Украинский стриминговый сервис Megogo вслед за monobank, «Новой Почтой» и десятками других бизнесов пошел в Польшу. Почему для стримингового сервиса это может быть долгий путь
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
В начале февраля OTT-сервис Megogo присоединился к волне экспансии украинского бизнеса в Польшу. Это рынок на 13,6 млн домохозяйств, или €1,5 млрд, ссылается на оценку консалтинговой компании Arthur D. Little новоназначенный глава новообразованного варшавского офиса компании Артур Пацула.
«Это мировоззренческое изменение для нас, изменение вектора движения», – говорит СЕО и основатель Megogo Владимир Боровик. Польша – первый осторожный шаг в Европу для основанной в 2011-м стриминговой компании и 14-й по счету рынок. Megogo привык играть на постсоветском поле – Грузии, Казахстане, Беларуси, Узбекистане с русскоязычной аудиторией.
В 2020 году 40% пользователей приходили из Украины и России, где сервис работал по франшизе. Боровик ликвидировал ее в начале марта 2022 года. Российский филиал зарабатывал $29 млн в год и стоил, по оценкам Forbes Russia, до $270 млн.
На рынке Megogo связывают со Степаном Черновецким и его фондом CIG, писал ранее Forbes. Сам предприниматель не подтверждал эту информацию. Из-за войны оценка состояния Черновецкого упала до $350 млн, хотя он до сих пор входит в двадцатку самых богатых украинцев.
Почему для украинских стримингов наступили не самые лучшие времена
Украина и Megogo остаются друг для друга самыми большими. Боровик не раскрывает финансовые показатели, но утверждает, что домашний рынок – основной. Украинская выручка в 2021-м, по оценке Forbes, составила около $43 млн. «Мне очень интересно посмотреть, что будут делать конкуренты, чтобы нас догнать», – говорит Боровик. Это не пустая бравада.
К концу 2022-го пятерка крупнейших украинских OTT-платформ имела более 1,3 млн платных пользователей, говорит директор аналитического сервиса Big Data UA Сергей Бойко. У Megogo – более 800 000, два года назад было вдвое меньше. Второй эшелон – Sweet.tv, Volia, «Киевстар ТВ» со 120 000–150 000 подписчиков каждый – далеко позади.
Крупнейший украинский конкурент Megogo – оцененный в $20 млн Oll.tv из «Медиа Группы Украина» (МГУ) Рината Ахметова – выбыл из гонки навсегда. В июле 2022-го самый богатый украинец отказался от медиаактива, ссылаясь вроде бы на правила так называемого закона об олигархах. Часть подписчиков поделили между собой Megogo и «Киевстар ТВ», а часть вообще отказалась от стриминга, свидетельствует отчет Big Data UA.
Больнее, чем закрытие крупного игрока, по рынку ударила военная миграция. «Многие пользователи уехали из страны, и не все из них остались подписчиками отечественных ОТТ-платформ», – говорит Бойко. Эти потери, по его оценке, могут достигать 200 000 пользователей – столько в лучшие времена имел Oll.tv.
Обратная сторона медали – за мигрантами потянулся и бизнес. «В Польше находится около 3 млн украинцев, но, конечно, мы будем очень рады и полякам. Нам не терпится удивить их украинским уровнем банковского сервиса», – говорил Forbes соучредитель monobank Олег Гороховский, объясняя выход необанка в Польшу. Релиз европейской версии под названием stereo запланирован на весну 2023 года.
Еще раньше на польский рынок с прицелом на украинских мигрантов, заплативших там около $2,4 млрд налогов, пошла и «Новая Почта». «Они нас знают и ждут», – объяснял Forbes соучредитель НП Вячеслав Климов. В целом в прошлом году 45% новых иностранных компаний в Польше были украинскими, свидетельствует отчет Польского экономического института.
Но Боровик делает ставку не на соотечественников.
Кто (не) ждет Megogo в Польше
«Я бы сказал, что это приоритет номер два», – говорит Боровик. Польское отделение Megogo разработало для украинцев специальный пакет с 70 украиноязычными каналами «ТВ и Кино UA». Но Боровик хочет строить сервис в первую очередь для локальной аудитории. В пакетах есть популярные каналы TVN, Polsat, TV Puls. Однако какая часть библиотеки на десятки тысяч единиц контента будет доступна в Польше, неизвестно.
Деталей стратегии Боровик почти не раскрывает – говорит, что хочет проверить в Польше несколько гипотез. Демпинг в этот план точно не входит. «Мы не хотим, чтобы нас покупали, потому что мы дешевы», – говорит он.
Месячная подписка на польский Megogo стоит 10–40 злотых, это средняя цена на рынке. Но в том же ценовом диапазоне есть предложения от тройки мировых гигантов – Netflix, Disney+ и HBO Max. Лидер – Netflix с почти 13 млн аудитории – за шесть лет серьезно закрепился в Польше. Американцы открыли офис в Варшаве осенью 2022-го и инвестировали в местное производство оригинальных фильмов и сериалов минимум $115 млн.
«Я бы сказал, что с Netflix мы конкуренты лишь частично», – уверен Боровик, добавляя, что многие клиенты имеют сразу обе подписки. Megogo же, вдобавок к библиотеке видео, предлагает пакеты телеканалов.
«Польские медиагруппы неохотно делятся популярным контентом – развлекательными каналами – с иностранными OTT-сервисами», – говорит директор Sweet.tv Александр Резунов. Лучшее приберегают для собственных стриминговых платформ, объясняет он. Самый популярный в этом сегменте TVP VOD с 3 млн зрителей, принадлежащий польскому общественному телевидению, свидетельствует статистика сервиса Wirtualnemedia.pl.
Sweet.tv на год опередил украинского конкурента с европейской экспансией и работает в Словакии, Чехии, Польше, Греции, Румынии и Болгарии. У компании есть локальные пакеты для местных и отдельные для украинцев за рубежом с домашними тарифами и контентом.
Основной бизнес все равно остается в Украине, в один голос повторяют Боровик с Резуновым. Если Megogo хватит ресурса для поддержки польскоязычной библиотеки, он имеет шансы набрать более 100 000 польских подписчиков в течение года, прогнозирует Бойко.
Боровик так далеко не заглядывает – первые результаты он ожидает через 6–12 месяцев. Окупаемости инвестиций – если секретные гипотезы сработают – через два-три года.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.