Назад на Луну. Стартапы, помогающие NASA с новой миссией «Артемида» /Фото Getty Images
Категория
Инновации
Дата

Назад на Луну. Стартапы, помогающие NASA с новой миссией «Артемида»

Подготовка ракет. 25–26 августа, Флорида. Фото Getty Images

У NASA новая миссия на Луну – «Артемида». Американское космическое агентство работает над ней не само, а привлекает посторонних подрядчиков. Вот как выглядит сотрудничество нескольких предпринимателей, новых стартапов и других новаторов, помогающих NASA снаряжать новую миссию на Луну.

На этой неделе NASA начало программу «Артемида 1», на которую планируют потратить более $90 млрд. Это новая миссия, в конечном итоге которой человек должен установить постоянное присутствие на Луне. К сожалению, первый испытательный полет закончился неудачно из-за проблем с двигателем.

Все четыре первых запуска ракет, которые должны состояться в течение последующих нескольких лет, будут без экипажа и обойдутся более чем в $4 млрд. NASA объяснило, что возвращается на Луну по трем причинам: исследования, вдохновение для последующих поколений и экономические возможности.

Если «Артемида» похожа на свою предшественницу, миссию «Аполлон», которую космическое агентство отменило в начале 1970-х после высадки 12 астронавтов на Луну, то человечество может получить новые полезные продукты.

После «Аполлона» появились технологии, позднее давшие нам GPS, телекоммуникационные спутники, мини-пылесосы, лазерную коррекцию зрения, амортизаторы для домов (устанавливаются в сейсмически активных зонах, чтобы поглощать силу землетрясения), беспроводные наушники, компьютерную томограмму и очистители воздуха.

Миссию «Артемида» назвали в честь древнегреческой богини Луны и сестры-близнеца Аполлона. Миссия должна проверить, сможет ли человек жить не только на Луне, но и на Марсе. Маршал Смит, бывший высокопоставленный чиновник NASA, считает, что программа сделает человечество на шаг ближе к тому, чтобы стать видом, живущим на нескольких планетах.

«Существует очень много причин того, почему следует летать в космос, – сказал Смит Forbes. – Мы тратим эти деньги на развитие науки и технологий, на подготовку наших людей, чтобы они умели создавать и производить сложные системы».

Одному NASA это не под силу. Агентство работает с десятками частных компаний и некоммерческих организаций, чтобы сделать новую миссию на Луну реальностью. Вот как выглядит сотрудничество нескольких предпринимателей, новых стартапов и других новаторов.

Лунные машины

Во время последних трех миссий «Аполлон» астронавты не просто ходили по Луне, а ездили по нему. В этой миссии будет так же, поэтому несколько компаний тяжело работают, чтобы собрать для астронавтов лучшие лунные машины.

Эти мечтатели соперничают между собой или работают вместе с гигантами оборонной индустрии, такими как Northrop Grumman и Lockheed Martin. Хоть эти луноходы не понадобятся по крайней мере до 2025-го, нужны годы, чтобы создать идеальную модель.

Один из вдохновенных новаторов – колорадская компания Sierra Space, которая в апреле объявила, что планирует построить луноход. Sierra Space вместе с автопроизводителем Nissan и фирмой аэрокосмической инженерии Teledyne Brown надеются внести свой вклад в ПО для коммуникаций и полетов. Компания, также разрабатывающая корабль для доставки груза на МКС, работала над луноходом еще до того, как нашла партнеров.

Sierra Space основали в 2021-м миллиардеры Эрен и Фейт Озмен, как дочернюю компанию Sierra Nevada Corp. Новую компанию оценили в $4,5 млрд после последнего раунда инвестиций в мае, когда она привлекла $24,3 млн. В компании говорят, что создали более 4000 космических систем и компонентов для примерно 500 миссий.

Калифорнийский стартап Astrolab, основанный в 2020-м, тоже разрабатывает автомобиль для поездок по Луне. Компания работает над луноходом FLEX, который должен перевозить груз и людей весом до 3300 фунтов – почти как пикап Ford F250.

FLEX отличается от других автомобилей именно тем, как он перевозит груз. Он способен везти свободные грузы, в то время как старшие марсоходы Curiosity и Perseverance могут брать лишь фиксированный груз.

«Думаю, что у нашей команды действительно новейший и инновационный дизайн, и в этом наша уникальность, – сказал Джарет Мэттьюс, основатель и гендиректор Astrolab, в интервью Forbes. – Возможность перевозить нефиксированный груз делает кар чрезвычайно универсальным, а это важно и в случае, когда астронавт на борту лунохода и когда его там нет».

Камала Харрис и директор Европейского космического агентства Йозеф Ашбахер в ходе инспекции подготовки миссии «Артемида» во Флориде. /Фото Getty Images

Камала Харрис и директор Европейского космического агентства Йозеф Ашбахер в ходе инспекции подготовки миссии «Артемида» во Флориде. Фото Getty Images

Когда они вернутся на Луну, то астронавты не будут просто разрезать поверхность Луны в своих крутых машинах или играть в гольф. Они будут заниматься наукой. Сбор реголита (камни на Луне) – это немаловажная часть миссии «Артемида».

Цель NASA – создать поселение на Луне, а жизнь в таком поселении будет зависеть отчасти от того, что предлагает поверхность спутника. Исследуя почву на Луне, ученые могут определить, к примеру, каким сельским хозяйством там можно заняться.

Это вовсе не дешевое удовольствие. В 2001 году три стажера NASA украли лунные камешки из лаборатории в Хьюстоне. После этого реголит (48,5 фунта), который доставила миссия «Аполлон», решили оценить и назначили ему стоимость почти в $1,1 млрд. Стажеров тогда поймали.

NASA доверило трем компаниям помочь со сбором почвы: Masten Space Systems, Ispace и Lunar Outpost. Гонорар от NASA, который они разделят, смешон – $25 001. Почему так мало? NASA, по его словам, применил «недорогой, технически приемлемый» метод отбора, и эти компании все равно предложили свои услуги.

Японское и европейское подразделения токийского стартапа Ispace имеют отдельные соглашения с NASA – каждое на $5000. Они планируют собирать образцы лунной земли и, по сути, продавать их NASA. Это будет исторический момент, поскольку в космосе впервые состоится коммерческая передача лунного материала.

Микролуноход и посадочный модуль японской команды загрузят на борт ракеты Falcon 9 (SpaceX), с которой он высадится на северо-восточной стороне Луны не позднее ноября, чтобы собрать образцы. Европейский проект Ispace выйдет в космос в 2023 году, сосредоточившись на почве на южном полюсе Луны.

Компания, которую, по данным Pitchbook, оценивают в $193 млн, занимается созданием разных лунных проектов. Компания началась с проекта Google Lunar XPRIZE. В 2010-м основатель компании и гендиректор Такеши Хакамада был единственным японским финалистом среди пяти боровшихся за проект XPRIZE и после него создал Ispace.

У американского подразделения компании есть еще один контракт с NASA на $73 млн. Согласно ему, компания должна доставить на Луну свою часть оборудования в рамках программы Commercial Lunar Payload Services («Коммерческие грузовые услуги на Луне») для последующих миссий «Артемиды».

Для космической промышленности, как и потенциально для всех остальных индустрий на Земле, это станет началом отсчета лунно-земельной экономики. Луна будет иметь экономическую ценность отдельно от Земли, но она будет приносить пользу экономике Земли.

основатель и гендиректор Ispace Такеши Хакамада

«Мы рады возможности сотрудничать с NASA и прикоснуться к этому историческому моменту для человечества, – написал Хакамада в заявлении. – Для космической индустрии, как и потенциально для всех остальных индустрий на Земле, это станет началом отсчета лунно-земельной экономики. Луна будет иметь экономическую ценность отдельно от Земли, но она будет приносить пользу экономике Земли».

К европейскому подразделению Ispace в 2023-м присоединится Masten Space Systems. У этой калифорнийской компании, основанной в 2004-м, самый крупный контракт из четырех компаний, занимающихся лунной почвой, – на $15 000.

Еще у Masten есть контракт с NASA на $81 млн, по которому она должна построить роботизированный посадочный модуль. Компания планирует собирать образцы на Луне с помощью Rocket Mining System, метода, использующего двигатель ракеты для бурения поверхности.

Текущая финансовая ситуация Masten может поставить под угрозу данные проекты. В этом месяце после ряда кадровых сокращений компания подала документы на банкротство из-за бремени требований по контрактам NASA. В NASA заявили, что если Masten «не сможет выполнить заказ», у агентства есть запасной план.

Миниатюрные спутники

Годами CubeSats, маленькие исследовательские спутники, использовались для исследования космоса. Они позволяли ученым и исследователям заглянуть в неизвестные глубины космоса. Эти спутники предоставляли NASA относительно недорогой доступ в космос, поэтому Southwest Research Institute хочет присоединиться к новой миссии.

Southwest Research Institute – это ведущая компания, работающая над CubeSat для Solar Particles. CuSP – это наноспутник размером с коробку для хлопьев, который также является метеорологической станцией. Он станет одним из десяти спутников CubeSat, которые окажутся на борту «Артемиды 1». Хотя миссия «Артемида» сосредоточена на Луне, этот маленький спутник займется Солнцем. Он будет исследовать солнечные ветры, двигающиеся в сторону Земли, солнечную радиацию и другие явления на звезде.

У спутника будет три инструмента, которые помогут оценивать погоду в космосе. В 2014-м Southwest Research подписал соглашение с NASA почти на $8,7 млн на участие в проекте CuSP. Об этом рассказал Михир Десай, директор департамента исследований космоса, космической науки и инженерии в Southwest Research Institute.

Работа над мини-спутниками CubeSats. Глазго, 2018 год /Фото Getty Images

Работа над мини-спутниками CubeSats. Глазго, 2018 год Фото Getty Images

Техасской организации Southwest Research почти 80 лет. Независимая некоммерческая организация получила исследовательских грантов почти на $726 млн только в 2021-м, а компания работает с NASA с 1970-го. Первая космическая миссия компании стала началом использования NASA изображений магнитосферы Земли, показывающих части космоса, контролируемые магнитным полем нашей планеты.

Southwest Research хочет создать из своих спутников систему, которая может предсказывать плохую погоду на Солнце, что может навредить коммуникациям и электрическим системам на Земле. Согласно Lloydʼs of London, мощные солнечные штормы нанесут ущерб на сотни миллиардов или даже триллионы долларов.

«В будущем мы хотим создать созвездие спутников, следящих за погодой в космосе, – сказал Десай. – Чтобы делать точные прогнозы солнечных явлений, которые могут навредить системам на Земле… нам нужна сеть, включающая наблюдательные пункты в межпланетном пространстве».

Материалы по теме
Специальный военный выпуск Forbes ко Дню Независимости

Специальный военный выпуск Forbes ко Дню Независимости

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине