Супермаркеты на западе Украины увеличили продажи на 50–100%. Почему они не смогли на этом сильно заработать /Getty Images
Категория
Картина дня
Дата

Супермаркеты на западе Украины увеличили продажи на 50–100%. Почему они не смогли на этом сильно заработать

2 хв читання

Getty Images

Почему у супермаркетов на западе страны выросли продажи, но не заработки

Сети «Родинна ковбаска» и «Родинна пекарня» в марте – апреле сменили ассортимент на прилавках в западных областях Украины. В торговых точках компания стала продавать больше готовых блюд. В частности, в ассортимент добавили салаты, блины, голубцы.

Это ответ на запросы новых покупателей – переселенцев из горячих точек, рассказывает Олег Баран, генеральный директор компании «Барком», которой принадлежат сети. Спрос на кулинарию повысился из-за того, что люди не имели возможности готовить. Они охотнее покупали готовую еду, чем сырое мясо, объясняет он.

За март – апрель в «пекарне» и «колбасках», расположенных на Львовщине, продажи выросли на 30–40% и 10–15% соответственно, говорит Баран.

Похожая история в Ивано-Франковской и Закарпатской областях. Супермаркеты «Наш Край» и SPAR за апрель в этих регионах страны наторговали на 30–80% больше обычного, рассказывает руководитель ритейл-направления VolWest Group Виктор Мольченко. В обеих сетях, принадлежащих луцкой VolWest Group, всего 260 торговых точек. А продажи крупнейшей сети однодолларовых магазинов «Аврора» в Закарпатье выросли на 100%, во Львовской и Ивано-Франковской областях – на 50%.

В эти три области переехало наибольшее количество переселенцев. Львовщина приняла 335 000 человек из других регионов, Закарпатье – около 400 000, Ивано-Франковщина – более 142 000.

В Волынской, Ровенской и Тернопольской областях гораздо меньше переселенцев – в общем свыше 157 000. Выручки здесь почти не выросли, говорит Мольченко из «Нашего Края».

Однако сети не смогли много заработать на переселенцах. Доставка товаров подорожала минимум на 50%, на 20% – стоимость упаковки, говорит совладелец сети «Аврора» Тарас Панасенко. Сильно поднять цены ритейлеры не рискнули.

К тому же правительство ограничило до 10% наценки на социальные товары. В результате всеобщая маржа ритейлеров упала. «По товарообороту март был хорошим, а по прибыли – нет», – разводит руками гендиректор сети «Рукавичка» Роман Козак. В сети, которая работает в семи западных областях, доля социальных товаров – более 20%. Панасенко говорит, что «Аврора» сейчас только «отбивает» расходы, выходя в ноль.

Также ударил по доходности запрет продажи алкоголя. По словам Козака, маржа на этот вид товара была выше, чем на продукты питания.

К тому же люди стали экономить. По словам коммерческого директора Dragon Capital Property Management Натальи Кравец, потребители покупают только самое необходимое. Их сложно побудить к спонтанной покупке. Например: в «Авроре», у которой на западе 112 торговых точек из 745, в четыре раза выросли продажи быстрого питания, но на половину упали продажи жевательных резинок.

В мае продажи в ритейле на западе уже начинают падать, поскольку переселенцы стали возвращаться в свои города, говорит Баран. Чтобы удержаться на плаву, сети начинают поднимать цены в соответствии с ростом затрат.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине