Как будет работать фонд страхования судов в украинском морском коридоре на $50 млн /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

«Лучше так, чем вообще без гарантий». Украина и Великобритания создали фонд на $50 млн для страхования судов в украинском морском коридоре. Когда он заработает?

3 хв читання

Как будет работать фонд страхования судов в украинском морском коридоре на $50 млн Фото Getty Images

Через неделю после обстрела гражданского судна в порту Южный Украина представила совместный с Великобританией механизм страхования судов. Правда, в 10 раз меньше, чем стороны обещали летом. Как это повлияет на экспорт и удешевит ли логистику по Черному морю?

За два месяца работы альтернативного «зернового коридора» морским путем воспользовались более ста судов. В январе–октябре 2023-го украинские порты увеличили перевалку на 13,2% – до 46,2 млн т, посчитала Администрация морских портов Украины (АМПУ).

Несмотря на защиту украинскими морскими силами, проход через морской коридор остается рискованным и дорогим. Ставки за страхование судов составляют 2–3% застрахованной стоимости судна. Во время работы «зернового соглашения» они были меньше – до 1%.

Однако в ближайшее время ситуация может измениться. Как именно? Помогут партнеры.

Совместный проект

14 ноября Украина вместе с британским правительством и пулом страховых компаний, среди которых ведущие Marsh McLennan и Lloydʼs of London, создали специальный фонд страхования судов на $50 млн. «Механизм заработает после подписания всех необходимых договоров со сторонами. Ожидаем, что это может произойти в ближайшую неделю», – рассказала Forbes вице-премьер – министр экономики Украины Юлия Свириденко. Решение сделает украинский морской путь более доступным для более широкого круга экспортеров и импортеров, добавила она.

По расчетам Минэкономики, фонд удешевит стоимость страхования примерно на 2,5 процентных пункта, что, в свою очередь, позволит экспортерам сэкономить около 100–140 грн на одной тонне груза.

Что такое «украинский коридор»

Новый морской коридор вдоль восточного берега Черного моря, по предложению Украины, заработал с середины сентября: тогда в украинский порт зашло первое судно после разрыва «зернового соглашения».

Вера судовладельцев в новый маршрут росла пропорционально ударам Украины по флоту и морским базам РФ. Сначала они опасались использовать альтернативный маршрут – Россия обещала рассматривать гражданские корабли как военные и бить по ним.

Несмотря на угрозы, за месяц работы нового коридора, по подсчетам Bloomberg Украина смогла экспортировать 1,4 млн т зерна и металлов. Старое «зерновое соглашение» позволяло перевозить только зерно, продукты питания и удобрения. Этот объем равен показателям за первый месяц работы «зернового соглашения» и трети показателей рекордных месяцев.

Как будет работать новый механизм на практике, пока неизвестно. Механизм предусматривает разделение рисков между страховщиками и местным государственным банком, объяснял в комментарии Forbes в августе заместитель министра экономики Владимир Кузьо. В механизм вовлечены «Экспортно-кредитное агентство», государственные Укргазбанк, Укрэксимбанк и пул из 14 английских страховых компаний.

«Правительство должно определить механизм страхования», – сообщила пресс-служба «Экспортно-кредитного агентства» (ЭКА). В Минэкономики пока не предоставили конкретики.

Украина уже обеспечила почти половину фонда. На счет «Экспортно-кредитного агентства» из резервного фонда государственного бюджета поступило 800 млн грн (около $22 млн), сообщила пресс-служба ЭКА. Из них украинские госбанки смогут предоставлять аккредитивы судовладельцам, которые будут гарантией возмещения возможного ущерба.

Согласно договоренностям, британские страхователи готовы обеспечить оставшиеся $30 млн в случае возникновения чрезвычайной ситуации, объясняет Forbes собеседник, знакомый с процессом договоренностей, не захотевший обнародовать свою фамилию из-за сенситивности темы.

Украина намерена дополнительно расширить фонд и ведет переговоры с международными финансовыми организациями. «Речь идет не только о страховании судов, а в целом, всех товаров, которые хранятся в Украине, перевозятся морским и наземным путем», – говорит Свириденко.

Антон Забельский для Forbes Ukraine

Запуск фонда страхования сделает морской путь более доступным для экспортеров, говорит вице-премьер – министр экономики Украины Юлия Свириденко. Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

«Быстрые темпы» и сдержанные ожидания

Рынок оценивает инициативу сдержанно. $50 млн – это рыночная стоимость всего двух Panamax с дедвейтом 75 000 т, говорит директор компании BPG Shipping Геннадий Иванов. «Для компенсации потерь судна этих денег маловато, но для покрытия страховых премий – достаточно», – считает он. Фонд позволит приблизить ставки за страхование к примерно 1% застрахованной стоимости судна – до $3-6 за т вместо нынешних $8-10 за т, прогнозирует он. Ставки были на первом уровне при работе «зернового коридора» с участием РФ и ООН, напоминает Иванов.

«Лучше так, чем без гарантий от государства вообще», – соглашается Сергей Вовк, директор Центра транспортных стратегий. «Возможности реальных выплат государственных средств я воспринимаю скептически, поэтому хорошо, что к механизму присоединились западные страховые компании», – говорит Вовк.

Поиск решения, которое позволит возобновить судоходство в Черном море, начался сразу после того, как Россия расторгла «зерновое соглашение» в июле, говорит Свириденко.

В августе Минэкономики анонсировало государственный страховой фонд на $500 млн для таких возмещений, механизм должен был заработать в начале осени, рассчитывали в КМУ. Почему о нем ничего не слышно? Украина несколько месяцев нарабатывала с партнерами оптимальные легальные механизмы реализации этого страхования, объясняет Свириденко. «Это еще достаточно быстрые темпы», – убеждает она.

Последние события на море, вероятно, заставили ускориться. 8 ноября Россия попала ракетой в первое гражданское судно, которое двигалось по украинскому коридору и должно было везти украинскую железную руду в Китай. Судно получило повреждения, погиб лоцман. Хотя это не остановило работу морского коридора, после обстрела ставки фрахта выросли на $20 — до $60–65 за тонну.

Украинско-британский фонд стал результатом договоренностей президента Зеленского и премьер-министра Великобритании Риши Сунака. «Переговоры высокого уровня имели определяющее значение, именно благодаря этому мы имеем такой результат», – говорит Свириденко.

В подготовке материала участвовала репортер Forbes Ukraine Ира Крицкая.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд