Ведущая компания в мире страховых рынков Lloyd's of London анонсировала первые соглашения о страховании судов с украинским зерном, сообщает Financial Times. Из позитива – страховка не слишком удорожает логистику, однако дрейфующие мины могут свести на нет все усилия
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁
Исполнительный директор Lloydʼs of London Джон Нил анонсировал подписание первых соглашений о страховании судов 27 июля. Эти суда будут перевозить украинское зерно после разблокировки портов. Буксиры начнут перемещать корабли в Черноморск, где потом вывезут первую партию зерна, по данным Lloydʼs List Intelligence.
Неизвестно, какое наполнение продукта предложат андеррайтеры Lloydʼs. Основная проблема – это отсутствие последовательности в решениях андеррайтеров по страхованию военных рисков и отсутствие единой системы ценообразования. Например, в один день судовладельцы могут получить предложение по тарифу 3% от стоимости судна, на следующий – тот же страховщик отказывается, через неделю – просит 8%.
Вероятно, Lloyds может упорядочить покрытие и сделать предложение страхования более систематизированным. В таком случае адекватный тариф на покрытие составлял бы до 4% стоимости судна, средний – 1–3%. Хотя есть страховщики, которые предлагали тариф и в 5–10%.
Почему страхование Lloydʼs важно для Украины
Большие судовладельцы осторожны в прокладке маршрутов и придают большое значение риск-менеджменту. Репутабельные перевозчики не будут использовать маршрут, если страховой рынок отказывается страховать его. Наличие страховой защиты для них даже важнее прибыли.
Lloydʼs заверила, что предложит страховое решение в «зерновом коридоре», но сказать, что именно получат судовладельцы до обнародования информации об условиях, сложно. Впрочем, альтернативы у Украины нет – водный путь остается наиболее эффективным и экономичным методом перевозки зерновых. Чтобы облегчить логистику, многие украинские аграрные холдинги даже покупают автомобильные зерновозы, но это лишь частично перекрывает потребности экспортеров.
Два самых популярных маршрута экспорта украинских аграриев – по реке Дунай в Европу или через Черное море в Турцию. Украинское зерно уже сейчас попадает по этим маршрутам на мировые рынки благодаря соседям из Болгарии и Румынии.
Спрос на такие перевозки со стороны украинских аграриев настолько велик, что в перевозке зерна сейчас активно участвуют судовладельцы Турции, Румынии и Болгарии.
Однако они не хотят рисковать своими судами, поэтому зерно везут корабли поменьше, постарше и незастрахованные. Их возраст может быть свыше 50–60 лет. Хотя предельным возрастом в практике морского страхования считается 30–35 лет. Размер судов также невелик – они могут перевозить максимум 3000–5000 т.
Страховки у них либо нет, либо застрахованы компаниями с сомнительной репутацией – иногда с собственниками или корнями в России. Но если будет зеленый свет страховать на европейском рынке, судовладельцы смогут вывозить зерно балкерами в 60 000–90 000 т с качественной страховкой.
Порты Килия (Усть-Дунай) и Измаил играют наибольшую роль в перевозках зерна. По итогам 2021 года, среди всех морских портов больше всего переваливали порты Николаев (29,8 млн т), Черноморск (25,6 млн т) и Одесса (22,6 млн т).
Далее – порт Мариуполь (6,8 млн т), специализированный морской порт «Ольвия» (5,1 млн т), Измаил (3,9 млн т), Рени (1,3 млн т) и Усть-Дунай (64 300) т), по данным Администрации морских портов Украины.
Но и в таких случаях для владельца зерна важно наличие у судовладельца полиса страхования ответственности. От этого полиса часто зависит стоимость или даже возможность страхования самого зерна. А страхование самого зерна является обязательным требованием покупателей.
Покупатели часто требуют от продавца страховой полис с покрытием военных рисков. Сейчас невозможно застраховать военные риски на территории Украины, но это не касается земель и вод за пределами страны.
То есть, украинские экспортеры зерна могут с определенными усилиями застраховать военные риски в нейтральных водах или территориальных водах других стран. Однако невозможно гарантировать, что этот принцип остается актуальным для Черного моря через месяц или два – корабельные мины постоянно дрейфуют. Достаточно одного несчастного случая, чтобы страховщики внесли всю территорию Черного моря в исключение и отказались страховать военные риски для таких маршрутов.
Насколько удорожает логистика в связи с новыми опциями страхования?
Страхование судов с украинским зерном не должно сделать перевозку значительно дороже.
К примеру, условное судно стоимостью $15 млн. Страхование по тарифу 4% от стоимости судна означает страховую премию $600 000, которую судовладелец будет закладывать в стоимость фрахта.
Если заказчик планирует загрузить на судно 50 000 т пшеницы, например стоимостью $400/т, стоимость груза составит $20 млн.
Из-за расходов на страхование стоимость фрахта вырастет на $600 000 (мы рассматриваем только влияние страховых тарифов), которые судовладелец переведет на заказчика. Но для него эта сумма все равно невелика – 3% от стоимости груза. Такие дополнительные расходы неприятны, но не существенны на фоне роста курса валюты.
Если передвижение по экспортным коридорам не сорвется, страховщики готовы предоставить судовладельцам и агроэкспортерам необходимые гарантии.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.