«Круги Сильваши» – одна из самых масштабных и дорогих украинских выставок за время независимости. В течение года исследователи работали с наследием Тиберия Сильваши, советовались с самим художником и архитекторами, отбирали работы и работали над концепцией. Результат – ретроспектива на пять этажей Украинского дома из 170 произведений искусства и с рекордным бюджетом в $350 000.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Фотография, которую чаще всего делают посетители ретроспективной выставки «Круги Сильваши», – около бассейна, расположенного в атриуме Украинского дома. Это самый сложный элемент в экспозиции, которым занималось агентство How Production.
«Мы хотели создать бездну», – рассказывает владелец и CEO How Production Юрий Стецюк. Как сделать пропасть на первом этаже монументального Украинского дома? Команда покрасила воду и сам бассейн в синий цвет, благодаря чему он кажется очень глубоким.
«Люди боятся подходить к краю, – говорит Стецюк. – А на самом деле глубина воды – где-то 3 см».
Выставка, посвященная творчеству художника Тиберия Сильваши, открылась 13 сентября и продлится до 27 октября. В течение первого уик-энда – с 13 по 15 сентября – ее посетили 1824 человека. Для сравнения: на ретроспективу художницы Аллы Горской за первые три дня работы купили около 4000 билетов.
«Опыт наших последних проектов показывает: ближе к концу выставки количество посещений растет», – говорит куратор ретроспективы Ольга Балашова.
«Круги Сильваши» – масштабный проект Украинского дома и Украинского музея современного искусства (UMCA), соучредительницей которого является Балашова. «Это, наверное, самая большая и дорогая выставка украинского художника, проходившая в стране», – предполагает она. На пяти этажах Украинского дома разместились 170 работ 98 художников: самого Сильваши, тех, на кого повлиял он, кто повлиял на него и работал с ним.
Кто такой Тиберий Сильваши?
Тиберий Сильваши родился 13 июня 1947 года в городе Мукачево Закарпатской области. Образование будущий художник получил в Киеве: сначала в Республиканской художественной школе им. Шевченко, потом в художественном институте. Сильваши учился у художницы Татьяны Яблонской.
В 1992 году Сильваши основал художественную группу «Живописный заповедник» – она объединила представителей нефигуративного искусства. В нее входили Александр Животков, Марко Гейко, Анатолий Криволап, Николай Кривенко.
Первая персональная выставка Сильваши состоялась в 1993 году во французской Тулузе. Его ретроспектива «Круги Сильваши» – самая большая экспозиция художника.
Помимо живописи Сильваши исследует теорию современного искусства. Он – автор серии эссе, посвященных выдающимся художникам. В 2022 году художник стал лауреатом Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко.
Сколько стоили «Круги Сильваши»
Бюджет выставки «Круги Сильваши» – $350 000, говорит Балашова. Из них $194 000 потратили на производство, монтаж и сопровождение выставки. Еще $156 000 пойдет на гонорары команде, создание каталога, 3D-тура, книги о выставке на английском и украинском языках и демонтаж. Эти средства UMCA пока ищет – ответы от фондов должны поступить до конца октября.
$350 000 – много ли это? В июне 2023 года UMCA проводил выставку «Ты как?» – она заняла пять этажей Украинского дома и состояла примерно из 500 произведений. Она обошлась музею в $170 000.
Большую часть бюджета «Кругов Сильваши» наполнили международные фонды: генеральный партнер выставки – фонд «Возрождение». Пять бизнесов, поддержавших выставку, – компания Smarter, проект «Visa Ощадбанк», ресторан LU Gallery, художественная платформа Spilne Art и продавец санитарно-гигиенической продукции «Бетта-Сервис» – предоставили $42 300.
Часть средств – от частных лиц: $36 500 на проект пожертвовали семеро меценатов и группа благотворителей ГО «Поступ 14».
Одна из меценатов – соучредительница Soul* Lab и ОО «Институт человековедения» Юлия Башлакова. Она сотрудничает с UMCA как коллекционер, меценат и стратегический советник с 2019 года.
«Искусство повлияло на то, каким человеком я стала, что и как я делаю, – говорит Башлакова. – Имея такой опыт, стараюсь, чтобы искусство было доступно для многих». Выставку Сильваши предпринимательница поддержала еще и из уважения к художнику и давнего восхищения его творчеством.
«Во время войны искусство, литература и музыка помогают сохранить моральный дух и единство нации», – говорит о своей мотивации другой меценат, основатель компании «Бетта-Сервис» Алексей Харько. Он поддерживает UMCA во второй раз: в 2023 году предприниматель финансировал выставку «Ты как?».
Что внутри выставки «Круги Сильваши»
Ретроспектива Тиберия Сильваши заняла пять этажей Украинского дома. Эти пять маршрутов – пять контекстов, в которые кураторы помещают творчество Сильваши.
Например, первый этаж с синим бассейном посвящен новой версии инсталляции художника «Малярство», а на третьем размещены важные работы Сильваши и близких ему художников. Свои работы для экспозиции передали художники из Украины, Японии, Австралии, Италии, Венгрии – они собраны на втором этаже.
«Нас часто спрашивают: почему именно Сильваши? – говорит Балашова. – Ответ – он постоянно генерирует контексты, среду и ситуации, в которых возникают новые возможности создавать и понимать искусство».
Исследователи работали над выставкой год. У Сильваши большой архив текстов, которые они исследовали, чтобы понять его творчество. После этого команда еженедельно виделась с самим художником. «Создавать прижизненную ретроспективу – большая роскошь, – говорит Балашова. – У нас было много фактов, мыслей и догадок, которые сразу могли проверить с автором». Позже к работе подключились архитекторы.
За кулисами экспозиции – сочетание усилий большого количества участников в ограниченном времени и ресурсах, добавляет Башлакова. «Выставка для меня – о глубокой художественной работе со временем и во времени, о возможности увидеть связь поколений художников», – говорит меценат.
Главное открытие Балашовой? «Впечатляет сочетание масштаба личности и скромности», – говорит куратор. Сильваши даже не хотел, чтобы в названии ретроспективы было его имя.
«Однажды он сказал: для меня идеальная выставка – та, где художники не подписывают свои работы, – вспоминает Балашова. – Где нет «я», а есть только служение искусству».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.