Замена большинства независимых членов наблюдательного совета (НС) ПриватБанка, о чем стало известно 27 декабря, – только первая подобная кадровая перестановка в государственных банках. Почему в четверке госбанков происходят эти изменения
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Изменения в наблюдательных советах государственных Укргазбанка, «Ощада» и Укрэксимбанка, которые планировались еще весной 2022-го, вероятно, произойдут уже в начале следующего года, сказали два собеседника Forbes, причастные к Офису президента и правительства.
Подобные решения являются незаурядным событием. Создание наблюдательных советов госпредприятий с независимыми членами, как правило, иностранцами, было одной из ключевых антикоррупционных реформ в Украине, проведенных после Революции достоинства. Их роль – защищать компании от политического влияния.
Почему они не устраивают государство на третьем году каденции Владимира Зеленского и что об этом думают международные партнеры Украины?
Почему сменили членов наблюдательного совета ПриватБанка
Если бы не вторжение РФ, обновление НС госбанков, вероятно, произошло бы еще в начале 2022 года. Весной завершились полномочия советов «Привата», «Ощада» и «Эксима».
Конкурсы по полной процедуре, в частности с привлечением международных рекрутеров, были одним из обязательств Украины, прописанных в последнем довоенном меморандуме о сотрудничестве с МВФ (ноябрь 2021-го).
Из-за войны конкурсы отложили, а полномочия членов НР всех банков продлили. В сентябре 2022-го Минфин объявил о поиске рекрутинговых компаний, в октябре – собственно о конкурсе. Кандидатов в НС «Привата» искала Amrop, в «Ощад» – Ward Howell, в «Эксим» – Pedersen & Partners.
«Это плановая ротация, – рассказывает собеседник в правительстве, попросивший не называть его имени в этой статье. – В предыдущих НС все устраивало. Надеемся, что новые советы, избранные на конкурентной основе, будут не менее эффективными».
В итоге, по решению Кабмина от 27 декабря, наблюдательный совет ПриватБанка обновился более чем на половину. Должности покинули пять из шести независимых членов.
Наиболее существенное изменение – увольнение главы НС Шэрон Иски, председательствовавшей в совете с июля 2019-го. В бэкграунде финансистки из Соединенных Штатов – топ должности в МВФ, Госказначействе США и американском аналоге фонда гарантирования вкладов. Также ушли украинцы Ольга Томаш и Роман Сульжик и иностранные члены Эран Кляйн и Себастиан Шенайх-Каролат.
Еще один иностранец Надир Шейх вошел в обновленный НС. Всего в состав органа входит девять человек. Трое из них представляют государство. Сейчас это Юлия Мецгер (представитель президента), Артем Шевалев (Кабмин) и Сергей Алексеенко (финансовый комитет Верховной Рады).
Новые члены НС «Привата» Нильс Мелнгайлис, Збигнев Ягейло, Федерико Руссо, Михай Ионеску и Владимир Литвин не вызывали вопросов у наблюдателей с отбором рекрутеров и международных партнеров (МВФ, Всемирного банка, ЕБРР и послов края G7), рассказали два собеседника, близко знакомые с ходом конкурса.
Например, Мелнгайлис возглавляет Набсовет одного из крупнейших банков Балтии Luminor, в свое время он возглавлял национализированный латвийским правительством Parex Bank. Ягейло – 10 лет был СЕО крупнейшего польского банка PKO, Руссо – занимал топ-должности в итальянской банковской группе UniCredit.
Почему избрали именно их, а не членов предыдущего состава Совета, также принимавших участие в конкурсе? Минфин не дал объяснений тем участникам, которые не прошли конкурс, рассказывает экс-член НС Сульжик.
«По именам состав хороший, процесс отбора не вызывал вопросов», – говорит на правах анонимности собеседник в одной из международных институций.
Единственная контраверсионная фигура – Владимир Литвин, который с 2014-го по 2022 год был заместителем председателя Ощадбанка. Его тогдашний руководитель Андрей Пышный сейчас возглавляет НБУ.
Сам Пышный принимал участие в недавних конкурсах на должности СЕО «Привата» и «Эксима», однако не прошел фильтр наблюдательных советов.
Государство и реформа корпоративного управления
Отношения государства как владельца четырех банков и высокооплачиваемых членов НС с самого начала реформы сложно назвать идеальными.
Например, еще в июне 2019-го Энгин Акчакоча, Андреа Монета и Стивен Силиг из совета «Привата» отказались от должностей из-за требований антикоррупционного законодательства Украины по декларированию доходов на тех же условиях, что и другие госслужащие.
В апреле правительство приняло постановление, существенно ограничивающее возможности топ-чиновников госструктур работать из-за рубежа. Руководители госкомпаний должны были согласовывать командировки за границу с правительством.
С того момента, например, глава НС «Привата» Иски, по крайней мере, пять раз посещала Украину, рассказывает один из менеджеров, попросивший не указывать в этой статье свой пост и название учреждения, в котором он работает.
«Большой проблемой могла стать слишком жесткая позиция НС, – предполагает собеседник. – Например, в переговорах о более активной покупке ОВГЗ».
Заменив НС, в целом неплохо работавший, государство берет на себя дополнительные репутационные риски, считает Сульжик. «В случае любой проблемы непременно будут задаваться вопросом: случилось ли это, если бы не поменяли топ-руководство банка?» – считает он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.