С началом полномасштабной войны Meta не смогла наладить модерацию украинского сегмента Facebook и Instagram, которыми пользуются 13,2 и 15,6 млн украинцев соответственно. Аккаунты постоянно блокируют. Под бан регулярно попадают и предприниматели. В конце июля это подняло волну возмущения, которую поддержало и Минцифры. Что требуют от Meta.
«Ваш аккаунт ограничен за нарушение правил сообщества», – пригрозила 26 июня Meta Гарику Корогодскому, совладельцу ТРЦ Dream Town. Накануне под его сообщением появился комментарий от россиянина из Сызрани: «Классно вам сегодня прилетело». Эксцентричный и эмоциональный Корогодский ответил грубо. Предупреждение Facebook означает «теневой бан» – охват падает, люди видят сообщение реже. Это уже не первый случай.
Для Корогодского страница в Facebook со 153 298 подписчиками играет важную роль – он ищет машины, волонтеров для фонда «Жизнелюб», который в военных реалиях стал гуманитарным штабом. «Раньше я мог написать простое объявление, что нам нужна фура для фонда. Сейчас должен придумывать какой-то рассказ, задевать струны души, чтобы были тысячи репостов и запрос кто-то увидел», – говорит он.
Facebook отправил на периферию не одного предпринимателя-инфлюэнсера. Глава набсовета холдинга Global Spirits Евгений Черняк получал восемь писем счастья от Meta. С 26 февраля он помогал эвакуировать беженцев. «Я выставлял объявление. Facebook находил нарушения и сообщал, что до выяснения обстоятельств ваше сообщение не будет показываться участникам сообщества», – рассказывает Черняк. Ему Facebook вспомнил даже комментарии трехлетней давности. На аккаунт Черняка подписано 232 166 человек.
Это новая цифровая диктатура. И больше всего в этой ситуации беспокоит, что ты разговариваешь с искусственным интеллектом
Евгений Черняк
Страницы для блокировки алгоритм соцсети отслеживает по так называемым стоп-словам, которые считаются языком вражды. Часть блокировок происходит из-за высокой активности российских ботов, массово жалующихся на публикации. Одной жалобы Facebook достаточно, чтобы ограничить сообщение.
Это механические жалобы, где орки жалуются на каждую публикацию. Некоторые вообще могут быть не с контекстом войны», – говорит основатель инфлюэнсер-агентства WhyNot? Enot Евгений Таляр. Началась новая волна блокировок украинцев, констатирует министр цифровой трансформации Михаил Федоров в письме президенту по глобальной политике корпорации Meta Нику Клеггу 28 июля.
На Meta-фронте без перемен
Блокирует украинцев не только Facebook. Соучредитель monobank Дмитрий Дубилет, активно призывающий западные компании выходить с российского рынка, получал бан на каждое второе сообщение в своем аккаунте, на которое подписано 177 000. «В Instagram в первую очередь. Там просто тотальный бан», – говорит он.
Его жена Юлия Пелипас, украинская стилистка и fashion-директор Vogue Ukraine, чей бизнес завязан на Instagram, потеряла 80% продаж. Одна из причин – теневой бан за сообщения о войне в Украине. Информационную войну она ведет на аудиторию в 250 000 подписчиков.
«Когда это люди с большим охватом, с украинской позицией, которые закрывают сборы, поддерживают боевой дух, блокируются в Instagram, мы проигрываем информационную войну, – говорит Таляр. – Блогерам следует фильтровать, какие кадры они публикуют. И какими они могут быть после того, как в Виннице ракета попадает по мирным жителям».
Именно за сообщение о Виннице Facebook в очередной раз ограничил страницу основателя Netpeak Group Артема Бородатюка. С 24 февраля таких ограничений было около 20. Первое – за комментарий с фразой «русский военный корабль…».
«Я обжаловал. Мне пришло сообщение о том, что они все правильно сделали. И на 30 дней я буду ограничен в показах и охватах», – говорит о результатах борьбы Бородатюк. – Ты можешь писать, но ты уже почти невидим».
Руководитель monobank Олег Гороховский, чья довоенная страница была о бизнесе и клиентоориентированности, поэтому стал меньше писать. «Какой смысл, если никто не читает?» – говорит он. Его сообщения Facebook ограничивал по меньшей мере шесть раз. Последние два месяца из теневого бана не выходит, добавляет предприниматель. У аккаунта Гороховского 120 607 подписчиков.
Политика Meta нарушает принцип соцсети – свободы мнения, считает он. «Часть лидеров мнений не может достучаться до своей аудитории. Политика толерантности, которая была раньше, сейчас выглядит как цензура», – говорит Гороховский.
Крестовый поход на Meta
Поддерживая возмущение предпринимателей, Минцифры 28 июля обратилось с письмом к президенту по глобальной политике корпорации Meta Нику Клеггу. Министерство просит улучшить процессы модерации украинского контента и поделиться списком правил, которыми руководствуются в компании. «Это поможет понять, какой контент система модерации воспринимает как опасный, а потому позволит избегать массовых блокировок», – говорится в Telegram-канале министерства.
Это не первое общение с Клеггом. В мае министр цифровой трансформации Михаил Федоров уже встречался с топ-менеджером Meta, чтобы обсудить модерацию контента о войне и открытии офиса в Украине. В результате в iOS-приложении Facebook появился украинский язык, но проблема с блокировкой контента осталась. Более того, «началась новая полномасштабная кампания блокирования украинских лидеров мнений», говорится во вчерашнем письме Федорова к Клеггу.
Forbes два месяца вел переговоры об организации интервью с представителем Meta по модерации контента. В итоге агентство, представляющее компанию, после переговоров с клиентом сообщило, что интервью пока невозможно.
«Это новая цифровая диктатура. И больше всего в этой ситуации беспокоит, что ты разговариваешь с искусственным интеллектом», – говорит Черняк. Улучшить алгоритмы мало, считает он. Должна быть совершенная система апеллирования. Meta почти никогда не пересматривала своих решений по ограничению сообщений в пользу пользователя, говорят предприниматели. Запросы, отправленные от имени Минцифры, корпорация удовлетворяет и разблокирует аккаунты, говорят в пресс-службе ведомства.
Чтобы придать огласке проблему, украинцы распространяют хештег #MetaStopBlockUkraine. В трендах Twitter он находится с 28 июля. Сообщение с ним опубликовал и сам Федоров. Еще один канал – петиция президенту Украины с призывом обратиться к руководству Google и Meta.
Ее создала микроблогер Оксана Бердникова, которая в 2014 году уехала из Луганска. Страницу Бердниковой с 12 500 подписчиков с марта несколько раз блокировали, а около месяца назад удалили без права на восстановление. В блоге украинка писала о войне, собирала средства для ВСУ и раненым в госпиталь. К моменту публикации материала ее петиция набрала 4426 подписей.
Публичное давление на корпорацию не решит проблему, а только помешает строить отношения, говорит один из владельцев украинской ІТ-компании, не захотевший называть свое имя. Он общался с топ-менеджерами Meta и уверяет, что компания поддерживает Украину.
У Facebook давно проблемы с модерацией контента. Так, в 2017 году неконтролируемое распространение языка ненависти на платформе способствовало геноциду мусульман-рохинджа в Мьянме. В 2018 году компания признала, что сделала недостаточно. Впрочем, с тех пор Facebook уверяет, что вкладывает в решение проблемы модерации много ресурсов и это дает результат. Так, за год с июля 2020-го частота употребления «языка ненависти» снизилась вдвое, свидетельствуют данные Facebook. Автор утечки внутренних документов Facebook Papers Фрэнсис Хауген в 2021 году утверждала, что 87% расходов на борьбу с дезинформацией приходится на англоязычный контент. При этом на английском говорят только 9% платформы.
В 2015 году украинские пользователи Facebook уже собирали лайки, чтобы глава соцсети Марк Цукерберг отреагировал на блокирование украинских активистов. Они призвали его открыть офис в Украине. Однако он сообщил, что в Украине мало пользователей для этого. «Маме Цукерберга стыдно в очереди за колбасой смотреть в глаза маме Маска», – шутит Корогодский.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.