Разрушенная АЗС в селе Скибин, северо-восточнее Киева /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

«О снижении цен на топливо можно забыть». НБУ на 25% поднял курс доллара. Как это повлияет на цены на АЗС

Разрушенная АЗС в селе Скибин, северо-восточнее Киева Фото Getty Images

21 июля НБУ объявил о повышении фиксированного курса доллара на 25%. Как это отразится на украинском рынке топлива, который полностью зависит от импорта.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Доллар по 29,25 грн действовал на межбанке с 24 февраля – по такому курсу его покупали и продавали импортеры и экспортеры. 21 июля НБУ установил официальный курс на уровне 36,6 грн/$. «Теперь о снижении цен на топливо можно забыть», – говорит маркетинг-директор сети автозаправок «БРСМ-Нефть» Александр Мельничук.

До войны Украина импортировала 70% потребляемых в стране нефтепродуктов. Сейчас импортирует почти 100% топлива из-за остановки Кременчугского и Шебелинского НПЗ в результате военных действий. Эти заводы обеспечивали около половины потребления бензина в стране.

За 20 дней июля средние цены на заправках бензина А-95 снизились на 0,5%, до 51,6 грн/л; дизеля – на 3%, до 55,1 грн/л, автогаза – на 24%, до 30,9 грн/л, по данным Консалтинговой группы «А-95». Цены на 20 июля: 43,5 грн/л бензина, 44,75 грн/л дизеля, 19,2 грн/л автогаза.

До 21 июля рынок ожидал дальнейшего снижения цен, говорит Мельничук.

«Мы прогнозировали, что в течение недели-двух цена на дизель упадет почти на 10 грн, до 45–48 грн/л, бензин должен остаться без изменений за счет его нехватки», – говорит Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы «А-95» .

Главные причины, влияющие на снижение цен

  • Снижение котировок на нефть. Цены на нефть Brent упали на 10%, до $103 за баррель по сравнению с серединой июня.
  • Неизменный курс гривни с 24 февраля.
  • Преодоление дефицита. В июне Украина импортировала 600 000 т горючего. Поставки дизеля выросли на 70%, бензина – на 40–45%, по данным «Нафторынка». Это позволило покрыть спрос на дизель на 80%, бензина – на 50%, а дефицит автогаза был преодолен в начале июня, говорит директор сети SOCAR Игорь Орлов в интервью Forbes.

Оптовый рынок уже отреагировал на повышение курса. 21 июля цены на партии дизтоплива выросли на 10 грн/л, бензина А-95 – на 11,5 грн/л, по данным Куюна. «Оптовики сразу заложили изменение курса в цены», – говорит он.

Розничный рынок сейчас работает отдельно от оптового, с более высокой маржей, говорит Куюн. «Увеличение курса съест сверхмаржу трейдеров в 10 грн на литре, что позволит оставить цены на текущем уровне, – говорит он. – В долларовом эквиваленте цены даже снизятся».

Куюн не ожидает существенного роста розничных цен при сохранении текущих цен на нефть. «Стоимость дизтоплива будет колебаться в пределах 55–58 грн/л, бензина – 49–51 грн/л», – прогнозирует он. Цены на автогаз останутся на текущем уровне 30 грн/л, соглашается Мельничук. Впрочем, по его прогнозу, дизель и бензин могут подорожать на 5%, до 58 грн/л и 53 грн/л соответственно.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине