Для того чтобы ЕС открыл Украине доступ к €50 млрд финпомощи, Кабмин должен до конца октября подготовить План восстановления, реконструкции и модернизации Украины – Ukraine Plan. Правительство третий месяц работает над четырехлетним Планом Украины, который должен стать фундаментом нашего восстановления в течение 2024–2027 годов. Заместитель министра экономики Алексей Соболев рассказал, какие реформы вошли в план и что мы должны сделать, чтобы приблизить Украину к уровню стран-членов ЕС: в макрофинансовых показателях и по уровню жизни граждан
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁
Недавно Европарламент поддержал создание фонда для Украины на €50 млрд в рамках программы Ukraine Facility. Теперь эту инициативу должен поддержать Совет ЕС или предоставить свои поправки для нового голосования в Европарламенте. Но этого мало, поскольку потребности Украины, по предварительной оценке Всемирного банка, составляют $400–500 млрд только на восстановление разрушенного.
Поэтому уже сейчас План Украины – хороший старт для консолидации наших партнеров и доноров вне ЕС – стран G7 и международных финансовых институтов. Ведь более широкая поддержка – это более быстрое восстановление и больше возможностей для развития.
Неизменной остается цель плана благодаря реформам и экономическим стимулам приблизить Украину к уровню стран-членов ЕС: в макрофинансовых показателях и по уровню жизни граждан. Сейчас продолжаются консультации со стейкходерами и работа над документом, но общая концепция сформирована. Попробую рассказать обо всем шаг за шагом.
Макроэкономические вызовы и стратегические цели
Программа ЕС Ukraine Facility создает значительный финансовый фундамент в €50 млрд, но стоимость полного восстановления государства значительно превышает этот начальный фонд. Из-за российского вторжения ВВП Украины потерял 29,1% в 2022 году. В 2024-м дефицит бюджета составит примерно $43 млрд для поддержки и финансирования наиболее критических потребностей в восстановлении.
Согласно условиям Ukraine Facility, почти 80% средств (€39 млрд) направлены именно на бюджетную поддержку, что позволит обеспечить макрофинансовую стабильность. Предоставлять средства Украине будут по мере выполнения квартальных критериев, определенных в Плане Украины. План также не предусматривает специального распределения по сферам использования средств – это будет определять стандартная процедура утверждения бюджета.
Поэтому одна из задач Плана Украины – стать базой для других партнерств Украины с донорами и началом развития прозрачной архитектуры восстановления в Украине. Координация потребностей и поддержки осуществляется на мультидонорской платформе – форуме с участием стран G7 и других партнеров Украины.
План Украины по восстановлению будет содержать три сквозных цели, отдельные составляющие которых будут заложены во всех разделах: европейская интеграция, цифровая трансформация и зеленый переход. Эти направления определяют будущее Украины как европейского, технологически развитого государства, что влияет на преодоление глобальных вызовов.
Ключевые предпосылки
В План Украины вошли важные государственные реформы. Первая насущная потребность – эффективное управление ограниченными финансовыми ресурсами. Устойчивое восстановление зависит от прочной, прозрачной финансовой системы, где государство снова обеспечивает себя само.
Для этого необходимо внедрить стратегию национальных доходов (на 2024–2030 годы), оцифровать и улучшить работу таможни и налоговой, интегрировать налоговое законодательство с ЕС.
Следующий шаг – реформировать систему управления публичными финансами: вернуть среднесрочное бюджетное планирование, внедрить управление фискальными рисками местных бюджетов и ввести систему оценки государственных инвестпроектов, одновременно реформируя и усиливая способность внутреннего и внешнего контроля через реформы Госаудитслужбы и Счетной палаты.
Необходимо продолжать бороться с коррупцией: усиливать возможности антикоррупционной экосистемы, внедрять антикоррупционную стратегию до 2025 года и разрабатывать следующую.
Соблюдение правил игры всеми участниками должно обеспечивать справедливое правосудие и верховенство права. Необходимо создать судебную систему, отвечающую европейским стандартам прозрачности и эффективности. Цифровизация судебных процессов и защита прав собственности будут способствовать привлечению инвестиций, а значит – экономическому росту.
Восстановление будет в первую очередь происходить в регионах, поэтому необходимо поддерживать реформу децентрализации. Для экономического роста необходимо расширить возможности местных общин в разработке политики и планировании проектов, обеспечить их соответствующими ресурсами и новыми цифровыми инструментами управления.
Все эти и последующие изменения потребуют значительно более состоятельного государства, для чего необходимо провести реформу публичного управления. Реальные положительные изменения происходят тогда, когда за ними стоят ответственные люди, действительно стремящиеся к этим изменениям.
Государственные служащие должны отвечать высшим стандартам профессионализма и личных качеств. Для этого необходимы как справедливое вознаграждение, так и соответствующие навыки и обучение. Также мощным инструментом этой трансформации станет унификация и цифровизация административных процедур и услуг.
Экономические реформы
Вместе с государственными изменениями в Плане Украины будет блок экономических реформ, которые создадут прозрачную, справедливую и эффективную систему привлечения инвестиций в страну, удобную для предпринимателей и государства.
Для этого сформирован план действий по четырем ключевым направлениям:
- финансовые рынки;
- управление государственными активами и приватизация;
- человеческий капитал;
- улучшение бизнес-среды.
Чтобы активизировать работу финансового сектора, нужно упростить для предпринимателей доступ к капиталу. В нынешней системе доминируют государственные банки, на которые к тому же приходится 75% старых проблемных кредитов. Финансовый сектор должен быть здоровым, способным и прозрачным, чтобы обеспечить устойчивую поддержку экономики.
Нужна финансовая стабильность через качественную оценку рисков банковского сектора и стратегии уменьшения государственной доли. Решение проблемы неработающих кредитов, чтобы банки могли сфокусироваться на кредитовании восстановления, и развитие небанковского сектора. Это снизит риски и увеличит доступ к финансированию.
Эффективное управление государственной собственностью и приватизация позволят привлечь дополнительные инвестиции. Нестратегические предприятия будут приватизированы. Это позволит им развиваться в частном секторе, тогда как стратегические будут работать по лучшим стандартам корпоративного управления с независимыми наблюдательными советами. Этому будут способствовать новые институты: Украинский суверенный фонд, Фонд недвижимости и Земельный фонд, которые централизуют управление собственностью и улучшат корпоративное управление.
Одновременно с открытием доступа к капиталу и активам мы должны создать благоприятные условия для развития бизнеса: дальнейшую дерегуляцию, уменьшение админдавления и уменьшение бюрократии.
Речь идет и о реформе правоохранительных органов. Нужно изменить методику работы с предпринимателями: больше не будет кучи органов, которые будут вмешиваться в работу бизнеса. Правоохранительные проверки будет осуществлять один орган, и только после тщательной аналитической работы.
Нужно продолжать упрощать и оцифровывать регуляторную базу, чтобы устранить препятствия для бизнеса, особенно для маленьких и средних предприятий. Они должны тратить на получение разрешений и соблюдение всех требований 1% энергии и времени.
Среди других ключевых мер – улучшение подотчетности надзорных органов, создание программ поддержки и стимулирования для МСП через гранты, льготные кредиты, индустриальные парки. Также следует упростить механизмы подключения к электросетям и получить «промышленный безвиз с ЕС».
Как и для развития государственного сектора, бизнес нуждается в исключительных специалистах. Люди являются наиболее ценным активом страны. Мы должны сделать все для того, чтобы люди могли и хотели вернуться домой, жить и работать в Украине. В то же время должны дать возможность развиваться нашим защитникам и защитницам, создать условия перехода от военной службы к гражданской жизни для ветеранов войны.
Для этого нужно улучшать образование, здравоохранение, жилищные программы вроде доступной ипотеки «єОселя» и социальное обеспечение, разработать демографическую и миграционную стратегии.
Развитие приоритетных секторов
Стратегия секторального развития направлена на концентрацию ресурсов и усилий в ключевых отраслях, имеющих как национальное значение, так и глобальный потенциал: энергетика, аграрная промышленность, индустрия критических материалов, транспорт и логистика, а также IT и перерабатывающая промышленность.
Они уже сейчас вносят значительный вклад в экономику, но есть и другие важные факторы.
Украина может стать лидером ЕС в отдельных отраслях, в то же время замещая продукцию из России и Китая. Этому будет способствовать и расширение так называемой практики friend- и nearshoring, то есть предоставление преимущества геополитическим союзникам во внешней торговле. Также Украина сможет создать мощную альтернативу российской аграрной продукции в странах Африки, освободив их от рисков продовольственного шантажа.
Подчеркну, приоритетные сектора – это не программа инвестиционных проектов, на которые государство будет выделять средства. Это дополнительные возможности и стимул для развития бизнеса, который будет поддерживаться Европейским Союзом.
Ukraine Facility предусматривает создание специального инструмента в размере €8 млрд. Эти средства будут покрывать кредитные риски для инвесторов в определенных сферах, давая возможность получить дополнительное финансирование через различные международные финансовые организации, такие как ЕБРР и ЕИБ. Этот компонент плана выполняет роль катализатора, призванного привлечь в страну более €30 млрд дополнительных инвестиций.
Энергетика. Перед нами стоит двойная задача: обеспечить энергетическую безопасность и перейти на низкоуглеродистые источники энергии с постоянным развитием энергетической устойчивости.
Ключевые направления – развитие возобновляемых источников, поддержка строительства нового современного маневрового поколения, одобрение водородной стратегии Украины и национального энергетического и климатического плана для зеленого перехода. Мы должны развивать наши сети, в том числе постоянно улучшать интеграцию с ЕС, а также согласовать работу наших энергетических рынков и сектора с европейской энергетической политикой.
Аграрная индустрия. Ключевой приоритет – реформировать отрасль по стандартам Совместной сельскохозяйственной политики (ССН). Внедрить прозрачные механизмы оплаты, развития и регистрации производителей в Государственном аграрном реестре и утвердить Стратегию развития агропромышленного комплекса до 2030 года.
Кроме того, планируется внедрить программы поддержки инвестиций сектора, аналогичную другим странам-кандидатам в ЕС.
Речь идет не только о законодательной работе. Разминирование сельскохозяйственных угодий, стимулирование и поддержка инноваций (в частности, через агротехнические и пищевые технологии), усиление финансовой поддержки. Не забываем также и о модернизации инфраструктуры, продвижении устойчивой энергетики и органического производства.
Критические материалы. На территории Украины содержатся запасы 22 из 34 полезных ископаемых, которые считаются критически важными для ЕС. Наша цель – не поставлять сырье, а производить конечную, технологическую и более дорогую продукцию.
Запасы лития, графита, никеля и железной руды позволяют производить батареи и компьютеры. Аналогично запасы титана и редкоземельных металлов открывают перспективы для других технологических производств, в частности, аэрокосмической промышленности.
Транспорт и логистика. Они ключевые для экспортоориентированного роста Украины. Цель – укрепление трансевропейской транспортной сети (TEN-T) и приведение ее в соответствие со стандартами ЕС для модернизации транспортной инфраструктуры.
Следует преодолеть последствия военных действий и восстановить разрушенные объекты и пути. Планируется обновить стратегии по основным направлениям транспорта, что позволит нам лучше учитывать потребности бизнеса и будет способствовать региональному экономическому росту.
ІТ и диджитализация. Внедряя стандарты и интеграции с ЕС, развивая электронные коммуникации и повышая стабильность инфраструктуры, Украина стремится закрепиться в качестве глобального технологического хаба. Для этого необходимо обеспечить доступ всех граждан к скоростному интернету, гармонизировать законодательство с ЕС, развивать электронную коммерцию и экосистему электронных услуг «Дія».
Обрабатывающая промышленность и зеленая металлургия. Украина может стать лидером в области переработки. Мы должны отходить от сырьевой модели экономики и создавать добавленную стоимость внутри страны.
Согласно европейской стратегии декарбонизации, особое внимание уделяется развитию зеленой металлургии, особенно производству зеленой стали.
Нас ждет много работы, и еще больше ждет впереди, когда придет время реализовывать запланированное. Но непоколебимость наших военных, надежная поддержка союзников и стремление украинцев к жизни в свободной европейской стране – это гарантия того, что все наши амбициозные цели станут реальностью.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.