Уже к концу года президент Владимир Зеленский, вероятно, подпишет законопроект №5655 о реформе градостроительства, принятый Верховной Радой 13 декабря. Он вызвал бурную дискуссию среди нардепов, мэров городов, застройщиков, архитекторов и общественных активистов. Почему, несмотря на это, в ОП решили не налагать на него вето
42 000 подписей, которые сейчас имеет петиция с призывом к президенту ветировать законопроект №5655 о реформе сферы градостроительства, не убедили команду Зеленского в необходимости пересмотреть контраверсионный закон.
Глава государства, вероятно, подпишет документ еще в этом году, рассказали Forbes четыре собеседника в руководстве «Слуги народа» (СН), команде президента и среди нардепов президентской фракции из экономического и финансового комитетов Верховной Рады, которые попросили не упоминать их имена в этой статье.
Документ авторства главы президентской партии Елены Шуляк, принятый Радой в целом 13 декабря, сразу же вызвал критику среди общественных активистов, архитекторов и ряда мэров городов, в частности Виталия Кличко, Андрея Садового и Бориса Филатова. Петиция против проекта уже в первые сутки набрала 25 000 подписей, необходимых для рассмотрения президентом.
Резонанс вокруг закона связан, с одной стороны, с опасениями, что реформа следует больше интересам застройщиков, а не жителей украинских городов (Шуляк и другие авторы это отрицают). С другой – с существенным ограничением полномочий муниципальных чиновников.
Так или иначе, в Офисе президента решили, что в вето нет необходимости. Ключевой аргумент – в поддержку реформы выступили сразу два вице-премьера, пользующихся доверием Зеленского – Александр Кубраков и Михаил Федоров. Оба также публично выступили за принятие законопроекта в действующей редакции.
Как руководство страны реагировало на скандал вокруг градостроительной реформы и какова будет ее дальнейшая судьба?
Почему Зеленский отказался ветировать закон
Хотя среди функционеров ОП и не было должностных лиц, которые успели бы детально изучить 300-страничный документ, на Банковой не могли не заметить вызванной им огласки.
«В ОП никто не хотел иметь дело с репутационными рисками, – говорит на правах анонимности юрист, консультирующий Офис президента. – Так что искали варианты, как выйти из этого кризиса, когда резонанс немного спадет».
Еще более скандальной ситуацию сделала сама Шуляк, которая 17 декабря посетила в больнице одного из критиков закона – военного и общественного активиста Олега Симороза. Во время войны он лишился обеих ног. Разговор длился несколько минут и попал на видео. Симороз утверждает, что Шуляк приехала «выяснить отношения».
В Офисе в конце концов действительно рассматривали опцию с наложением вето, однако в ситуацию вмешались министры Кубраков и Федоров, выступившие за то, чтобы президент все же подписал закон, рассказали два собеседника, причастных к ОП и один из топ-руководителей «Слуги народа». «У обоих безупречная репутация, они пользуются доверием президента», – объясняет нардеп из президентской фракции.
Именно на новом Министерстве развития общин, территорий и инфраструктуры, которое возглавляет Кубраков, и Минцифры Федорова будет лежать задача имплементации реформы. Один из собеседников, причастных к ОП, называет Кубракова неформальным соавтором реформы. Министр заверил президента, что берет на себя ответственность за ее реализацию, добавляет другой собеседник из команды Зеленского.
«Закон вызвал значительные дискуссии, подчеркивающие его неотложность и значение для всего общества, – позже написал в Facebook Кубраков. – У нас сейчас есть все рычаги, чтобы провести реформу, с учетом всех антикоррупционных предохранителей. В противном случае – мы оставляем существующий беспорядок и отбрасываем страну на десятилетия назад».
Закон дает полгода на реализацию реформы, уточнил Кубраков. По его словам, за это время необходимо разработать и принять более 50 подзаконных актов. Министр не уточнил, о каких именно дополнительных изменениях идет речь.
«Если при внедрении закона будут определенные перекосы или недостатки, будем вносить соответствующие поправки», – добавляет нардеп в руководстве СН.
Проводить поправки через парламент, вероятно, будет не так просто. Даже среди нардепов «Слуги народа» закон поддержали только 176 из 239 членов фракции. Необходимые 228 голосов удалось набрать благодаря депутатам, ранее входившим во фракцию ОПЗЖ.
Какие риски имеет законопроект №5655 о градостроительстве
Ключевой автор реформы градостроительства Елена Шуляк отказалась комментировать Forbes основные контраверсионные нормы закона. В чем они состоят?
Суть реформы – в цифровизации основных процедур, связанных со строительством новых объектов: получение разрешений на начало работ, проверка документации, контроль за ходом строительства.
«Э-система позволяет исключить чиновника из многих ключевых процессов, – объяснял заместитель Кубракова в новосозданном Минобществ и инфраструктуры Мустафа Найем. – Где это возможно, она выдает решение автоматически на основании наличия необходимых документов и сравнения данных в реестрах».
В чем опасность такой системы? Один из главных аргументов против – отсутствие контроля со стороны государства упростит процедуру получения разрешений на строительство (особенно для крупных участников рынка). Об этом, в частности, говорится в заявлении Ассоциации городов Украины от имени 35 глав населенных пунктов, опубликованном 13 декабря.
Также в заявлении говорится о таких рисках:
- Контроль и надзор местного самоуправления уничтожаются путем замены их мониторингом, который включает в себя лишь наблюдение за самовольным строительством.
- Вводится строительная амнистия и возмещение стоимости строительства самовольным застройщикам из местного бюджета.
- Нарушаются права владельцев земельных участков, поскольку ответственности за самовольное строительство не будет.
- Ликвидируется возможность общественности контролировать законность застройки и влиять на незаконные стройки.
- Уничтожаются достижения реформы децентрализации, вся сфера централизуется и освобождается от реального контроля.
С критикой законопроекта выступил и Минкульт. Его беспокоит, что реформа нивелирует полномочия органов охраны культурного наследия, сказала заместитель министра Екатерина Чуева. Она также подчеркнула, что предостережения Минкульта не были учтены авторами.
Главное юридическое управление Верховной Рады раскритиковало законопроект, во-первых, за то, что нардепы рассматривали его в очень сжатые сроки и, во-вторых, из-за отсутствия антикоррупционных предохранителей. В заключении управления указано, что законопроект требует доработки.
Несколько ранее Нацагентство по предотвращению коррупции в письме к комитету Верховной Рады по организации государственной власти тоже призвало доработать законопроект. В частности, говорится в обращении, в законе нет процедуры аннулирования права на строительство, полученного на основании документов, противоречащих градостроительному законодательству и механизму устранения нарушений, выявленных постфактум после начала строительства. Другой недостаток – не прописаны санкции/наказания для нарушителей.
Кубраков и Шуляк утверждают, что авторы учли замечания НАПК. Сторонники реформы считают, что цифровизация уберет риски «застройной» коррупции на уровне муниципальных властей.
«Мы открыты к предложениям и замечаниям, – написала в Facebook Шуляк 20 декабря. – Главная цель – обновление сферы градостроительства, погрязшей в коррупции и произволе застройщиков и их прихвостней на местах».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.