Галерея вместо галеры. Зачем бизнесу коллекции искусства в офисе /Фото из личного архива
Категория
Компании
Дата

Галерея вместо галеры. Зачем бизнесу коллекции искусства в офисе

из личного архива

Коллекция искусства в офисе может стоить до $1 миллиона, говорит арт-дилер Игорь Абрамович. Такое собрание влияет на команду, имидж компании и партнеров. Как – объясняют предприниматели, которые превратили рабочие пространства в выставочные.

Одними из первых произведений искусства в офисе украинской IT-компании SupportYourApp стали полотна Антона Поперняка. Вскоре работами украинских художников были украшены все кабинеты. Спустя 10 лет у SupportYourApp 3 офиса. Искусство представлено в каждом.

Коллекция SupportYourApp началась с увлечения искусством бизнес-партнёра Петра Бондаревского, которое поддержала СЕО компании Дарья Лещенко. Со временем она стала способом поддержания благополучия команды. «В помещениях, где появлялось искусство, полностью менялась атмосфера», – вспоминает Лещенко. Она становилась позитивнее, команде стало проще переключаться. Снизились количество выгораний и текучесть кадров. 

«Сотрудникам важно получать позитивные эмоции и вдохновение на работе, – подтверждает арт-дилер Игорь Абрамович. – В офисах нужна возможность взаимодействия с искусством». 

Украинским компаниям далеко до полноценных корпоративных коллекций, считает совладелица аукционного дома «Корнерс» Ольга Сагайдак. «Но то, что в офисах начали чаще экспонировать предметы искусства, – отличный сигнал», – добавляет она.

Фонд Sky Art Foundation занимается созданием коллекций для компаний. За последние 5 лет они оформили 30 офисных собраний. Директор фонда Юлия Островская говорит, что преимущественно к ним обращаются технологические компании. Среди клиентов – EVO.company, Ring Ukraine, DMarket. «Такие компании задумываются, как об их бренде будут говорить на рынке», – говорит Островская. 

Арт-дилер Игорь Абрамович формирует офисные собрания с 2015 года. Создание коллекции он оценивает от $80 тысяч до $1 миллиона. Среднеформатная работа украинского художника стоит от $5 тысяч до $50 тысяч, а цена на знаковое произведение будет выше – до $1 миллиона. 

Эмоциональный буст

SupportYourApp – компания, которая осуществляет клиентскую и техническую поддержку. Основным арт-объектом компании Лещенко называет их второй офис. Его трансформация началась с мурала Владимира Манжоса. В результате стены украсили работы около 10 художников, муралистов и каллиграфистов. По завершению работы над помещением было запущено медиа о современном искусстве.

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Интерьер SupportYourApp

Предыдущий слайд
Следующий слайд

В третьем офисе компании другой формат – динамичная экспозиция. Раз в полгода произведения меняются. «Сначала каждая новая работа вызывает реакцию, но потом к ней привыкаешь, – объясняет Лещенко. – Мы хотим давать команде постоянный эмоциональный буст». 

SupportYourApp мониторят HR-показатели и отзывы сотрудников на сайтах с вакансиями. В компании заметили, что арт-офисы и дружественную атмосферу команда отмечает чаще всего.

Коллекция способствовала росту узнаваемости бренда-работодателя. Количество резюме органически выросло в полтора раза. Когда интервью с кандидатами перенесли в офис, согласившихся на оффер стало на половину больше. А текучка в команде поддержки с появлением искусства снизилась более чем на 15%. Дело не только в арте. Но он важен. Работа людей, связанная с сервисной поддержкой, требует большого эмоционального ресурса, уверена Лещенко. Им нужно пространство, где можно перезарядиться. 

В офисе продуктовой IT-компании EVO сейчас представлены работы более 50 художников. Время от времени картины меняются и отправляются на выставки. «Мы никогда не замеряли влияние картин на производительность или мораль команды, – говорит руководитель команды коммуникаций Юлия Новаченко. – Но до карантина сотрудники обожали офис». 

Интерьер EVO

Интерьер EVO

Интерьер EVO

Интерьер EVO

Интерьер EVO

Интерьер EVO

Интерьер EVO

Интерьер EVO

Интерьер EVO

Интерьер EVO

Интерьер EVO

Интерьер EVO

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Имидж и социальный капитал

Искусство – один из инструментов заботы о команде в SupportYourApp. Это улучшает отношения и с клиентами. «Это может быть неочевидно, но мы видим результаты, – говорит Лещенко. – У нас высокий показатель удовлетворенности услугами среди пользователей – 95%».

Поддержка искусства способствует благосклонному отношению со стороны партнеров, согласен арт-куратор Евгений Березницкий. «У имиджа компании должны быть компоненты, которые свидетельствуют о внутренней культуре, – говорит он. – Коллекция арта – из таких».

Искусство – хороший старт для деловой беседы, считает управляющий партнер группы компаний Adventures Lab Group Руслан Тимофеев. Он коллекционирует искусство около года. В его офисном собрании порядка 30 работ стоимостью до $100 тысяч. 

«У меня была встреча с Олегом Гороховским по поводу предметов инвестиций, – вспоминает Тимофеев. – В его офисе я увидел картины. Я знал, кто их автор, что это за серии, даже кто их ему продал». Предприниматели обсудили искусство, и затем деловой разговор шел в мягкой и доверительной форме, говорит Тимофеев.

«Покупая работы современных художников, коллекционер получает возможность общения с неординарными людьми», – считает Игорь Абрамович. Эта ценность близка главе правления компании «ГраноТрейд» Андрею Исаку. Он лично знаком со всеми авторами работ из своей коллекции. Это важное условие покупки. Исак хочет понимать философию и принципы художника. 

Ему также важно поддержать художника морально и материально. «Художник может раскрыть талант, только полностью погружаясь в искусство, – добавляет предприниматель. – Когда его работы ценят и покупают, он получает дополнительную мотивацию. Я рад, что могу поддержать творческих людей в их развитии». 

Пространство «ГраноТрейд»

Пространство «ГраноТрейд»

Пространство «ГраноТрейд»

Пространство «ГраноТрейд»

Пространство «ГраноТрейд»

Пространство «ГраноТрейд»

Пространство «ГраноТрейд»

Пространство «ГраноТрейд»

Пространство «ГраноТрейд»

Пространство «ГраноТрейд»

Предыдущий слайд
Следующий слайд

В пространстве «ГраноТрейд» больше 20 произведений искусства. Коллекция создается с 2015 года. Первыми в офисе появились работы Павла Макова и Романа Минина. Из последних приобретений – коллажи и живопись Сергея Святченко, скульптура Назара Билыка и работы Андрея Возницкого из серии «Антропоцен», посвященные влиянию человека на планету.

Приобретая новую работу, Андрей Исак в первую очередь оценивает ее эмоционально. Затем советуется с арт-дилером. «Я коллекционирую лимитированные работы с провенансом, которые также ценны как инвестиция», – говорит предприниматель. Иллюстрация этого подхода – работы Святченко. Его коллажи нравятся Исаку, а послужной список и история художника добавляет им ценности. «Это украинец, который работает и живет в Дании, – рассказывает коллекционер. – Целый банк в Копенгагене украшен его работами».

Сила пространства

Пространство меняет мышление сотрудников, убедился предприниматель и маркетолог Андрей Федорив. Когда он решил сделать компанию Fedoriv более технологичной, перевез ее из особняка на Выдубичах в «Арену». Очутившись в современном мультифункциональном мультимедийном офисе с лофт-архитектурой от Славы Балбека, сотрудники почувствовали себя иначе. После изменилось и отношение на рынке. «Мы создали пространство, которое опережало другие, – объясняет предприниматель. – Мы и наши проекты должны были стать такими же технологичными и амбициозными». 

Выставки в пространстве Kooperativ

Выставки в пространстве Kooperativ

Выставки в пространстве Kooperativ

Выставки в пространстве Kooperativ

Выставки в пространстве Kooperativ

Выставки в пространстве Kooperativ

Выставки в пространстве Kooperativ

Выставки в пространстве Kooperativ

Выставки в пространстве Kooperativ

Выставки в пространстве Kooperativ

Выставки в пространстве Kooperativ

Выставки в пространстве Kooperativ

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Коворкинг Kooperativ, который Федорив с партнерами открыли в сентябре 2019 года, – творческий кластер. Его придумывали как место для создания нового. Чтобы человек творил и придумывал что-то инновационное, у него должна быть определенная энергетика с одной стороны и стимулы – с другой, считает Федорив. «Искусство – лучший стимул для нервной системы и органов чувств», – добавляет предприниматель. 

Произведения искусства в Kooperativ появились сразу. 90% постоянной экспозиции – из личной коллекции Федорива. Это работы Ильи Исупова, Максима Мамсикова, Алексея Молдаванова, Александра Ройтбурда. А раз в 2–3 месяца креативное агентство PortAgency проводит большую выставку в общественных зонах коворкинга.

Материалы по теме

Офис Adventures Lab разделен на функциональные зоны. Руслан Тимофеев использует искусство, чтобы задать особое настроение в каждой. Арт-объекты в рабочей зоне напоминают о продуктивности. Там представлены картины из серии Ultra C Виктора Сидоренко. Ее герои – спортсмены, которые ставят рекорды. А зона кафе украшена яркими поп-арт картинами – в частности, работами Сергея Якименко. 

Коллекция в Adventures Lab появилась после того, как Тимофеев начал собирать искусство дома. Он выбирает потенциально перспективных авторов и узнаваемые статусные работы, получившие признание на рынке. «Я не инвестировал бы в стартап на этапе идеи без обратной связи от рынка, – говорит Тимофеев. – Такая же логика здесь. Не куплю то, что мне не нравится, и то, у чего нет внешней ценности». 

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Интерьер Adventures Lab

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Месяц назад Adventures Lab переехали в новый офис. Он проектировался с учетом того, что в нем будут размещены произведения искусства. Сейчас там представлены работы Василия Цаголова, Олега Тистола, Николая Маценко, Романа Минина и других. Оказавшись в окружении арта, несколько старых сотрудников компании отметили рост энтузиазма, сил и усиленную мотивацию. Для Adventures Lab и Руслана Тимофеева переезд в новый офис, полный произведений искусства, – новый этап в развитии компании. «Исполнятся ли эти ожидания – покажет время», – добавляет он. 

Экскурсия по офису с арт-объектами не гарантирует, что клиент выберет вас, а не конкурентов. В этом убедилась Дарья Лещенко из SupportYourApp. Впрочем, некоторые потом возвращаются. «Вряд ли их решение изменилось из-за искусства в офисе, – говорит Лещенко. – Но, возможно, они убедились, как оно влияет на команду и качество услуг компании».

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков