Boeing создала космический бизнес для мира, но проиграла гонку Илону Маску. Как легендарная компания планирует вернуть себе кусок космического пирога /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Инновации
Дата

Boeing создала космический бизнес для мира, но проиграла гонку Илону Маску. Как легендарная компания планирует вернуть себе кусок космического пирога

Коллаж Анна Наконечная

Из-за хронических опозданий с выполнением заказов и превышения запланированных бюджетов космические программы Boeing проигрывают по сравнению с быстрыми и амбициозными космическими стартапами. Как компания планирует вернуть себе кусок космического пирога

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Для измученной Boeing в прошлом году была одна хорошая новость – старт миссии «Артемида I» от NASA. Система космических запусков (Space Launch System) от авиастроительной компании вытолкнула в космос ракету без пассажиров, долетевшую до Луны и вернувшуюся на Землю.

Хотя есть одно примечание: строительство Space Launch System затянулось на четыре лишних года от обещанного дедлайна и обошлось на 30% дороже первоначального бюджета в $9 млрд. Но глава космического подразделения компании Джим Чилтон называет это успехом.

Он также гордится тестовым полетом беспилотной капсулы Starliner, успешно пришвартовавшейся на МКС, а также запуском двух первых коммерческих коммуникационных спутников собственной разработки Boeing. Эти успехи были достигнуты именно при руководстве Чилтона.

Но, как и в случае со Space Launch System, успех Чилтона имеет свое примечание: эти два проекта были выполнены с опозданием на несколько лет, а программа Commercial Crew для NASA, которую выполняла Boeing, нанесла ущерб компании на почти $1 млрд. Такие огромные убытки стали результатом неудачного первого полета капсулы, не долетевшей до МКС из-за недостатка в ПО.

Getty Images

Boeing запустила космический корабль Starliner для NASA Фото Getty Images

Успеть за молодыми конкурентами

Программа Commercial Crew – это проект NASA для разработки судов, которые доставляли бы астронавтов и грузы на МКС. В ней участвует не только Boeing, но и другие компании, в частности SpaceX, которая показывает значительно лучшие результаты, чем старожилы авиастроительства.

Так, компания Илона Маска с 2020-го выполнила уже пять успешных полетов на МКС и обратно, а в прошлом году получила контракты еще на восемь. Кроме того, SpaceX сдвинула Boeing с места второго крупнейшего подрядчика NASA по статье ежегодных расходов.

В 2022-м фискальном году SpaceX получила от космического агентства США $2 млрд, уступив лишь Калифорнийскому институту технологий.

Последние три года руководство Boeing было слишком сосредоточено на реанимации самолетостроительного бизнеса после смертельных катастроф двух новых самолетов компании – 737 MAX, и убыточных пандемических лет.

Поэтому оборонно-космическое подразделение недополучило внимание и ресурсы, а следовательно, не могло успешно бороться за новые программы и проекты. За первые три квартала 2022-го это подразделение зафиксировало $3,65 млрд операционных убытков.

Если говорить о космической отрасли, то наблюдатели отмечают, что Boeing трудно успевать за когортой быстрых стартапов, таких как SpaceX. Компания Маска и другие производят более дешевые и меньшие спутники для низкой околоземной орбиты, снижая спрос на дорогие и огромные спутники – главный продукт Boeing и других опытных компаний.

Boeing создала космический бизнес для мира, которого больше нет.

Чед Андерсон, управляющий партнер в венчурной фирме Space Capital

SpaceX также возглавляет волну ракетостроительных компаний, запускающих объекты на орбиту по сниженным ценам.

United Launch Alliance, совместный проект Boeing и Lockheed Martin по запуску крупных спутников в космос для американского правительства, потерял большую часть рынка, которую забрала SpaceX. А еще Blue Origin Джеффа Безоса наступает на пятки.

В прошлом году SpaceX совершила 61 запуск на орбиту спутников Starlink и различных грузов для коммерческих и государственных клиентов. Команда Boeing-Lockheed Martin запустила всего восемь.

«Boeing создала космический бизнес для мира, которого больше не существует», – отметил Чед Андерсон, управляющий партнер в венчурной фирме Space Capital.

В ноябре в Boeing сообщили об уменьшении количества направлений деятельности оборонно-космического подразделения с восьми до четырех; теперь одно из направлений будет объединять космос, боеприпасы и подводные системы.

Чилтон, который в феврале уйдет с текущей должности на место старшего советника, сказал, что во время этой реорганизации уменьшится количество старших исполнительных директоров, а принимать решения будут на уровне команд.

Space Launch System

Конкуренты угрожают и прибыльному Space Launch System. В 2010-м NASA заключило соглашение с открытым бюджетом для строительства ракеты-носителя. Такие сделки предусматривают полное покрытие всех расходов и плюс наценка за работу – счет Boeing составляет $13,8 млрд, и это еще не конец.

Критики утверждают, что такие контракты способствуют превышению издержек. Инспектор NASA оценил один запуск «Артемиды» в $4,1 млрд и назвал такие расходы нежизнеспособными. К 2025 году ожидается, что расходы на программу превысят $90 млрд. Для справки: бюджет NASA в этом году составляет $25 млрд.

NASA Artemis I Orion /Getty Images

NASA готовится к запуску космического корабля Artemis I Orion Фото Getty Images

«Это черная дыра для бюджета NASA, мешающая развитию планетарной науки и лунных программ», – уверен Крис Килти, основатель компании финуслуг для космических компаний Quilty Analytics.

А SpaceX в это время разрабатывает тяжелые ракеты-носители повторного использования, Starship, чтобы исполнить мечту Маска о колонизации Марса. NASA отдала SpaceX контракт на строительство посадочного аппарата для «Артемиды III», который должен встретиться с кораблем «Орион» от Lockheed над Луной, забрать астронавтов и посадить их на Луну.

Многие поклонники исследования космоса уверены, что Starship сможет выполнять ту же работу, что и Space Launch System от Boeing, но по значительно более низкой цене. Плюс молодая компания поможет NASA вернуться на Луну и подготовить к высадке на Марс.

Выход в космос

Космическая история Boeing уходит еще в первую высадку на Луну, но особая активность в этом направлении у компании началась в конце 1990-х с ряда приобретений. Тогда компания выкупила космические операции Rockwell, которая строила Space Shuttle и McDonnell Douglas, чьи ракеты Delta чаще всего использовал Пентагон для запусков.

Когда в 2000 году Boeing купила бизнес по производству спутников у Hughes Electronics, она стала крупнейшей в мире космической компанией с ежегодными доходами около $10 млрд.

К 2016-му доходы подразделения Network & Space Systems, в которое входила часть космического бизнеса Boeing, упали до $7 млрд. С 2017-го, когда состоялся ряд реорганизаций в компании и космические программы смешали с оборонными проектами, стало трудно отслеживать заработки Boeing на космосе. А компания отказалась говорить о финансовых показателях с Forbes.

Малые спутники

Спутниковый бизнес Boeing начал сдавать позиции во второй половине прошлого десятилетия: в 2012-м был пик работы компании, когда она запустила 12 спутников, а в 2020-м не запустила ни одного. Заказов стало меньше на большие телекоммуникационные спутники, когда потребители начали отказываться от спутникового телевидения.

А на их место пришли сотни малых спутников на низкой околоземной орбите, предлагающих спутниковый интернет от Starlink, OneWeb, Telesat и Project Kuiper от Amazon.

SpaceX Falcon 9 /Getty Images

Ракета-носитель SpaceX Falcon 9 с 60 спутниками Starlink Фото Getty Images

Эти изменения добрались и до рынка оборонных спутников, на котором долгое время доминировали Boeing и Lockheed. В Пентагоне имеется около 20 крупных геостационарных спутников для коммуникаций и наблюдения. Их расположение хорошо известно, поэтому, говорит Килти, в случае войны их собьют первыми.

Поэтому Пентагон хочет передать ряд функций геостационарных спутников малым спутникам, сбить которые будет дороже, чем запустить новый. Для этого американское минобороны создало программу National Defense Space Architecture (NDSA).

Пентагон не раскрывает планируемое количество малых спутников, но Килти ожидает, что их будет около тысячи на низкой околоземной орбите.

Мимо Boeing не прошла угроза малых спутников, поэтому компания купила производителя Millennium Space Systems в 2018-м.

Хотя в прошлом году Millennium построил два спутника для космических сил США, компании не удалось получить часть из первых двух заказов для NDSA. Эти два заказа были на 194 малых спутника на сумму $4,3 млрд.

Чилтон говорит, что Boeing, возможно, навредила себе нежеланием разделить расходы на разработку с военными. Это указывает на то, что у Millennium не было в запасе ничего, что бы отвечало требованиям NDSA, и компания надеялась, что Пентагон возместит затраты на исследования, считает Килти.

Но не все еще потеряно. Пентагон выбрал для себя модель, по которой будет заказывать новые партии малых спутников каждые несколько лет и требовать усовершенствования в каждом заказе. Поэтому у Boeing еще будет возможность поучаствовать в этом проекте.

Новые возможности для Boeing

А если компания проявит ловкость, то быстрое развитие коммерческой космической экономики позволит Boeing отхватить лакомый кусок и себе.

В 2030 году МКС закрывается, но NASA выделило деньги трем командам, разрабатывающим коммерческие космические станции – ими смогут пользоваться частный и правительственный сектор.

Boeing уже является частью одной из команд, занимающейся проектом Orbital Reef под руководством Blue Origin.

Boeing также ожидает в первом квартале года первого полета тяжелой ракеты Vulcan Centaur. Этот проект является результатом совместной работы с Lockheed Martin, а питает ракету новый метановый двигатель BE-4 от Blue Origin.

Ожидается, что этот проект должен увеличить количество запусков вдвое – до 20 в год – благодаря Amazon. Гигант онлайн продаж заказал 38 полетов на Vulcan и девять на Atlas V, старшей версии проекта, для запуска малых спутников Kuiper.

Если говорить о Space Launch System, то Чилтон считает, что этот проект не намного дороже, чем Space Shuttle, если учесть уровень инфляции, и его все еще поддерживают политики обеих партий в Конгрессе.

Starship и New Glenn от Blue Origin могут представлять угрозу доходам компании в будущем, но сейчас Space Launch System – это единственная ракета-носитель, способная вывести тяжелые грузы «Артемиды» за пределы земной орбиты.

«Думаю, что нас еще рано списывать со счетов. А если через 10–20 лет они будут такими удачными и успешными, что в Space Launch System отпадет потребность, то для нашего бизнеса это и не слишком хорошая новость, но для мира это будет прекрасно».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине