Арбитражный трибунал суда в Гааге 12 апреля обязал Россию выплатить «Нафтогазу» компенсацию в $5 млрд за аннексированные в 2014-м крымские активы компании. Как и когда «Нафтогаз» может взыскать средства
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«Мы рассмотрим все доступные пути принудительного выполнения Гаагского арбитража, включая арест российских активов за рубежом», – говорит глава группы «Нафтогаз» Алексей Чернышов в письменном ответе для Forbes. Компенсация в $5 млрд, по сообщению пресс-службы «Нафтогаза» – самая большая сумма, которую до этого присуждал арбитраж за аннексию крымских активов.
До этого украинским компаниям удавалось отсудить от $30 млн до 1,5 млрд. Арбитраж в свою пользу уже получили «Укрнафта », «Эверест », Ощадбанк и другие, говорит управляющий партнер Arzinger Тимур Бондарев. Правда, неизвестно, получили ли эти компании компенсации. «Информация закрыта», – добавляет Бондарев. До сих пор идет рассмотрение дел по искам аэропорта Бельбек, «Лузгор», ДТЭК и «Укрэнерго», говорит он.
В мире заморожено активов РФ и пособников войны на $397 млрд, подсчитали в проекте «Конфискационный трекер» от ОО «Института законодательных идей». Конфисковано – всего $1 млрд. «Это приблизительная сумма. Почти все эти средства – конфискованные активы в Украине и $5,4 млн – в США», – говорит основательница ОО Татьяна Хутор.
Решение арбитража может помочь другим компаниям, которые судятся в Гааге по поводу крымских активов, говорит Тарас Думыч, управляющий партнер украинского офиса международной юрфирмы Wolf Theiss. Для ряда дел аргументы украинской стороны могут быть общими, в частности, по юрисдикции Гаагского арбитража.
Взыскать с России эти $5 млрд за крымские активы можно в течение полутора лет, говорит Forbes бывший глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев. Столько понадобилось команде «Нафтогаза», чтобы Украина получила назначенную Стокгольмским арбитражем компенсацию. Из суммы $4,6 млрд было выплачено $2,9 млрд, остальные засчитаны как оплата за потребленный, но не оплаченный Украиной российский газ. Правда, это было до полномасштабной войны.
Как «Нафтогазу» взыскать средства
Россия национализировала активы «Нафтогаза» на полуострове в 2014 году, после аннексии Крыма. Речь идет о месторождениях, буровых установках, подземных хранилищах, кораблях, газотранспортной системе, перечислил бывший председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко.
До оккупации «Чорноморнафтогаз» добывал на территории полуострова до 1,7 млрд кубометров природного газа в год, свидетельствует исследование Центра экономической стратегии. С тех пор, как Крым аннексирован, до февраля 2020 года Россия незаконно добыла 10,4 млрд кубометров украинского природного газа, по данным аналитиков ЦЭС.
В октябре 2016 года «Нафтогаз» и шесть других компаний инициировали арбитражное производство против РФ по крымским активам. «Нафтогаз» требовал компенсации убытков более чем в $10 млрд, Гаагский арбитраж согласовал половину. При определении сумм компенсаций привлекаются не только украинские, но и международные оценщики, объясняет Думыч. «$5 млрд – это адекватная оценка активов в Крыму», – говорит Коболев.
Российская сторона проанализирует это решение и решит, как поступить, сказал спикер президента РФ Дмитрий Песков, передает российская служба «Интерфакс». Один из вариантов реакции – обжалование Россией решения Гаагского арбитража в Нидерландах, на что может уйти несколько лет, говорит Думыч.
Нью-Йоркская конвенция о признании и исполнении иностранных арбитражных решений позволяет выполнить такие решения в одной из 162 признающих ее стран, написала Елена Зеркаль, заместитель министра иностранных дел в 2014–2019 годах.
«У нас есть четкая стратегия, как получить компенсацию по решению суда, – говорит нынешний глава «Нафтогаза» Чернышов. – Детали которой разглашать сейчас не можем».
Если юристы «Нафтогаза» найдут активы, принадлежащие России в этих странах, будут подавать иски в местные суды для их ареста и продажи, считает Коболев. Даже если Россия подаст апелляцию, юристы «Нафтогаза» все равно могут судиться в странах с арестованными активами РФ, добавляет Думыч.
Что может помешать?
В мире мало активов, которыми владеет непосредственно Россия, это основная преграда, говорит адвокат, советник юрфирмы «Ильяшев и Партнеры» Роман Процишин. «Нафтогазу» придется работать с активами, которые косвенно принадлежат России, например, государственному «Газпрому», добавляет он. В 2018 году суд арестовал голландские активы «Газпрома» для выплаты «Нафтогазу» $2,6 млрд по решению Стокгольмского арбитража. В конце концов Россия уплатила долг, а «Нафтогаз» обязался отозвать все иски об аресте активов.
Еще одна проблема – за право взыскать средства придется конкурировать с другими компаниями и людьми. Они также постараются выполнить решения против России за счет замороженных активов в Европе, говорит Думыч.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.