Коллекция искусства в офисе может стоить до $1 миллиона, говорит арт-дилер Игорь Абрамович. Такое собрание влияет на команду, имидж компании и партнеров. Как – объясняют предприниматели, которые превратили рабочие пространства в выставочные.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Одними из первых произведений искусства в офисе украинской IT-компании SupportYourApp стали полотна Антона Поперняка. Вскоре работами украинских художников были украшены все кабинеты. Спустя 10 лет у SupportYourApp 3 офиса. Искусство представлено в каждом.
Коллекция SupportYourApp началась с увлечения искусством бизнес-партнёра Петра Бондаревского, которое поддержала СЕО компании Дарья Лещенко. Со временем она стала способом поддержания благополучия команды. «В помещениях, где появлялось искусство, полностью менялась атмосфера», – вспоминает Лещенко. Она становилась позитивнее, команде стало проще переключаться. Снизились количество выгораний и текучесть кадров.
«Сотрудникам важно получать позитивные эмоции и вдохновение на работе, – подтверждает арт-дилер Игорь Абрамович. – В офисах нужна возможность взаимодействия с искусством».
Украинским компаниям далеко до полноценных корпоративных коллекций, считает совладелица аукционного дома «Корнерс» Ольга Сагайдак. «Но то, что в офисах начали чаще экспонировать предметы искусства, – отличный сигнал», – добавляет она.
Фонд Sky Art Foundation занимается созданием коллекций для компаний. За последние 5 лет они оформили 30 офисных собраний. Директор фонда Юлия Островская говорит, что преимущественно к ним обращаются технологические компании. Среди клиентов – EVO.company, Ring Ukraine, DMarket. «Такие компании задумываются, как об их бренде будут говорить на рынке», – говорит Островская.
Арт-дилер Игорь Абрамович формирует офисные собрания с 2015 года. Создание коллекции он оценивает от $80 тысяч до $1 миллиона. Среднеформатная работа украинского художника стоит от $5 тысяч до $50 тысяч, а цена на знаковое произведение будет выше – до $1 миллиона.
Эмоциональный буст
SupportYourApp – компания, которая осуществляет клиентскую и техническую поддержку. Основным арт-объектом компании Лещенко называет их второй офис. Его трансформация началась с мурала Владимира Манжоса. В результате стены украсили работы около 10 художников, муралистов и каллиграфистов. По завершению работы над помещением было запущено медиа о современном искусстве.
В третьем офисе компании другой формат – динамичная экспозиция. Раз в полгода произведения меняются. «Сначала каждая новая работа вызывает реакцию, но потом к ней привыкаешь, – объясняет Лещенко. – Мы хотим давать команде постоянный эмоциональный буст».
SupportYourApp мониторят HR-показатели и отзывы сотрудников на сайтах с вакансиями. В компании заметили, что арт-офисы и дружественную атмосферу команда отмечает чаще всего.
Коллекция способствовала росту узнаваемости бренда-работодателя. Количество резюме органически выросло в полтора раза. Когда интервью с кандидатами перенесли в офис, согласившихся на оффер стало на половину больше. А текучка в команде поддержки с появлением искусства снизилась более чем на 15%. Дело не только в арте. Но он важен. Работа людей, связанная с сервисной поддержкой, требует большого эмоционального ресурса, уверена Лещенко. Им нужно пространство, где можно перезарядиться.
В офисе продуктовой IT-компании EVO сейчас представлены работы более 50 художников. Время от времени картины меняются и отправляются на выставки. «Мы никогда не замеряли влияние картин на производительность или мораль команды, – говорит руководитель команды коммуникаций Юлия Новаченко. – Но до карантина сотрудники обожали офис».
Имидж и социальный капитал
Искусство – один из инструментов заботы о команде в SupportYourApp. Это улучшает отношения и с клиентами. «Это может быть неочевидно, но мы видим результаты, – говорит Лещенко. – У нас высокий показатель удовлетворенности услугами среди пользователей – 95%».
Поддержка искусства способствует благосклонному отношению со стороны партнеров, согласен арт-куратор Евгений Березницкий. «У имиджа компании должны быть компоненты, которые свидетельствуют о внутренней культуре, – говорит он. – Коллекция арта – из таких».
Искусство – хороший старт для деловой беседы, считает управляющий партнер группы компаний Adventures Lab Group Руслан Тимофеев. Он коллекционирует искусство около года. В его офисном собрании порядка 30 работ стоимостью до $100 тысяч.
«У меня была встреча с Олегом Гороховским по поводу предметов инвестиций, – вспоминает Тимофеев. – В его офисе я увидел картины. Я знал, кто их автор, что это за серии, даже кто их ему продал». Предприниматели обсудили искусство, и затем деловой разговор шел в мягкой и доверительной форме, говорит Тимофеев.
«Покупая работы современных художников, коллекционер получает возможность общения с неординарными людьми», – считает Игорь Абрамович. Эта ценность близка главе правления компании «ГраноТрейд» Андрею Исаку. Он лично знаком со всеми авторами работ из своей коллекции. Это важное условие покупки. Исак хочет понимать философию и принципы художника.
Ему также важно поддержать художника морально и материально. «Художник может раскрыть талант, только полностью погружаясь в искусство, – добавляет предприниматель. – Когда его работы ценят и покупают, он получает дополнительную мотивацию. Я рад, что могу поддержать творческих людей в их развитии».
В пространстве «ГраноТрейд» больше 20 произведений искусства. Коллекция создается с 2015 года. Первыми в офисе появились работы Павла Макова и Романа Минина. Из последних приобретений – коллажи и живопись Сергея Святченко, скульптура Назара Билыка и работы Андрея Возницкого из серии «Антропоцен», посвященные влиянию человека на планету.
Приобретая новую работу, Андрей Исак в первую очередь оценивает ее эмоционально. Затем советуется с арт-дилером. «Я коллекционирую лимитированные работы с провенансом, которые также ценны как инвестиция», – говорит предприниматель. Иллюстрация этого подхода – работы Святченко. Его коллажи нравятся Исаку, а послужной список и история художника добавляет им ценности. «Это украинец, который работает и живет в Дании, – рассказывает коллекционер. – Целый банк в Копенгагене украшен его работами».
Сила пространства
Пространство меняет мышление сотрудников, убедился предприниматель и маркетолог Андрей Федорив. Когда он решил сделать компанию Fedoriv более технологичной, перевез ее из особняка на Выдубичах в «Арену». Очутившись в современном мультифункциональном мультимедийном офисе с лофт-архитектурой от Славы Балбека, сотрудники почувствовали себя иначе. После изменилось и отношение на рынке. «Мы создали пространство, которое опережало другие, – объясняет предприниматель. – Мы и наши проекты должны были стать такими же технологичными и амбициозными».
Коворкинг Kooperativ, который Федорив с партнерами открыли в сентябре 2019 года, – творческий кластер. Его придумывали как место для создания нового. Чтобы человек творил и придумывал что-то инновационное, у него должна быть определенная энергетика с одной стороны и стимулы – с другой, считает Федорив. «Искусство – лучший стимул для нервной системы и органов чувств», – добавляет предприниматель.
Произведения искусства в Kooperativ появились сразу. 90% постоянной экспозиции – из личной коллекции Федорива. Это работы Ильи Исупова, Максима Мамсикова, Алексея Молдаванова, Александра Ройтбурда. А раз в 2–3 месяца креативное агентство PortAgency проводит большую выставку в общественных зонах коворкинга.
Офис Adventures Lab разделен на функциональные зоны. Руслан Тимофеев использует искусство, чтобы задать особое настроение в каждой. Арт-объекты в рабочей зоне напоминают о продуктивности. Там представлены картины из серии Ultra C Виктора Сидоренко. Ее герои – спортсмены, которые ставят рекорды. А зона кафе украшена яркими поп-арт картинами – в частности, работами Сергея Якименко.
Коллекция в Adventures Lab появилась после того, как Тимофеев начал собирать искусство дома. Он выбирает потенциально перспективных авторов и узнаваемые статусные работы, получившие признание на рынке. «Я не инвестировал бы в стартап на этапе идеи без обратной связи от рынка, – говорит Тимофеев. – Такая же логика здесь. Не куплю то, что мне не нравится, и то, у чего нет внешней ценности».
Месяц назад Adventures Lab переехали в новый офис. Он проектировался с учетом того, что в нем будут размещены произведения искусства. Сейчас там представлены работы Василия Цаголова, Олега Тистола, Николая Маценко, Романа Минина и других. Оказавшись в окружении арта, несколько старых сотрудников компании отметили рост энтузиазма, сил и усиленную мотивацию. Для Adventures Lab и Руслана Тимофеева переезд в новый офис, полный произведений искусства, – новый этап в развитии компании. «Исполнятся ли эти ожидания – покажет время», – добавляет он.
Экскурсия по офису с арт-объектами не гарантирует, что клиент выберет вас, а не конкурентов. В этом убедилась Дарья Лещенко из SupportYourApp. Впрочем, некоторые потом возвращаются. «Вряд ли их решение изменилось из-за искусства в офисе, – говорит Лещенко. – Но, возможно, они убедились, как оно влияет на команду и качество услуг компании».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.