Основатель Promodo Александр Колб, партнер TMT Investments Игорь Шойфот и банкир Тарас Кириченко создали новый ангельский синдикат Toloka. Forbes рассказывает подробности.
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
В Украине появился новый ангельский синдикат Toloka. На борту – 60 инвесторов, которые не прочь вместе вложиться в перспективный стартап. Максимальный общий чек – до $1,5 млн. Украинские стартапы в приоритете, но географию учредители не ограничивают. Какой смысл нырять в венчурный бизнес во время стартап-зимы?
Как устроена Toloka
Из трех основателей Toloka значительный опыт в венчурных инвестициях имеет только Игорь Шойфот – партнер фонда TMT Investments. В портфеле – 97 стартапов, в том числе украинские One Notary, 3DLOOK, AllRight, Adwisely. Фонд осуществил не менее 15 экзитов, свидетельствуют данные Crunchbase.
Шойфот эмигрировал в США из России в 1995 году. «Я американец и российского паспорта никогда не имел, – говорит он. – В Штаты уехал с советским паспортом». У него уже есть опыт построения американского синдиката The Garage Syndicate вместе с румыном Владимиром Гидиримом и россиянином Сергеем Мосуновым, проживающим в Лондоне. Из знаковых соглашений – британский финтех-гигант Klarna и криптобиржа Kraken.
Украинские бизнес-партнеры Шойфота – основатель одного из крупнейших украинских маркетинговых агентств Promodo Александр Колб и банкир с 15-летним стажем Тарас Кириченко. Последний с 2013-го по 2019-й руководил основанным Леонидом Черновецким Правэкс Банком, был членом наблюдательного совета государственного Ощадбанка. Сейчас Кириченко руководит набсоветом «Новой почты».
За первый год большой войны выручка Promodo просела почти в 2,5 раза с рекордных 753 млн грн в 2021-м, свидетельствуют данные YouControl. Однако амбиции Колба это не умаляет. Стать бизнес-ангелом – следующий шаг карьеры для бизнесмена, говорит он.
Синдикаты – объединения частных инвесторов с небольшими чеками – относительная экзотика для украинского рынка. Логика проста: вместе выгоднее разделить операционные расходы и больше шансов зайти на старте в будущий звездный стартап.
План Toloka – инвестировать от $250 000 до $1,5 млн в компании на стадии роста и заходить в сделки вместе с венчурными фондами. Минимальный входной билет для ангела – $5000. С каждого чека синдикат будет взимать 4,5–8,5% за юридическое и менеджерское обслуживание сделки. Чем больше чек, тем меньше комиссия.
Стартап должен иметь минимум $1 млн годовой выручки, проверенный рынком продукт и быстро расти. В приоритете – украинские или основанные украинцами проекты, однако и западные компании тоже будут рассматривать. Фаундеры не делают ставку на хайповые технологии – прежде всего это должен быть понятный для них бизнес.
Юридически синдикат структурирован в американском Делавере. Под каждое соглашение создается так называемая проектная компания (SPV), на которую стекаются все мелкие ангельские чеки. От ее имени синдикат вкладывает аккумулированную сумму в тот или иной стартап. Какая от этого выгода учредителям?
Что получат от синдиката бизнес-ангелы
Toloka будет зарабатывать на удачных экзитах и брать 20% прибыли каждого ангела, 4% будет отдавать благотворительным фондам в поддержку Украины и предпринимательства. Из заработанных инвестором $100 000 синдикат получит $20 000. Для сравнения: один из наиболее известных в Украине ангельских клубов iClub взимает 25% прибыли. Он входит в сделки вместе с «материнским» фондом TA Ventures Виктории Тигипко и на май 2023-го принял участие в 109 раундах на $35 млн.
На предложение Шойфота, Колба и Кириченко согласились 60 бизнес-ангелов – и украинцев, и иностранных предпринимателей. Однако основатели планируют нарастить сообщество до нескольких сотен ангелов. Чем их привлечь?
«Если инвестор зарабатывает всего 10% от вложенной суммы, мы денег не берем», – говорит Шойфот. Основатели Toloka обязуются заходить собственным капиталом в каждое соглашение вместе с членами синдиката. Еще одна обязанность – проверять происхождение капитала потенциальных инвесторов. «Мы, как украинский синдикат, не будем брать к себе людей с антиукраинской позицией», – уверяет Кириченко.
«В синдикате ты можешь выбирать, куда вкладывать деньги, а куда – нет, – говорит директор сообщества Network VC Александр Сорока. – Для небольшого частного инвестора это очень интересный инструмент». Стартапы часто выставляют напоказ ангельские чеки от экс-менеджеров Google или Microsoft, однако для менее именитых ангелов войти в сложившиеся проекты проблематично. «Это просто невыгодно, потому что только юридическое оформление сделки и due diligence съедят немало денег», – говорит Шойфот.
Основатели Toloka рассчитывают войти в рискованный инвестбизнес на спаде. В 2022 году глобальные венчурные инвестиции сократились на 32% – до $483 млрд, свидетельствуют данные Dealroom. Украинский рынок в результате просел еще болезненнее – с рекордных $832 млн в 2021-м до $218 млн, свидетельствует регулярное исследование фонда AVentures Capital.
Шойфот делает ставку на так называемый сухой порох. «У венчурных фондов миллиарды лежат в карманах, и их не инвестируют», – говорит Шойфот. На декабрь 2022 года аналитики Crunchbase оценивали эти запасы неиспользованных средств в $1,3 трлн частного капитала и $580 млрд венчурного. Другой аргумент – похудевшие за время стартап-зимы оценки. «Интересно покупать акции, когда они стоят дешево, а не когда рынок перегрет», – говорит Сорока.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.