Табачный переворот. Мировые производители сигарет теряют рынок Украины. Как его пытается захватить украинская фабрика, производящая дешевые сигареты /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Табачный переворот. Мировые производители сигарет теряют рынок Украины. Как его пытается захватить украинская фабрика, производящая дешевые сигареты

Getty Images

Табачный рынок в Украине сократился на 10%. Крупные транснациональные компании, занимавшие большую часть рынка, сократили производство из-за войны. А один из крупнейших украинских производителей сигарет пытается воспользоваться шансом.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

«Потребление [сигарет. – Forbes] упало», – разводит руками заместитель гендиректора по коммерческой деятельности «Тедис Украина» Андрей Такул. Это не очень хорошая новость для бизнеса крупнейшего украинского дистрибьютора сигарет, занимающего более половины отечественного рынка.

Причины сокращения логичны – выезд за границу более 6 млн украинцев, часть из которых курит, и оккупация территории Украины.

В 2021 году, по данным Pro-Consulting, объем табачного рынка составил 37 млрд грн. Крупнейшие игроки его легального сегмента – Philip Morris с долей свыше 28% и «Бритиш Американ Тобакко Украина» (ВАТ) – 24%, подсчитали в центре общественного представительства «Життя». Эта организация занимается борьбой с табаком и исследует рынок. У украинского производителя – Винниковской табачной фабрики – доля 8%.

По оценкам Philip Morris, рынок в марте сократился на 10%. Фабрика компании находится в окрестностях Харькова, в конце февраля она остановилась. Производственные помещения частично пострадали, в будущем их планируют построить, говорит гендиректор Максим Барабаш. Но возобновлять работу фабрики, которая экспортировала сигареты на 13 рынков, пока не намерены. Боевые действия и граница РФ слишком близко.

Такие остановки предприятий – еще одна причина сокращения рынка. Другие производители – в схожей с Philip Morris ситуации. Так, ВАТ только 25 апреля возобновил работу своей фабрики в Прилуках на Черниговщине. Пока не в полную силу – производственные линии работают не круглосуточно, как раньше. «Скорость и объемы не достигли довоенных показателей», – говорят в ВАТ. В портфель украинской «дочки» компании входят марки Vogue, Dunhill, Kent, Rothmans, «Прилуки Особые» и др. Так же не в полную силу работает фабрика JTI в Кременчуге и Киевская табачная фабрика Imperial Tobacco. Последняя компания на своем сайте жалуется на Государственную налоговую службу Украины, которая не выдает акцизные марки. Поэтому Imperial Tobacco не может начать импорт сигарет с собственных фабрик в Европе.

Philip Morris сумел наладить импорт сигарет в европейской упаковке из Польши, Чехии и Португалии. Но обеспечить рынок всем ассортиментом не удается из-за сложностей с логистикой.

Табачный переворот. Мировые производители сигарет теряют рынок Украины. Как его пытается захватить украинская фабрика, производящая дешевые сигареты /Фото 1

Львовский ответ

Занять место транснационалов сейчас пытается один из крупнейших украинских производителей – Винниковская табачная фабрика, которая находится около Львова. Предприятие входит в Marvel international tobacco Group, принадлежащую депутату Львовского облсовета Григорию Козловскому и его партнеру – львовскому бизнесмену Александру Свищеву. В 2020-м, по данным YouControl, выручка фабрики составила 1,2 млрд грн.

Ранее фабрику обвиняли в том, что она недоплачивала акцизы, продавая на внутреннем рынке сигареты, предназначенные для Duty Free. Народный депутат 8-го и 9-го созывов Нина Южанина, возглавившая в 2015 году Комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, в разговоре с Forbes отрицает нарушения со стороны Винниковской табачной фабрики. Она рассказывает Forbes, что ее комитет проверил отчетность компании и не нашел недоплаты. Скандал мог быть элементом нечестной конкурентной борьбы, предполагает она.

Чтобы появиться на полках, где раньше были конкуренты, Винниковская табачная фабрика в апреле заключила дистрибьюторский контракт с лидером рынка «Тедис», рассказывает Forbes Григорий Козловский. Последние 12 лет компания продавала свои сигареты самостоятельно, через свой торговый дом. Однако у «Тедиса» возможности куда больше, до войны компания еженедельно поставляла собственным транспортом продукцию около 70% торговых точек Украины. Антимонопольный комитет обвинял «Тедис» в том, что тот диктовал цены розничным и оптовым торговцам, пользуясь отсутствием альтернативных путей снабжения.

По расчетам Козловского, сотрудничество с «Тедис» приведет к увеличению объемов продаж сигарет, произведенных его фабрикой.

К тому же компания пытается максимально загрузить свои мощности. Козловский рассказывает, что предложил всем крупным табачным игрокам, работающим в Украине, производить их сигареты у него на фабрике. «Были переговоры. И есть согласившиеся, мы подписали предварительно договор», – говорит он. Названия компаний Козловский не разглашает, объясняя это соглашением о конфиденциальности.

У Винниковской табачной фабрики есть шансы занять большую долю на украинском рынке. Компания производит недорогие марки сигарет – Strong, Jinling, Lifa, Marvel и т. д. А отечественные потребители как раз переходят на более дешевые марки, заметили в Philip Morris. Например, сигареты Strong (Винниковская табачная фабрика) в сетях стоят 40–42,5 грн за упаковку, Winston (JTI) – 66,45–71,95 грн, Kent (BAT) – 71,95–75,95 грн, а Parliament (Philip Morris) – 78–79 грн.

К тому же Винниковская табачная фабрика находится вдали от зоны боевых действий – во Львове.

Но их доля в продажах может увеличиться только на время войны, предполагает на условиях анонимности топ-менеджер одного из крупнейших ритейлеров, работающих в Украине. Международные компании вернут свои позиции, когда полноценно заработают их производства. «Сейчас исключительная ситуация с войной, потому что товар и ассортимент почти отсутствуют на полках. И у людей стресс, есть даже потребность в социальной сигарете для военных, – объясняет собеседница Forbes. – Наличие продукта и стоимость могут обеспечить долю рынка».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине