Тимчасовий морський коридор, обстріл цивільного судна, робота портів /Getty Images
Категория
Война
Дата

«Украинский коридор». Обстрел судна, заходившего в одесский порт, не остановил морской экспорт. А что с ценами?

Украинский морской коридор продолжает работать, несмотря на обстрелы РФ – МИУ Фото Getty Images

Украинский морской коридор работает, несмотря на обстрелы РФ вечером 8 ноября. Впервые обстреляли торговое судно, однако это не остановило торговлю по Черному морю. Почему судовладельцы не испугались и от чего зависит дальнейшая работа коридора?

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

Впервые за полтора месяца работы временного морского коридора, 8 ноября, пострадало гражданское судно. Ракета попала в балкер Kmax Ruler с дедвейтом 92 000 т под флагом Либерии, направлявшийся в украинский порт Южный, сообщил Reuters руководитель консалтинговой компании Bosphorus Observer Йорук Ишик.

Россияне ударили по одесскому порту противорадиолокационной ракетой Х-31П с самолетов тактической авиации в Черном море, говорится в сообщении оперативного командования «Юг».

Ракета попала в верхнюю часть судна в момент его захода в порт. В результате атаки погиб лоцман, ранения получили три члена экипажа – граждане Филиппин и работник порта.

Несмотря на обстрелы, временный коридор в черноморские порты, объявленный Украиной, продолжает работу.

9 ноября шесть судов с 231 000 т агропродукции на борту вышли из одесских портов и движутся в направлении Босфора. Еще пять судов ожидают захода в украинские порты для загрузки, сообщила пресс-служба Министерства инфраструктуры.

Почему последняя атака РФ не остановила работу морского коридора?

Не временный, а украинский!

Обстрелянное 8 ноября судно должно было перевозить железную руду в Китай, сообщил на своей странице в Facebook Александр Кубраков, вице-премьер-министр по восстановлению Украины – министр развития общин, территорий и инфраструктуры.

Балкер направлялся в Украину для загрузки железной рудой украинской компании «АрселорМиттал Кривой Рог», сообщил Forbes топ-менеджер одной из крупных украинских компаний, пожелавший не обнародовать свое имя из-за сензитивности информации. Пресс-служба компании не дала Forbes комментарий на момент публикации.

По словам Кубракова, это уже 21-я целенаправленная атака России по украинской портовой инфраструктуре после выхода из «зернового соглашения». С тех пор враг повредил более 160 объектов инфраструктуры и 122 транспортных средства.

При этом в своей коммуникации министерство отказалось от эпитета «временный» и начало называть новый морской коридор украинским.

«Движение по украинскому коридору не прекращалось, несмотря на систематические атаки России на портовую инфраструктуру», – отметили в МИУ.

Что такое «украинский коридор»

Новый морской коридор вдоль восточного берега Черного моря по предложению Украины заработал с середины сентября: тогда в украинский порт зашло первое судно после разрыва «зернового соглашения».

Вера судовладельцев в новый маршрут росла пропорционально ударам Украины по флоту и морским базам РФ. Сначала они опасались использовать альтернативный маршрут – Россия обещала рассматривать гражданские корабли как военные и бить по ним.

Несмотря на угрозы, за месяц работы нового коридора, по подсчетам Bloomberg Украина смогла экспортировать 1,4 млн т грузов – зерна и металлов. При этом «зерновое соглашение» позволяло перевозить только зерно, продукты питания и удобрения. Этот объем равен показателям за первый месяц работы «зернового соглашения» и трети рекордных месяцев.

С начала работы временного маршрута в порты Большой Одессы зашло уже 116 судов. С 8 августа 2023 года 91 судно экспортировало 3,3 млн т аграрной продукции и продукции ГМК, сообщили в Мининфраструктуры 9 ноября.

Может ли обстрел первого гражданского судна остановить коридор? Только при условии, что Россия станет систематически обстреливать торговые суда, считает Павел Лакийчук, капитан ВМС Украины первого ранга в запасе, член координационного совета Общественной лиги «Украина – НАТО». «Если это единичный случай, он не изменит работу морского коридора. Поскольку судовладельцы и страховые компании понимают риски судоходства в регионе», – считает Лакийчук.

Более сложный вопрос – как этот обстрел повлияет на динамику перевозок? По словам Лакийчука, это будет зависеть от того, насколько легкой будет процедура возмещения убытков со стороны страховой компании для первого пострадавшего судна. «Судовладельцы внимательно за этим следят», – говорит он.

«В случае возникновения проблем с возмещением убытков со стороны страховой компании для Украины крайне важно быстро среагировать и возместить их из обещанного правительством фонда гарантирования», – подтверждает Сергей Вовк, директор Центра транспортных стратегий.

Проблем с покрытием со стороны страховой компании быть не должно, говорит Forbes топ-менеджер одной из крупных украинских компаний. «Ракета лишь повредила судно, критическое оборудование не повреждено, – говорит он. – Там расходы на $10 000–30 000».

«Украинский коридор». Обстрел судна, заходившего в одесский порт, не остановил морской экспорт. А что с ценами? /Фото 1

Россия обстреляла гражданское судно под флагом Либерии во время его захода в один из портов Одесской области. Фото: ОК «Юг»

«Украинский коридор». Обстрел судна, заходившего в одесский порт, не остановил морской экспорт. А что с ценами? /Фото 2

Фото: ОК «Юг»

«Украинский коридор». Обстрел судна, заходившего в одесский порт, не остановил морской экспорт. А что с ценами? /Фото 3

Фото: ОК «Юг»

«Украинский коридор». Обстрел судна, заходившего в одесский порт, не остановил морской экспорт. А что с ценами? /Фото 4

Фото: ОК «Юг»

«Украинский коридор». Обстрел судна, заходившего в одесский порт, не остановил морской экспорт. А что с ценами? /Фото 5

Фото: ОК «Юг»

«Украинский коридор». Обстрел судна, заходившего в одесский порт, не остановил морской экспорт. А что с ценами? /Фото 6
Предыдущий слайд
Следующий слайд

Подорожали ли страхование и фрахт

В первые недели работы альтернативного коридора страховщики скептически оценивали его перспективы. Ставки за страхование судов достигали 3–4% застрахованной стоимости судна, а за фрахт – $60 за тонну, рассказывал Forbes директор компании BPG Shipping Геннадий Иванов. Уже через месяц работы нового морского пути ставки фрахта упали до $45–50, а за страхование – в среднем до 2% от застрахованной стоимости судна, объяснял директор BPG Shipping.

Активное использование участниками рынка морского коридора придает уверенность и увеличивает объемы отгрузки, сообщили аналитики агроброкерской компании Spike Brokers накануне обстрелов 8 ноября. По их данным, ставки морского фрахта за использование коридора продолжали снижаться на $2–4 за тонну в зависимости от направления. Это также повлекло за собой снижение ставок речного фрахта в направлении Констанцы (до уровня €25–32) и фрахта на суда класса «река-море» – в среднем на $10 за тонну.

Усилить веру в работу коридора должна поддержка международных партнеров. В частности, работа над безопасностью и экономической целесообразностью украинского временного коридора в Черном море для гражданских судов была одной из приоритетных тем для обсуждения в ходе встречи руководства Мининфраструктуры с государственным секретарем транспорта США Питом Буттиджеджем, который 8 ноября прибыл в Киев.

Какова была реакция рынка на обстрел?

«Ставки фрахта резко выросли на $20 за тонну и торговались до $60–65 за тонну», – говорит коммерческий директор Spike Brokers Александр Соловей.

Если обстрелы не повторятся, цены быстро вернутся в норму, рассчитывает собеседник Forbes в одной из крупных украинских компаний, отправляющей грузы через новый коридор.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине