Война закончится и придет время послевоенного восстановления Украины. Будет ли что-либо препятствовать безопасности иностранных инвестиций и траншей международных финансовых учреждений? Bloomberg вместе с разными экспертами рассуждает о реформах в Украине и их влиянии на ситуацию в стране. Forbes выбрал главное из материала
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
«Антиолигархический» закон президента Украины Владимира Зеленского и полномасштабное вторжение негативно повлияли на положение и состояние украинских олигархов. Уменьшение влияния людей, так долго олицетворявших эндемическую коррупцию в Украине, произошло как раз вовремя, пишет Bloomberg.
Текущая финансовая поддержка побитого войной государства, а также послевоенное восстановление зависят от иностранной финансовой поддержки, а провал с обеспечением прозрачности всех финансовых структур может поставить эту помощь под угрозу. Согласно декабрьскому отчету МВФ, повторное закрепление в стране «интересов олигархов» представляет высокий риск для внутренних реформ и будущего иностранного финансирования.
Новые олигархи и реформы
Издание пишет, что существует обеспокоенность тем, что коктейль из коррупции и политических игр, отравляющий страну на протяжении всех лет независимости, может помочь восстановить влияние олигархов.
Bloomberg поговорил по этому поводу с Валерией Гонтаревой, экс-главой Нацбанка Украины, которая закрыла более 80 коммерческих банков, выдававших пожизненные кредиты своим владельцам. Бывшая чиновница, сейчас преподающая в Лондонской школе экономики, говорит, что доноры боятся не старых олигархов, а новых, которые будут «питаться» за счет плана Маршалла для Украины.
Многое зависит от дальнейшего устранения условий для появления новых олигархов в Украине даже во время военного положения. По словам знакомого с обсуждением европейского дипломата, ключевые союзники Украины в «Большой семерке» давят на киевское правительство, чтобы оно возобновило программу реформ уже сейчас.
Гонтарева уверена: «Любовь к Украине должна быть с условиями, а финансовую помощь нужно привязывать к прогрессу с реформами».
Новый четырехлетний пакет помощи от МВФ в $15,6 млрд разбивается на две фазы, но реформы требуются только для второй фазы, что наступает через 12–18 месяцев после начала программы.
Парадокс в том, что Украине все же понадобится помощь законопослушных олигархов. По словам Гонтаревой, Украине будет выгоднее, если такие люди, как Ринат Ахметов, реинвестируют свои деньги в Украине, а не переведут их в более безопасные рынки за рубежом.
Впрочем, нельзя забывать, что деятельность олигархов не способствовала привлечению иностранных инвестиций и формированию здоровой конкуренции в Украине. Украинский ВВП на душу населения начал отставать от соседних: данные Всемирного банка показывают, что после распада СССР этот показатель у Украины был на 50% выше, чем в Польше, но в 2020-м он был уже втрое меньше польского.
«С одной стороны, война – это кризис, но с другой – это отличный повод реформировать Украину, – считает бывший премьер Арсений Яценюк. – Не думаю, что старая Украина – это жизнеспособная модель, даже та, которая была в 2014–2022 годах».
Украина демонстрирует тенденции к улучшению: в ежегодном рейтинге восприятия коррупции от Transparency International Украина поднялась со 142-го места (2013 год) на 116-е сегодня. Были сформированы новые суды и прокуратура для дел о коррупции, но результаты таких реформ неоднозначны. Согласно рейтингу Transparency International, Украина остается наиболее коррумпированной страной Европы после России.
Все еще не реформировали судебную и налоговую системы, плюс так и не провели цифровизацию государственных услуг и процедур, что обеспечило бы прозрачность в стране. Без этого правительственная коррупция и дальше может отравлять будущее Украины.
«Поток денег на реконструкцию нужно контролировать (донорам), хотя и не всегда будет такая возможность, – говорит Франсис Малиж, управляющий директор финансовых учреждений в Европейском банке реконструкции и развития. – Посмотрите, что стало с деньгами, которые потратили на Афганистан и Ирак».
Надежда на европейские рынки
Многое будет зависеть от доступа Украины к европейским рынкам, ведь без российского рынка Украина не сможет поддерживать себя работой только на собственный, слишком маленький рынок. По данным Всемирного банка, ВВП Украины с ее 40-миллионным населением в 2021-м составил $200 млрд, что меньше, чем в Новой Зеландии, у которой население – 5 млн.
По словам европейского дипломата, попросившего Bloomberg не называть его фамилии, ЕС, вероятно, продолжит беспошлинную торговлю для Украины, хоть и снова на ограниченный срок.
Сергей Николайчук, замглавы Нацбанка, тоже видит будущее Украины в тесных связях с Европой.
Украина становится более централизованным и милитаризованным государством. Доля государственных администрации и сектора безопасности в экономике выросла после вторжения России в 2014-м до 6,5% в 2018–2021 годах с 4,4% в 2010–2013-х, рассказал Николайчук. Данных после полномасштабного вторжения нет, но очевидно, что этот показатель «существенно» вырос, говорит чиновник.
Некоторые критики начинают беспокоиться, что методы Зеленского собьют Украину с пути послевоенной либерализации. Ряд крупных компаний, таких как «Укрнафта» и «Укртатнафта», перешли под контроль государства, а «антиолигархический» закон, считают некоторые, может ограничить СМИ, привести к злоупотреблению политической властью и провалу реформ госучреждений.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.