупного игрока, по рынку ударила военная миграция. «Многие пользователи уехали из страны, и не все из них остались подписчиками отечественных ОТТ-платформ», – говорит Бойко. Эти потери, по его оценке, могут достигать 200 000 пользователей – столько в лучшие времена имел Oll.tv.

Обратная сторона медали – за мигрантами потянулся и бизнес. «В Польше находится около 3 млн украинцев, но, конечно, мы будем очень рады и полякам. Нам не терпится удивить их украинским уровнем банковского сервиса», – говорил Forbes соучредитель monobank Олег Гороховский, объясняя выход необанка в Польшу. Релиз европейской версии под названием stereo запланирован на весну 2023 года.

Еще раньше на польский рынок с прицелом на украинских мигрантов, заплативших там около $2,4 млрд налогов, пошла и «Новая Почта». «Они нас знают и ждут», – объяснял Forbes соучредитель НП Вячеслав Климов. В целом в прошлом году 45% новых иностранных компаний в Польше были украинскими, свидетельствует отчет Польского экономического института.

Но Боровик делает ставку не на соотечественников.

Кто (не) ждет Megogo в Польше

«Я бы сказал, что это приоритет номер два», – говорит Боровик. Польское отделение Megogo разработало для украинцев специальный пакет с 70 украиноязычными каналами «ТВ и Кино UA». Но Боровик хочет строить сервис в первую очередь для локальной аудитории. В пакетах есть популярные каналы TVN, Polsat, TV Puls. Однако какая часть библиотеки на десятки тысяч единиц контента будет доступна в Польше, неизвестно.

Деталей стратегии Боровик почти не раскрывает – говорит, что хочет проверить в Польше несколько гипотез. Демпинг в этот план точно не входит. «Мы не хотим, чтобы нас покупали, потому что мы дешевы», – говорит он.

Месячная подписка на польский Megogo стоит 10–40 злотых, это средняя цена на рынке. Но в том же ценовом диапазоне есть предложения от тройки мировых гигантов – Netflix, Disney+ и HBO Max. Лидер – Netflix с почти 13 млн аудитории – за шесть лет серьезно закрепился в Польше. Американцы открыли офис в Варшаве осенью 2022-го и инвестировали в местное производство оригинальных фильмов и сериалов минимум $115 млн.

Netflix и другие стримингы в Польше: что смотреть

Топ-5 стримингов в Польше

«Я бы сказал, что с Netflix мы конкуренты лишь частично», – уверен Боровик, добавляя, что многие клиенты имеют сразу обе подписки. Megogo же, вдобавок к библиотеке видео, предлагает пакеты телеканалов.

«Польские медиагруппы неохотно делятся популярным контентом – развлекательными каналами – с иностранными OTT-сервисами», – говорит директор Sweet.tv Александр Резунов. Лучшее приберегают для собственных стриминговых платформ, объясняет он. Самый популярный в этом сегменте TVP VOD с 3 млн зрителей, принадлежащий польскому общественному телевидению, свидетельствует статистика сервиса Wirtualnemedia.pl.

Sweet.tv на год опередил украинского конкурента с европейской экспансией и работает в Словакии, Чехии, Польше, Греции, Румынии и Болгарии. У компании есть локальные пакеты для местных и отдельные для украинцев за рубежом с домашними тарифами и контентом.

Основной бизнес все равно остается в Украине, в один голос повторяют Боровик с Резуновым. Если Megogo хватит ресурса для поддержки польскоязычной библиотеки, он имеет шансы набрать более 100 000 польских подписчиков в течение года, прогнозирует Бойко.

Боровик так далеко не заглядывает – первые результаты он ожидает через 6–12 месяцев. Окупаемости инвестиций – если секретные гипотезы сработают – через два-три года.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине