Более 1000 костюмов, команда в 3000 человек и построенная с нуля крепость под Киевом. Экшн «Довбуш» Олеся Санина и компании Pronto Film с бюджетом в 120 млн грн – один из самых масштабных и дорогих украинских фильмов. Как создавали кино о рыцарях Карпат
Летом 2018 года фабрика по изготовлению подушек получила необычный заказ: мешок с перьями. Заказчицы – художницы по костюмам к фильму «Довбуш» Гала Отенко и Мария Керо – искали идентичные перышки для свадебного платья Марички, невесты главного героя. Этот образ собирали не менее двух недель. В общей сложности на пошив более 1000 костюмов потратили около восьми месяцев.
Для съемок приключенческо-исторического фильма «Довбуш» построили или восстановили более 20 локаций. В самых масштабных сценах участвовали 500 человек, а одновременно в кадре находились по 50 каскадеров, описывает команда ленты. Создатели фильма ездили в экспедиции, изучали ремесла и техники боя XVIII века и постоянно искали деньги на реализацию масштабных планов.
Режиссер фильма Олесь Санин и продюсер Максим Асадчий уже работали вместе над фильмами «Мамай» (2003) и «Поводырь» (2014). Последний собрал рекордный на тот момент бокс-офис для украинского кино – 14,1 млн грн, по данным Dzyga MDB.
Санин давно хотел снять фильм о Довбуше, говорит Асадчий. Лента снималась с 2018 года. В 2017-м закипела работа над сценарием, в 2018-м начались съемки, длившиеся четыре года. Сюжет ленты, которую снимали с 2018 года, рассказывает, как в XVIII веке братья Олекса и Иван Довбуши становятся опришками и возглавляют украинское восстание против польской шляхты.
Из-за полномасштабного вторжения и пандемии релиз фильма дважды переносили: в 2021-м и 2022-м годах. Финальная дата премьеры – 24 августа 2023 года.
Как будет зарабатывать «Довбуш»
Весной 2023 года украинское кино удержало кинотеатры на плаву. Мультфильм «Мавка» и комедия «Люксембург, Люксембург» собрали около 25% общего бокс-офиса в Украине, говорил Forbes СЕО Multiplex Роман Романчук. На эти две ленты приобрели около полутора миллионов билетов. Теперь надежды кинотеатров – на «Довбуша». «Думаю, будет минимум полмиллиона зрителей, – говорит Асадчий. – Но надеюсь, больше».
Поиски средств на фильм продолжались в течение всего периода производства. Историческая лента с большим количеством массовых сцен, спецэффектов и декораций требует больших затрат, говорит продюсер Асадчий. Бюджет фильма – около 120 млн грн: 65 млн грн предоставило государство, $1,5 млн – канадский инвестор, еще часть – телеканал «Украина», купивший права на показ фильма. Данные об остальных инвесторах не раскрывают.
Лишь на украинском прокате «Довбуш» не выйдет в ноль, констатирует Асадчий. Ставка – на заграничный прокат. 24 августа фильм покажут также в Германии, Чехии, Словакии, Литве, Эстонии, Латвии и Корее.
Продюсер фильма убежден: «Довбуш» будет интересен всему миру. «У нас понятный герой с ясными целями, мелодраматическая линия, экшн, интересный сюжет», – рассказывает Асадчий. Например, украинский исторический боевик «Захар Беркут» стоимостью 113 млн грн в 2019 году собрал в украинском прокате 38,5 млн грн, заграничные сборы– 1,8 млн грн.
Впрочем, у компании Film.ua, занимающейся дистрибуцией «Довбуша», есть свежий опыт успешной киноэкспансии. Мультфильм «Мавка. Лісова пісня» в прокате в 80 странах. Во Франции фильм стал лидером проката по результатам первого дня показа, собрав 74 000 зрителей.
Какой шанс повторить этот успех у «Довбуша»? «Иностранцам интересна не только Украина и историческое кино, но и качество, – считает Асадчий. – Эти показатели сходятся».
Костюмы, декорации и подлинность. Почему «Довбуш» стоит так дорого
Над «Довбушем» работали около 3000 человек: съемочная группа из более 300 специалистов и свыше 2500 человек в массовке. Самой дорогой была работа арт-департамента, говорит продюсер Максим Асадчий.
Чтобы погрузить зрителя в XVII век, все в кадре должно выглядеть настоящим. Часть реквизита одолжили музеи – стул, металлические чаши, подсвечники, чернильницу. Одному из музейных работников пришлось поехать в Карпаты со съемочной командой, чтобы присматривать за масляной лампой XVIII века. «Взяли человека в заложники», – шутит художница-постановщица Александра Дробот.
Впрочем, большинство объектов были созданы и стилизованы. Каллиграфы написали более сотни документов, а постановщики с нуля построили не менее пяти локаций – крепость под Киевом, колыбу и интерьеры замка Яблоновской на киностудии им. А. Довженко, сыроварню на горе Драгобрат и пожар церкви. Чтобы создать корчму, разобрали несколько украинских домов из 200-летнего бруса, рассказывает Дробот.
К работе с одеждой персонажей привлекли более 100 мастеров. Воспроизвести, как одевались гуцулы в начале XVIII века, сложно: упоминания об их внешнем виде сохранились только на фресках нескольких церквей. Помогли историки и консультанты.
«Не скажу, что мы сделали точную историческую реконструкцию Гуцульщины, – говорит художница по костюмам фильма Гала Отенко. – Это стилизация – хорошая и понятная зрителю».
Семья мастеров из Карпат выткала для фильма гуни из овечьей шерсти. Ювелиры не только изготовили украшения, но и украсили одежду: все созданные вручную металлические элементы весят более 50 кг. Самые дорогие костюмы – свадебное платье невесты Довбуша Марички и образы княгини Яблоновской. Каждый из них вышит вручную.
Для самой массовой сцены фильма художницам нужно было одеть более пол тысячи человек. «Мы привезли 10-тонную костюмерную, доверху заполненную одеждой», – вспоминает Керо. Костюмы на площадке носили даже гримеры, стилисты и художники. Во время съемок массовых сцен так можно было исправить что-то прямо в кадре, говорит художница-постановщица Александра Дробот.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.