«Круги Сильваши» – одна из самых масштабных и дорогих украинских выставок за время независимости. В течение года исследователи работали с наследием Тиберия Сильваши, советовались с самим художником и архитекторами, отбирали работы и работали над концепцией. Результат – ретроспектива на пять этажей Украинского дома из 170 произведений искусства и с рекордным бюджетом в $350 000.
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
Фотография, которую чаще всего делают посетители ретроспективной выставки «Круги Сильваши», – около бассейна, расположенного в атриуме Украинского дома. Это самый сложный элемент в экспозиции, которым занималось агентство How Production.
«Мы хотели создать бездну», – рассказывает владелец и CEO How Production Юрий Стецюк. Как сделать пропасть на первом этаже монументального Украинского дома? Команда покрасила воду и сам бассейн в синий цвет, благодаря чему он кажется очень глубоким.
«Люди боятся подходить к краю, – говорит Стецюк. – А на самом деле глубина воды – где-то 3 см».
Выставка, посвященная творчеству художника Тиберия Сильваши, открылась 13 сентября и продлится до 27 октября. В течение первого уик-энда – с 13 по 15 сентября – ее посетили 1824 человека. Для сравнения: на ретроспективу художницы Аллы Горской за первые три дня работы купили около 4000 билетов.
«Опыт наших последних проектов показывает: ближе к концу выставки количество посещений растет», – говорит куратор ретроспективы Ольга Балашова.
«Круги Сильваши» – масштабный проект Украинского дома и Украинского музея современного искусства (UMCA), соучредительницей которого является Балашова. «Это, наверное, самая большая и дорогая выставка украинского художника, проходившая в стране», – предполагает она. На пяти этажах Украинского дома разместились 170 работ 98 художников: самого Сильваши, тех, на кого повлиял он, кто повлиял на него и работал с ним.
Кто такой Тиберий Сильваши?
Тиберий Сильваши родился 13 июня 1947 года в городе Мукачево Закарпатской области. Образование будущий художник получил в Киеве: сначала в Республиканской художественной школе им. Шевченко, потом в художественном институте. Сильваши учился у художницы Татьяны Яблонской.
В 1992 году Сильваши основал художественную группу «Живописный заповедник» – она объединила представителей нефигуративного искусства. В нее входили Александр Животков, Марко Гейко, Анатолий Криволап, Николай Кривенко.
Первая персональная выставка Сильваши состоялась в 1993 году во французской Тулузе. Его ретроспектива «Круги Сильваши» – самая большая экспозиция художника.
Помимо живописи Сильваши исследует теорию современного искусства. Он – автор серии эссе, посвященных выдающимся художникам. В 2022 году художник стал лауреатом Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко.
Сколько стоили «Круги Сильваши»
Бюджет выставки «Круги Сильваши» – $350 000, говорит Балашова. Из них $194 000 потратили на производство, монтаж и сопровождение выставки. Еще $156 000 пойдет на гонорары команде, создание каталога, 3D-тура, книги о выставке на английском и украинском языках и демонтаж. Эти средства UMCA пока ищет – ответы от фондов должны поступить до конца октября.
$350 000 – много ли это? В июне 2023 года UMCA проводил выставку «Ты как?» – она заняла пять этажей Украинского дома и состояла примерно из 500 произведений. Она обошлась музею в $170 000.
Большую часть бюджета «Кругов Сильваши» наполнили международные фонды: генеральный партнер выставки – фонд «Возрождение». Пять бизнесов, поддержавших выставку, – компания Smarter, проект «Visa Ощадбанк», ресторан LU Gallery, художественная платформа Spilne Art и продавец санитарно-гигиенической продукции «Бетта-Сервис» – предоставили $42 300.
Часть средств – от частных лиц: $36 500 на проект пожертвовали семеро меценатов и группа благотворителей ГО «Поступ 14».
Одна из меценатов – соучредительница Soul* Lab и ОО «Институт человековедения» Юлия Башлакова. Она сотрудничает с UMCA как коллекционер, меценат и стратегический советник с 2019 года.
«Искусство повлияло на то, каким человеком я стала, что и как я делаю, – говорит Башлакова. – Имея такой опыт, стараюсь, чтобы искусство было доступно для многих». Выставку Сильваши предпринимательница поддержала еще и из уважения к художнику и давнего восхищения его творчеством.
«Во время войны искусство, литература и музыка помогают сохранить моральный дух и единство нации», – говорит о своей мотивации другой меценат, основатель компании «Бетта-Сервис» Алексей Харько. Он поддерживает UMCA во второй раз: в 2023 году предприниматель финансировал выставку «Ты как?».
Что внутри выставки «Круги Сильваши»
Ретроспектива Тиберия Сильваши заняла пять этажей Украинского дома. Эти пять маршрутов – пять контекстов, в которые кураторы помещают творчество Сильваши.
Например, первый этаж с синим бассейном посвящен новой версии инсталляции художника «Малярство», а на третьем размещены важные работы Сильваши и близких ему художников. Свои работы для экспозиции передали художники из Украины, Японии, Австралии, Италии, Венгрии – они собраны на втором этаже.
«Нас часто спрашивают: почему именно Сильваши? – говорит Балашова. – Ответ – он постоянно генерирует контексты, среду и ситуации, в которых возникают новые возможности создавать и понимать искусство».
Исследователи работали над выставкой год. У Сильваши большой архив текстов, которые они исследовали, чтобы понять его творчество. После этого команда еженедельно виделась с самим художником. «Создавать прижизненную ретроспективу – большая роскошь, – говорит Балашова. – У нас было много фактов, мыслей и догадок, которые сразу могли проверить с автором». Позже к работе подключились архитекторы.
За кулисами экспозиции – сочетание усилий большого количества участников в ограниченном времени и ресурсах, добавляет Башлакова. «Выставка для меня – о глубокой художественной работе со временем и во времени, о возможности увидеть связь поколений художников», – говорит меценат.
Главное открытие Балашовой? «Впечатляет сочетание масштаба личности и скромности», – говорит куратор. Сильваши даже не хотел, чтобы в названии ретроспективы было его имя.
«Однажды он сказал: для меня идеальная выставка – та, где художники не подписывают свои работы, – вспоминает Балашова. – Где нет «я», а есть только служение искусству».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.