Ведущая компания в мире страховых рынков Lloyd's of London анонсировала первые соглашения о страховании судов с украинским зерном, сообщает Financial Times. Из позитива – страховка не слишком удорожает логистику, однако дрейфующие мины могут свести на нет все усилия
Исполнительный директор Lloydʼs of London Джон Нил анонсировал подписание первых соглашений о страховании судов 27 июля. Эти суда будут перевозить украинское зерно после разблокировки портов. Буксиры начнут перемещать корабли в Черноморск, где потом вывезут первую партию зерна, по данным Lloydʼs List Intelligence.
Неизвестно, какое наполнение продукта предложат андеррайтеры Lloydʼs. Основная проблема – это отсутствие последовательности в решениях андеррайтеров по страхованию военных рисков и отсутствие единой системы ценообразования. Например, в один день судовладельцы могут получить предложение по тарифу 3% от стоимости судна, на следующий – тот же страховщик отказывается, через неделю – просит 8%.
Вероятно, Lloyds может упорядочить покрытие и сделать предложение страхования более систематизированным. В таком случае адекватный тариф на покрытие составлял бы до 4% стоимости судна, средний – 1–3%. Хотя есть страховщики, которые предлагали тариф и в 5–10%.
Почему страхование Lloydʼs важно для Украины
Большие судовладельцы осторожны в прокладке маршрутов и придают большое значение риск-менеджменту. Репутабельные перевозчики не будут использовать маршрут, если страховой рынок отказывается страховать его. Наличие страховой защиты для них даже важнее прибыли.
Lloydʼs заверила, что предложит страховое решение в «зерновом коридоре», но сказать, что именно получат судовладельцы до обнародования информации об условиях, сложно. Впрочем, альтернативы у Украины нет – водный путь остается наиболее эффективным и экономичным методом перевозки зерновых. Чтобы облегчить логистику, многие украинские аграрные холдинги даже покупают автомобильные зерновозы, но это лишь частично перекрывает потребности экспортеров.
Два самых популярных маршрута экспорта украинских аграриев – по реке Дунай в Европу или через Черное море в Турцию. Украинское зерно уже сейчас попадает по этим маршрутам на мировые рынки благодаря соседям из Болгарии и Румынии.
Спрос на такие перевозки со стороны украинских аграриев настолько велик, что в перевозке зерна сейчас активно участвуют судовладельцы Турции, Румынии и Болгарии.
Однако они не хотят рисковать своими судами, поэтому зерно везут корабли поменьше, постарше и незастрахованные. Их возраст может быть свыше 50–60 лет. Хотя предельным возрастом в практике морского страхования считается 30–35 лет. Размер судов также невелик – они могут перевозить максимум 3000–5000 т.
Страховки у них либо нет, либо застрахованы компаниями с сомнительной репутацией – иногда с собственниками или корнями в России. Но если будет зеленый свет страховать на европейском рынке, судовладельцы смогут вывозить зерно балкерами в 60 000–90 000 т с качественной страховкой.
Порты Килия (Усть-Дунай) и Измаил играют наибольшую роль в перевозках зерна. По итогам 2021 года, среди всех морских портов больше всего переваливали порты Николаев (29,8 млн т), Черноморск (25,6 млн т) и Одесса (22,6 млн т).
Далее – порт Мариуполь (6,8 млн т), специализированный морской порт «Ольвия» (5,1 млн т), Измаил (3,9 млн т), Рени (1,3 млн т) и Усть-Дунай (64 300) т), по данным Администрации морских портов Украины.
Но и в таких случаях для владельца зерна важно наличие у судовладельца полиса страхования ответственности. От этого полиса часто зависит стоимость или даже возможность страхования самого зерна. А страхование самого зерна является обязательным требованием покупателей.
Покупатели часто требуют от продавца страховой полис с покрытием военных рисков. Сейчас невозможно застраховать военные риски на территории Украины, но это не касается земель и вод за пределами страны.
То есть, украинские экспортеры зерна могут с определенными усилиями застраховать военные риски в нейтральных водах или территориальных водах других стран. Однако невозможно гарантировать, что этот принцип остается актуальным для Черного моря через месяц или два – корабельные мины постоянно дрейфуют. Достаточно одного несчастного случая, чтобы страховщики внесли всю территорию Черного моря в исключение и отказались страховать военные риски для таких маршрутов.
Насколько удорожает логистика в связи с новыми опциями страхования?
Страхование судов с украинским зерном не должно сделать перевозку значительно дороже.
К примеру, условное судно стоимостью $15 млн. Страхование по тарифу 4% от стоимости судна означает страховую премию $600 000, которую судовладелец будет закладывать в стоимость фрахта.
Если заказчик планирует загрузить на судно 50 000 т пшеницы, например стоимостью $400/т, стоимость груза составит $20 млн.
Из-за расходов на страхование стоимость фрахта вырастет на $600 000 (мы рассматриваем только влияние страховых тарифов), которые судовладелец переведет на заказчика. Но для него эта сумма все равно невелика – 3% от стоимости груза. Такие дополнительные расходы неприятны, но не существенны на фоне роста курса валюты.
Если передвижение по экспортным коридорам не сорвется, страховщики готовы предоставить судовладельцам и агроэкспортерам необходимые гарантии.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.