Собчак и Ивлеева. Иллюстрация Анна Наконечная /Getty Images
Категория
Картина дня
Дата

Без Собчак, Ивлеевой и 275 000 других блогеров. Блокировка Instagram обойдется России в $200 млн (а может и $2 млрд!)

Собчак и Ивлеева. Иллюстрация Анна Наконечная Фото Getty Images

Россия заблокировала Facebook и Instagram, суммарная аудитория которых в этой стране – около 120 млн человек. Только официальные Instagram-блогеры за последний год заработали около $211 млн, и это не считая малого бизнеса и остального рынка рекламы в этой соцсети. Как Россия собственными руками убивает в стране не только свободу слова, но и экономику

Главные материалы Forbes Ukraine. Раз в неделю на вашей почте.

Роскомнадзор 14 марта признал Instagram и Facebook экстремистскими организациями и в полночь заблокировал их. Обе социальные сети входят в корпорацию Meta Марка Цукерберга. В WhatsApp – тоже часть корпорации Цукерберга – Роскомнадзор не видит угрозы и пока не блокирует его. Это источник общения, а не размещения информации, объясняют российские чиновники. 

Instagram же, по мнению тех же чиновников, опасен. В нем пользователи якобы призывают к насилию по отношению к россиянам и военным РФ.

Эта соцсеть, тем временем, самая популярная в России. По словам ее главы Адама Моззери, ею пользовались 80 млн человек. Для сравнения: российской сетью «ВКонтакте» пользуются 73 млн, а Facebook – 39,7 млн.

Instagram, однако, не только самая популярная, но наиболее бизнес-ориентированная соцсеть в России, говорит маркетолог Павел Гуров. «Его можно сравнить с бизнес-центром, где иногда можно встретить друзей и звезд, но основное – это продажи», – говорит он.

Цена блокировки

Доход российских блогеров, которые работали в Instagram и декларировали свои заработки, – около 18 млрд рублей ($211,8 млн) в 2021 году, считает ассоциация рекламистов IAB Russia. Физические лица платят 4% налог.

Но если учитывать тех, кто избегает налогов, обороты Instagram-блогеров в 10 раз больше, уверен Гуров.

Телеведущая Ксения Собчак, по версии Forbes Россия, – лидер по доходу в соцсетях в 2020 году, на блогинге она заработала $1,48 млн. Второе место за певицей Полиной Гагариной ($0,89 млн), а на третьем – Ида Галич ($0,85 млн). Доход известной в Украине Ивлеевой – $0,61 млн, она на шестом месте. По данным trendHERO, в российском Instagram-пространстве около 255 000 микроинфлюэнсеров и почти 20 000 макроинфлюэнсеров и миллионников.

Перестав пользоваться Instagram, все эти блогеры, очевидно, потеряют доходы. Сама же платформа Meta не расстроится, считает Гуров. «Пользователи в России и их покупательная способность ценились в несколько раз ниже, чем аудитория США или европейских стран», – говорит он.

Российский рынок для Цукерберга не самый большой. В Индии, например, Instagram пользуются 230 млн, в США – 159 млн, в Бразилии – 119 млн, а в Индонезии – 99 млн.

Telegram и ВКонтакте – не спасут

Другие сети Telegram и ВКонтакте, на которые массово пытаются перейти российские блогеры, не смогут обеспечить им прежний уровень заработка. Инструменты Telegram не подходят для монетизации контента, говорит украинский блогер и телеведущий Алексей Дурнев. «В Instagram общая лента и алгоритм, который из сотен подписок формирует то, что тебе нужно, – говорит он. – В Telegram подписки на блогеров будут перемешаны с личными сообщениями и рабочими чатами». 

В первый день блокировки социальной сети популярные российские блогеры Елена Белинская, Оксана Самойлова и Ольга Бузова перевели из Instagram в Telegram только 1–3% своей аудитории, пишет Гуров. 

Не спасет российских блогеров и VPN – российские пользователи могут использовать этот инструмент, но недолго, говорит CEO WhyNot? Enot Евгений Таллер. «Постоянно подключать VPN – это неудобства, с которыми большая часть пользователей не будет мириться», – говорит Таллер.

Это подтверждает и украинский опыт.

В 2017 году в Украине заблокировали ВКонтакте, чтобы бороться с российской пропагандой. На момент блокировки это был третий по популярности ресурс в Украине после Google и YouTube, им пользовались около 76% украинцев. Спустя четыре года, по данным Kantar CMeter, аудитория соцсети, которой для доступа нужно пользоваться VPN, упала до 12,9%.

Единственная надежда для российских блогеров – сеть ВКонтакте, но быстро развить ее для блогинга не получится. «Многие блогеры уже сейчас плачут, что не могут разобраться с тем, как работает социальная сеть», – говорит Таллер. Нужно также наладить монетизацию, сделать более удобным интерфейс и привлечь аудиторию. «ВКонтакте использовалась исключительно для общения с друзьями, прослушивания музыки или просмотра нелегального контента», – говорит Гуров.

Проблема в отсутствии рекламодателей

Проблема даже не в социальной сети, а в отсутствии рекламодателей. До войны российских рекламодателей в соцсетях было не больше 15%, говорит Дурнев. С ним согласен и Гуров: «Большие бренды ушли из России, а именно они приносили доходы».

После Instagram и Facebook в России могут заблокировать и YouTube, считают эксперты. В России уже отключил монетизацию YouTube, пишет The Bell. Также заблокированы большинство оппозиционных медиа, например, «Дождь», «Медуза» и «Эхо Москвы».

Но даже полная блокировка социальных сетей и свободы слова не заставит россиян выйти на протесты, считают эксперты. «Заниженные когнитивные способности россиян настолько масштабны, что массовые протесты не могут спровоцировать даже отрубленные руки», – говорит Гуров.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине