Через неделю после обстрела гражданского судна в порту Южный Украина представила совместный с Великобританией механизм страхования судов. Правда, в 10 раз меньше, чем стороны обещали летом. Как это повлияет на экспорт и удешевит ли логистику по Черному морю?
За два месяца работы альтернативного «зернового коридора» морским путем воспользовались более ста судов. В январе–октябре 2023-го украинские порты увеличили перевалку на 13,2% – до 46,2 млн т, посчитала Администрация морских портов Украины (АМПУ).
Несмотря на защиту украинскими морскими силами, проход через морской коридор остается рискованным и дорогим. Ставки за страхование судов составляют 2–3% застрахованной стоимости судна. Во время работы «зернового соглашения» они были меньше – до 1%.
Однако в ближайшее время ситуация может измениться. Как именно? Помогут партнеры.
Совместный проект
14 ноября Украина вместе с британским правительством и пулом страховых компаний, среди которых ведущие Marsh McLennan и Lloydʼs of London, создали специальный фонд страхования судов на $50 млн. «Механизм заработает после подписания всех необходимых договоров со сторонами. Ожидаем, что это может произойти в ближайшую неделю», – рассказала Forbes вице-премьер – министр экономики Украины Юлия Свириденко. Решение сделает украинский морской путь более доступным для более широкого круга экспортеров и импортеров, добавила она.
По расчетам Минэкономики, фонд удешевит стоимость страхования примерно на 2,5 процентных пункта, что, в свою очередь, позволит экспортерам сэкономить около 100–140 грн на одной тонне груза.
Что такое «украинский коридор»
Новый морской коридор вдоль восточного берега Черного моря, по предложению Украины, заработал с середины сентября: тогда в украинский порт зашло первое судно после разрыва «зернового соглашения».
Вера судовладельцев в новый маршрут росла пропорционально ударам Украины по флоту и морским базам РФ. Сначала они опасались использовать альтернативный маршрут – Россия обещала рассматривать гражданские корабли как военные и бить по ним.
Несмотря на угрозы, за месяц работы нового коридора, по подсчетам Bloomberg Украина смогла экспортировать 1,4 млн т зерна и металлов. Старое «зерновое соглашение» позволяло перевозить только зерно, продукты питания и удобрения. Этот объем равен показателям за первый месяц работы «зернового соглашения» и трети показателей рекордных месяцев.
Как будет работать новый механизм на практике, пока неизвестно. Механизм предусматривает разделение рисков между страховщиками и местным государственным банком, объяснял в комментарии Forbes в августе заместитель министра экономики Владимир Кузьо. В механизм вовлечены «Экспортно-кредитное агентство», государственные Укргазбанк, Укрэксимбанк и пул из 14 английских страховых компаний.
«Правительство должно определить механизм страхования», – сообщила пресс-служба «Экспортно-кредитного агентства» (ЭКА). В Минэкономики пока не предоставили конкретики.
Украина уже обеспечила почти половину фонда. На счет «Экспортно-кредитного агентства» из резервного фонда государственного бюджета поступило 800 млн грн (около $22 млн), сообщила пресс-служба ЭКА. Из них украинские госбанки смогут предоставлять аккредитивы судовладельцам, которые будут гарантией возмещения возможного ущерба.
Согласно договоренностям, британские страхователи готовы обеспечить оставшиеся $30 млн в случае возникновения чрезвычайной ситуации, объясняет Forbes собеседник, знакомый с процессом договоренностей, не захотевший обнародовать свою фамилию из-за сенситивности темы.
Украина намерена дополнительно расширить фонд и ведет переговоры с международными финансовыми организациями. «Речь идет не только о страховании судов, а в целом, всех товаров, которые хранятся в Украине, перевозятся морским и наземным путем», – говорит Свириденко.
«Быстрые темпы» и сдержанные ожидания
Рынок оценивает инициативу сдержанно. $50 млн – это рыночная стоимость всего двух Panamax с дедвейтом 75 000 т, говорит директор компании BPG Shipping Геннадий Иванов. «Для компенсации потерь судна этих денег маловато, но для покрытия страховых премий – достаточно», – считает он. Фонд позволит приблизить ставки за страхование к примерно 1% застрахованной стоимости судна – до $3-6 за т вместо нынешних $8-10 за т, прогнозирует он. Ставки были на первом уровне при работе «зернового коридора» с участием РФ и ООН, напоминает Иванов.
«Лучше так, чем без гарантий от государства вообще», – соглашается Сергей Вовк, директор Центра транспортных стратегий. «Возможности реальных выплат государственных средств я воспринимаю скептически, поэтому хорошо, что к механизму присоединились западные страховые компании», – говорит Вовк.
Поиск решения, которое позволит возобновить судоходство в Черном море, начался сразу после того, как Россия расторгла «зерновое соглашение» в июле, говорит Свириденко.
В августе Минэкономики анонсировало государственный страховой фонд на $500 млн для таких возмещений, механизм должен был заработать в начале осени, рассчитывали в КМУ. Почему о нем ничего не слышно? Украина несколько месяцев нарабатывала с партнерами оптимальные легальные механизмы реализации этого страхования, объясняет Свириденко. «Это еще достаточно быстрые темпы», – убеждает она.
Последние события на море, вероятно, заставили ускориться. 8 ноября Россия попала ракетой в первое гражданское судно, которое двигалось по украинскому коридору и должно было везти украинскую железную руду в Китай. Судно получило повреждения, погиб лоцман. Хотя это не остановило работу морского коридора, после обстрела ставки фрахта выросли на $20 — до $60–65 за тонну.
Украинско-британский фонд стал результатом договоренностей президента Зеленского и премьер-министра Великобритании Риши Сунака. «Переговоры высокого уровня имели определяющее значение, именно благодаря этому мы имеем такой результат», – говорит Свириденко.
В подготовке материала участвовала репортер Forbes Ukraine Ира Крицкая.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.