Министерство социальной политики обнародовало проект Стратегии демографического развития Украины до 2040 года. Прирост населения в результате миграции, в том числе активное привлечение иностранцев в Украину, – одна из целей документа. Есть несколько ключевых аспектов, которые следует учесть на этапе дизайна политик процесса для его максимальной эффективности. Какие принципы миграционной политики заложены в Стратегию – рассказывает Наталья Заика, исследовательница Института поведенческих исследований в American University Kyiv, которая участвовала в рабочей группе по подготовке проекта Стратегии, в частности, в части увеличения количества иммигрантов.
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
«Если возвращение мигрантов и привлечение зарубежных украинцев не будет достаточным для компенсации дальнейшего естественного сокращения населения и дефицита рабочей силы на рынке труда, миграционная политика в будущем может распространяться на привлечение иммигрантов из третьих стран», – предусмотрено в Стратегии.
Хотя в документе осторожно прописано: «если возвращение мигрантов и привлечение зарубежных украинцев не будет достаточным», эксперты уже сейчас не сомневаются, что возвращение будет достаточным.
Мы не сможем избежать массовой иммиграции, считает директор Института демографии и социальных исследований Элла Либанова. Ежегодно нужно привлекать около 300 000 мигрантов, чтобы удержать население Украины на уровне 30 млн, прогнозирует она.
Если так действительно произойдет, через 10 лет в Украине будет около 3 млн иммигрантов. То есть каждый десятый житель страны.
Три шага к эффективному привлечению иммигрантов
В целом иммигранты оказывают положительное влияние на экономику стран-реципиентов, оценивает Организация по экономическому сотрудничеству и развитию. Они улучшают ситуацию на рынке труда, способствуют развитию человеческого капитала и техническому прогрессу.
Чтобы было положительное влияние, нужно продолжительно и взвешенно к этому готовиться. Из опыта стран, которые в последние десятилетия проводят эффективную миграционную политику, можно извлечь несколько уроков.
Понимать, кто нужен Украине
Во-первых, массовая иммиграция – это не только количество. Вопрос не в количестве людей, которых мы приглашаем, но и кого именно: с каким образованием, навыками и опытом. Такой таргетированный подход позволит максимальному количеству иммигрантов найти работу в соответствии со своей квалификацией.
К примеру, в Дании просчеты в дизайне миграционных правил и политик привели к тому, что около 80% мигрантов с высшим образованием, которых страна активно привлекала по программе Green Card Scheme в 2010-х, работали на неквалифицированных работах.
Нужно четко знать, в каком регионе и секторе экономики требуются люди. Должен быть список вакансий, которые не можем закрыть на внутреннем рынке труда, и в соответствии с ним таргетировать иностранцев. Иначе большое количество трудовых мигрантов, не отвечающих потребностям рынка труда, может повысить уровень безработицы среди местного населения.
В этом контексте важно сотрудничество с регионами и бизнесом, чтобы понять потребности и объем рынка труда.
Интеграционная политика
Скорее всего, основу послевоенной иммиграции в Украину не составят люди, близкие к нам культурно или даже внешне. Скорее это будут выходцы из Азии – самая большая доля мигрантов в мире.
Изучение языка, законов, традиций, интеграция в культурное, образовательное пространство, поощрение контактов с местным населением – это должна быть целенаправленная и хорошо продуманная политика, а не самотечный процесс. Иначе не избежать социального напряжения и дискриминации.
Например, в Канаде иммигранты не только учат язык, но и знакомятся с традициями страны, ценностями, работой государственных институтов. В тесте же на получение гражданства Канады может быть вопрос «Что символизирует мак в День памяти?» или «Что подразумевается под равенством мужчины и женщины?».
Коммуникационная кампания
Последнее, возможно, самое важное. До начала массового приезда иностранцев в Украину следует начать коммуникационную кампанию для местного населения, чтобы сформировать восприятие иммигрантов не как опасности, а как принципиального ресурса для рынка труда и роста экономики.
Хотя большинство исследований показывают, что в Украине невысокий уровень ксенофобии, в отношении отдельных групп есть существенные этнические предубеждения. К примеру, почти 70% украинцев не хотели бы иметь среди своих соседей выходца из Африки или рома. А каждый четвертый вообще не пускал бы их в Украину.
До сих пор большинство украинцев не имели опыта тесных бытовых контактов с большим количеством иностранцев: к концу 2021 года по всей Украине было зарегистрировано чуть более 300 000 иммигрантов. Поэтому массовый приезд людей из других культур может рассматриваться как угроза национальной идентичности и обычному образу жизни и вызвать волну ксенофобии.
Все эти шаги упоминаются в Стратегии демографического развития как необходимые предпосылки разработки новой миграционной политики. Документ открыт для публичного обсуждения. Если вы считаете, что есть и другие важные аспекты (в части миграционного прироста или других стратегических целей), которые следует учесть в документе, присылайте свои предложения и замечания до 1 июня по электронному адресу [email protected].
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.