Категория
Деньги
Дата

Работу предпринимателей регулируют около 1000 разрешений. Как правительство пытается их уменьшить, объясняет замминистра экономики Алексей Соболев

3 хв читання

Результатом дерегуляции должен стать бизнес-ландшафт, в котором бизнес будет думать только о конкурентных преимуществах своего дела, а время, которое необходимо тратить на разрешительную документацию, не будет занимать более 1%, пишет замминистра экономики Алексей Соболев

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Советское наследие

Сегодня украинские предприниматели все еще слышат эхо советской идеологии в бизнес-среде. С 1991 года бывшими партийными руководителями и «крепкими хозяйственниками» были созданы тысячи инструментов, которые должны контролировать слишком активных людей. В основе была идея создания ограничений, умноженная на мотивацию системы получить откуп за невыполнение бизнесом заведомо трудных или просто невозможных условий. Вместо создания среды для развития, конкуренции и успеха граждан.

И если наше общество серьезно относится к проведению декоммунизации в городском пространстве, так же важно избавляться от рудиментов советского прошлого в экономической среде. Где вместо памятников или названий улиц у нас разрешения и согласования.

Что включает в себя дерегуляция

На сегодняшний день предприниматели могут столкнуться примерно с 1000 инструментов регуляции своей деятельности – 528 разрешений, 224 лицензии, 157 согласований, 145 выводов, 121 свидетельство, 55 деклараций, 42 сообщения и 23 удостоверения. А еще несколько тысяч ГСНов, регулирующих строительство, и СанПИНов, санитарных правил. При таком количестве инструментов регулирования создавать и вести свой бизнес непросто.

Стратегия дерегуляции включает три основных компонента:

Первое – это отмена. Самый эффективный инструмент: раз – и нет устаревшей нормы. Но так можно поступить далеко не со всеми регуляциями. Если вы отменили все нормы продажи топлива, его могут разливать прямо у вас под домом. Также существует регулирование, от наличия которого зависит судьба нашего вступления в ЕС.

Второе – это оптимизация. Здесь мы меняем и актуализируем нормы, улучшаем качество политик. Например, еще недавно существовала норма получения от Гоструда Соглашения инструкции о порядке уборки пыли в производственных помещениях, невыполнение такой нормы могло навлечь проверки, исполнение – издевательство над здравым смыслом.

Третье – инновации. Это цифровизация процессов, переводящая необходимость траты времени и энергии в простой сервис в пару кликов. Этим Министерство экономики занимается совместно с Министерством цифровой трансформации и профильными министерствами, к ведомству которых относится определенный регуляторный инструмент.

Для чего это делать? Представьте, вы ждете гостей (например, друзей из Европы). Что вы делаете дома? Уборку. Все ненужные вещи выбрасываете, нужные ставите на свои места. Тогда квартира становится более комфортной. С дерегуляцией так же. Если у вас полно старых ненужных обременительных процедур, то это как неубранная квартира. Мы идем в ЕС, поэтому нам нужна генеральная уборка, или большая дерегуляция.

Кто и как внедряет дерегуляцию

Новым импульсом для дерегуляционной реформы стало создание правительством в январе 2023 года Межведомственной рабочей группы по вопросам ускоренного пересмотра инструментов государственного регулирования хозяйственной деятельности (далее – МРГ по дерегуляции). Ее основная задача – проанализировать все разрешительные документы, такие как существующие разрешения и лицензии, и выбрать те, которые нужно отменить, какие – цифровизировать, а какие – обновить.

Заседания рабочей группы по дерегуляции проходят минимум дважды в месяц. После каждого заседания разрабатываются соответствующие проекты актов, проходящие общую процедуру согласования. После этого Кабинет Министров утверждает эти решения на заседании. При пересмотре инструментов регулирования учитываются международные и евроинтеграционные обязательства Украины.

Сопредседателями рабочей группы являются первый вице-премьер-министр – министр экономики Украины Юлия Свириденко и вице-премьер-министр по инновациям, развитию образования, науки и технологий – министр цифровой трансформации Михаил Федоров. В заседаниях также принимают участие представители министерств экономики, цифровой трансформации, защиты окружающей среды и природных ресурсов, юстиции, финансов, регуляторной службы, аналитических центров (Офиса эффективного регулирования BRDO, Центра экономического восстановления, Центра экономической стратегии).

Что удалось упростить

В первые три месяца работы мы имеем следующие решения относительно регуляторных инструментов, ежедневно влияющих на деятельность бизнеса:

• Минэкономики: отменить – 39, оптимизировать и оцифровать – 38;

• Минокружения: отменить – 61, оптимизировать и оцифровать – 57;

• Мининфраструктуры: отменить – 5, оптимизировать и оцифровать – 41;

• Минздрав: отменить – 46, оптимизировать и оцифровать – 24;

• МКИП: отменить – 5, оптимизировать и оцифровать – 27;

• МОН: отменить – 8, оптимизировать и оцифровать – 13;

• Госкино: отменить – 2, оптимизировать и оцифровать – 3;

• Минмолодьспорт – оптимизировать и оцифровать – 6.

На уровне всего предыдущего опыта управления – это настоящая дерегуляторная машина. Для бизнеса – это окно возможностей избавиться от устаревших и неэффективных механизмов, отнимающих время и ресурсы.

Так что тогда нужно еще

Требуется запрос от бизнеса и обратная связь. Многие недостатки в системе мы найдем сами. Но будет гораздо эффективнее, если вы покажете нам устаревшую или обременительную регулировку, которая мешает эффективно работать, и МРГ по дерегуляции ее пересмотрит. Министр экономики регулярно встречается с бизнес-ассоциациями для обсуждения идей и подходов к регуляции. Мы будем благодарны за ваше участие в этом процессе.

Чтобы внести предложение, вы можете обратиться в Министерство экономики или в общественные организации или бизнес-ассоциации, участвующие в заседаниях МРГ по дерегуляции.

Экономия расходов для бизнеса

В ближайшее время планируется рассмотреть инструменты Минэнергетики, МВД, Минфина, Минагрополитики и других центральных органов исполнительной власти.

Предварительные результаты работы МРГ по дерегуляции позволяют прогнозировать уже в ближайшее время существенную экономию затрат для бизнеса и граждан. Например, в случае принятия правительством новых изменений в сферах правового регулирования, таких как перерегистрация б/у автомобилей, бизнес может сэкономить около 2,5 млрд грн в год.

Результатом должен стать бизнес-ландшафт, в котором вы можете думать только о конкурентных преимуществах своего дела, а энергия и время, которое необходимо тратить на разрешительную документацию, не будет занимать более 1%. Это амбициозно, и это справедливо. Мы гордимся нашими предпринимателями. И хотим, чтобы наши предприниматели гордились своим государством.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд