Авдіївка, Україна, 2023 рік
Категория
Деньги
Дата

€50 млрд от ЕС – фундамент возрождения Украины. Но потребности только в восстановлении – от €377 млрд. Как их привлечь? Объясняет замминистра экономики Алексей Соболев

Авдеевка, Украина, 2023 год

Для того чтобы ЕС открыл Украине доступ к €50 млрд финпомощи, Кабмин должен до конца октября подготовить План восстановления, реконструкции и модернизации Украины – Ukraine Plan. Правительство третий месяц работает над четырехлетним Планом Украины, который должен стать фундаментом нашего восстановления в течение 2024–2027 годов. Заместитель министра экономики Алексей Соболев рассказал, какие реформы вошли в план и что мы должны сделать, чтобы приблизить Украину к уровню стран-членов ЕС: в макрофинансовых показателях и по уровню жизни граждан

⚡️Ми дуже хочемо, щоб наші читачі знали більше, створювали більше і заробляли більше. Тому даруємо 44% знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом SMART до 19.05 Оформлюйте зараз за цим посиланням

Недавно Европарламент поддержал создание фонда для Украины на €50 млрд в рамках программы Ukraine Facility. Теперь эту инициативу должен поддержать Совет ЕС или предоставить свои поправки для нового голосования в Европарламенте. Но этого мало, поскольку потребности Украины, по предварительной оценке Всемирного банка, составляют $400–500 млрд только на восстановление разрушенного.

Поэтому уже сейчас План Украины – хороший старт для консолидации наших партнеров и доноров вне ЕС – стран G7 и международных финансовых институтов. Ведь более широкая поддержка – это более быстрое восстановление и больше возможностей для развития.

Неизменной остается цель плана благодаря реформам и экономическим стимулам приблизить Украину к уровню стран-членов ЕС: в макрофинансовых показателях и по уровню жизни граждан. Сейчас продолжаются консультации со стейкходерами и работа над документом, но общая концепция сформирована. Попробую рассказать обо всем шаг за шагом.

Макроэкономические вызовы и стратегические цели

Программа ЕС Ukraine Facility создает значительный финансовый фундамент в €50 млрд, но стоимость полного восстановления государства значительно превышает этот начальный фонд. Из-за российского вторжения ВВП Украины потерял 29,1% в 2022 году. В 2024-м дефицит бюджета составит примерно $43 млрд для поддержки и финансирования наиболее критических потребностей в восстановлении.

Согласно условиям Ukraine Facility, почти 80% средств (€39 млрд) направлены именно на бюджетную поддержку, что позволит обеспечить макрофинансовую стабильность. Предоставлять средства Украине будут по мере выполнения квартальных критериев, определенных в Плане Украины. План также не предусматривает специального распределения по сферам использования средств – это будет определять стандартная процедура утверждения бюджета.

Поэтому одна из задач Плана Украины – стать базой для других партнерств Украины с донорами и началом развития прозрачной архитектуры восстановления в Украине. Координация потребностей и поддержки осуществляется на мультидонорской платформе – форуме с участием стран G7 и других партнеров Украины.

План Украины по восстановлению будет содержать три сквозных цели, отдельные составляющие которых будут заложены во всех разделах: европейская интеграция, цифровая трансформация и зеленый переход. Эти направления определяют будущее Украины как европейского, технологически развитого государства, что влияет на преодоление глобальных вызовов.

Ключевые предпосылки

В План Украины вошли важные государственные реформы. Первая насущная потребность – эффективное управление ограниченными финансовыми ресурсами. Устойчивое восстановление зависит от прочной, прозрачной финансовой системы, где государство снова обеспечивает себя само.

Для этого необходимо внедрить стратегию национальных доходов (на 2024–2030 годы), оцифровать и улучшить работу таможни и налоговой, интегрировать налоговое законодательство с ЕС.

Следующий шаг – реформировать систему управления публичными финансами: вернуть среднесрочное бюджетное планирование, внедрить управление фискальными рисками местных бюджетов и ввести систему оценки государственных инвестпроектов, одновременно реформируя и усиливая способность внутреннего и внешнего контроля через реформы Госаудитслужбы и Счетной палаты.

Необходимо продолжать бороться с коррупцией: усиливать возможности антикоррупционной экосистемы, внедрять антикоррупционную стратегию до 2025 года и разрабатывать следующую.

Соблюдение правил игры всеми участниками должно обеспечивать справедливое правосудие и верховенство права. Необходимо создать судебную систему, отвечающую европейским стандартам прозрачности и эффективности. Цифровизация судебных процессов и защита прав собственности будут способствовать привлечению инвестиций, а значит – экономическому росту.

Восстановление будет в первую очередь происходить в регионах, поэтому необходимо поддерживать реформу децентрализации. Для экономического роста необходимо расширить возможности местных общин в разработке политики и планировании проектов, обеспечить их соответствующими ресурсами и новыми цифровыми инструментами управления.

Все эти и последующие изменения потребуют значительно более состоятельного государства, для чего необходимо провести реформу публичного управления. Реальные положительные изменения происходят тогда, когда за ними стоят ответственные люди, действительно стремящиеся к этим изменениям.

Государственные служащие должны отвечать высшим стандартам профессионализма и личных качеств. Для этого необходимы как справедливое вознаграждение, так и соответствующие навыки и обучение. Также мощным инструментом этой трансформации станет унификация и цифровизация административных процедур и услуг.

Экономические реформы

Вместе с государственными изменениями в Плане Украины будет блок экономических реформ, которые создадут прозрачную, справедливую и эффективную систему привлечения инвестиций в страну, удобную для предпринимателей и государства.

Для этого сформирован план действий по четырем ключевым направлениям:

  • финансовые рынки;
  • управление государственными активами и приватизация;
  • человеческий капитал;
  • улучшение бизнес-среды.

Чтобы активизировать работу финансового сектора, нужно упростить для предпринимателей доступ к капиталу. В нынешней системе доминируют государственные банки, на которые к тому же приходится 75% старых проблемных кредитов. Финансовый сектор должен быть здоровым, способным и прозрачным, чтобы обеспечить устойчивую поддержку экономики.

Нужна финансовая стабильность через качественную оценку рисков банковского сектора и стратегии уменьшения государственной доли. Решение проблемы неработающих кредитов, чтобы банки могли сфокусироваться на кредитовании восстановления, и развитие небанковского сектора. Это снизит риски и увеличит доступ к финансированию.

Эффективное управление государственной собственностью и приватизация позволят привлечь дополнительные инвестиции. Нестратегические предприятия будут приватизированы. Это позволит им развиваться в частном секторе, тогда как стратегические будут работать по лучшим стандартам корпоративного управления с независимыми наблюдательными советами. Этому будут способствовать новые институты: Украинский суверенный фонд, Фонд недвижимости и Земельный фонд, которые централизуют управление собственностью и улучшат корпоративное управление.

Одновременно с открытием доступа к капиталу и активам мы должны создать благоприятные условия для развития бизнеса: дальнейшую дерегуляцию, уменьшение админдавления и уменьшение бюрократии.

Речь идет и о реформе правоохранительных органов. Нужно изменить методику работы с предпринимателями: больше не будет кучи органов, которые будут вмешиваться в работу бизнеса. Правоохранительные проверки будет осуществлять один орган, и только после тщательной аналитической работы.

Нужно продолжать упрощать и оцифровывать регуляторную базу, чтобы устранить препятствия для бизнеса, особенно для маленьких и средних предприятий. Они должны тратить на получение разрешений и соблюдение всех требований 1% энергии и времени.

Среди других ключевых мер – улучшение подотчетности надзорных органов, создание программ поддержки и стимулирования для МСП через гранты, льготные кредиты, индустриальные парки. Также следует упростить механизмы подключения к электросетям и получить «промышленный безвиз с ЕС».

Как и для развития государственного сектора, бизнес нуждается в исключительных специалистах. Люди являются наиболее ценным активом страны. Мы должны сделать все для того, чтобы люди могли и хотели вернуться домой, жить и работать в Украине. В то же время должны дать возможность развиваться нашим защитникам и защитницам, создать условия перехода от военной службы к гражданской жизни для ветеранов войны.

Для этого нужно улучшать образование, здравоохранение, жилищные программы вроде доступной ипотеки «єОселя» и социальное обеспечение, разработать демографическую и миграционную стратегии.

Развитие приоритетных секторов

Стратегия секторального развития направлена на концентрацию ресурсов и усилий в ключевых отраслях, имеющих как национальное значение, так и глобальный потенциал: энергетика, аграрная промышленность, индустрия критических материалов, транспорт и логистика, а также IT и перерабатывающая промышленность.

Они уже сейчас вносят значительный вклад в экономику, но есть и другие важные факторы.

Украина может стать лидером ЕС в отдельных отраслях, в то же время замещая продукцию из России и Китая. Этому будет способствовать и расширение так называемой практики friend- и nearshoring, то есть предоставление преимущества геополитическим союзникам во внешней торговле. Также Украина сможет создать мощную альтернативу российской аграрной продукции в странах Африки, освободив их от рисков продовольственного шантажа.

Подчеркну, приоритетные сектора – это не программа инвестиционных проектов, на которые государство будет выделять средства. Это дополнительные возможности и стимул для развития бизнеса, который будет поддерживаться Европейским Союзом.

Ukraine Facility предусматривает создание специального инструмента в размере €8 млрд. Эти средства будут покрывать кредитные риски для инвесторов в определенных сферах, давая возможность получить дополнительное финансирование через различные международные финансовые организации, такие как ЕБРР и ЕИБ. Этот компонент плана выполняет роль катализатора, призванного привлечь в страну более €30 млрд дополнительных инвестиций.

Энергетика. Перед нами стоит двойная задача: обеспечить энергетическую безопасность и перейти на низкоуглеродистые источники энергии с постоянным развитием энергетической устойчивости.

Ключевые направления – развитие возобновляемых источников, поддержка строительства нового современного маневрового поколения, одобрение водородной стратегии Украины и национального энергетического и климатического плана для зеленого перехода. Мы должны развивать наши сети, в том числе постоянно улучшать интеграцию с ЕС, а также согласовать работу наших энергетических рынков и сектора с европейской энергетической политикой.

Аграрная индустрия. Ключевой приоритет – реформировать отрасль по стандартам Совместной сельскохозяйственной политики (ССН). Внедрить прозрачные механизмы оплаты, развития и регистрации производителей в Государственном аграрном реестре и утвердить Стратегию развития агропромышленного комплекса до 2030 года.

Кроме того, планируется внедрить программы поддержки инвестиций сектора, аналогичную другим странам-кандидатам в ЕС.

Речь идет не только о законодательной работе. Разминирование сельскохозяйственных угодий, стимулирование и поддержка инноваций (в частности, через агротехнические и пищевые технологии), усиление финансовой поддержки. Не забываем также и о модернизации инфраструктуры, продвижении устойчивой энергетики и органического производства.

Критические материалы. На территории Украины содержатся запасы 22 из 34 полезных ископаемых, которые считаются критически важными для ЕС. Наша цель – не поставлять сырье, а производить конечную, технологическую и более дорогую продукцию.

Запасы лития, графита, никеля и железной руды позволяют производить батареи и компьютеры. Аналогично запасы титана и редкоземельных металлов открывают перспективы для других технологических производств, в частности, аэрокосмической промышленности.

Транспорт и логистика. Они ключевые для экспортоориентированного роста Украины. Цель – укрепление трансевропейской транспортной сети (TEN-T) и приведение ее в соответствие со стандартами ЕС для модернизации транспортной инфраструктуры.

Следует преодолеть последствия военных действий и восстановить разрушенные объекты и пути. Планируется обновить стратегии по основным направлениям транспорта, что позволит нам лучше учитывать потребности бизнеса и будет способствовать региональному экономическому росту.

ІТ и диджитализация. Внедряя стандарты и интеграции с ЕС, развивая электронные коммуникации и повышая стабильность инфраструктуры, Украина стремится закрепиться в качестве глобального технологического хаба. Для этого необходимо обеспечить доступ всех граждан к скоростному интернету, гармонизировать законодательство с ЕС, развивать электронную коммерцию и экосистему электронных услуг «Дія».

Обрабатывающая промышленность и зеленая металлургия. Украина может стать лидером в области переработки. Мы должны отходить от сырьевой модели экономики и создавать добавленную стоимость внутри страны.

Согласно европейской стратегии декарбонизации, особое внимание уделяется развитию зеленой металлургии, особенно производству зеленой стали.

Нас ждет много работы, и еще больше ждет впереди, когда придет время реализовывать запланированное. Но непоколебимость наших военных, надежная поддержка союзников и стремление украинцев к жизни в свободной европейской стране – это гарантия того, что все наши амбициозные цели станут реальностью.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине