Личностные качества руководителя – ключевые для жизнестойкости компании. Эмоциональный интеллект позволяет лидеру держать удар и при этом оставаться эмпатичным и вдохновляющим для своей команды. Это особенно важно, когда компанию штормит
«Если корабль не знает, куда плыть, никакой ветер не будет для него попутным»,
Сенека
В моменты кризиса сотрудники смотрят в сторону лидера и оценивают, как он справляется с ситуацией. Что чувствует, какие решения принимает. Это древняя эмоциональная связь между вожаком и стаей, которая существует сотни тысяч лет.
И от того, как лидер себя проявляет, сотрудники определяют к нему свое отношение. Уважать или не уважать? Доверять или сомневаться? Слушать или игнорировать?
Что лидерам помогает справляться со сложными ситуациями.
Савва Либкин, «Рестораны Саввы Либкина»:
«Когда ведешь бизнес 30 лет, неприятности воспринимаешь через истину из Библии: «Все проходит, и это пройдет». Стоит относиться к проблемам с внутренним спокойствием. Главное – сконцентрироваться на том, что от тебя зависит, и делать это на 100%. И воспринимать через призму принятия то, что от тебя не зависит».
Фокусировка влияния. Один из факторов, приводящих руководителя в стресс, – это понимание, что он не может повлиять на ситуацию.
В то же время важно сконцентрировать свое внимание на том, что ты можешь контролировать. Ощущение контроля над ситуацией дает состояние уверенности.
Например, на что можно повлиять во время кризиса:
- личная мотивация и мотивация команды;
- стратегия достижения цели;
- выпуск качественной продукции или услуги.
При этом нужно принять изменения курса валюты или введение локдауна.
Воспринимать кризис как личный вызов. Такой путь позволяет сконцентрировать внимание на своих волевых качествах и увидеть в ситуации ресурс.
Один из постулатов эмоционального интеллекта – это принцип интерпретации. Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы это интерпретируем. Способность находить «правильные» интерпретации определяет, будет ли сложившаяся ситуация фатальной или окажется точкой взлета и выхода на новый уровень.
Вячеслав Лысенко, «Укр-Китай Communication»:
«Попробуйте посмотреть на ситуацию как на задачу, у которой точно есть решение, и его нужно найти, чтобы справиться. Мне всегда помогает строгая самодисциплина: психологическая, физическая, соблюдение расписания жизненных целей и планов. Внешняя дисциплина переходит во внутреннюю, и появляются правильные решения ситуаций.
Нужно помнить, что во время трудностей мы делаем самые большие прорывы в жизни. Развитие всегда идет через дискомфорт, поэтому сложные ситуации посланы, чтобы мы достигали неординарных результатов в нашей жизни».
Опора на будущее. Когда компания входит в период турбулентности, взгляды сотрудников направлены в сторону руководителя. И если руководитель не проявляет лидерские качества, коллектив охватывает тревога и даже паника. Людям нужен эмоциональный лидер, который даст четкую перспективу будущего. Такими опорами могут выступать:
1. Благоприятные возможности, которые открываются для каждого.
2. Положительные изменения, о которых будем жалеть, если сейчас сдадимся.
3. Конкретный план из нескольких ближайших шагов, которые приведут к результату.
Многие лидеры прошлого использовали стратегию «опоры на будущее» в кризисные периоды.
· Христофор Колумб – во время длительного плавания в Америку.
· Мартин Лютер Кинг – в период борьбы за равноправие.
· Уинстон Черчилль – при осаде Англии во время Второй мировой войны.
· Махатма Ганди – в длительной борьбе за независимость Индии.
· Стив Джобс – когда его компания оказалась на грани банкротства.
· Уолт Дисней – благодаря выходу Микки Мауса его компания смогла благополучно пережить большую депрессию.
· Акио Морита, который создал успешную компанию Sony в послевоенной разрушенной и бедной Японии.
Татьяна Лукинюк, Kyivstar:
«Один из способов сохранять спокойствие во время «черных лебедей» – фокусироваться не на ужасном «сейчас», а на светлом «завтра». Второй – «глаза боятся, а руки делают» – отличный народный рецепт. Действие, даже если оно кажется бессмысленным, помогает сохранять равновесие. И третье – подышать воздухом, прогуляться по парку, когда вы чувствуете, что находитесь во взвинченном состоянии, – контакт с природой поможет восстановить душевный баланс».
В жизни каждого человека, как и в жизни компании, случаются кризисы. Кризис – это нарушение равновесия. Как на уровне личности, так и на уровне компании. И в способности восстанавливать это равновесие и выходить на новый виток своего развития заключается жизнестойкость как личности, так и компании.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.