Категория
Деньги
Дата

Сильное плечо аграриев. За восемь месяцев 2023-го агросектор принес Украине в пять раз больше выручки, чем металлургия. Какие страны покупают украинское? Исследование

7 хв читання

За вісім місяців 2023-го агросектор приніс Україні у п’ять разів більше виручки, ніж металургія. Загалом ми експортували товарів на $24,5 млрд /коллаж Анастасия Левицкая

За восемь месяцев 2023-го агросектор принес Украине в пять раз больше выручки, чем металлургия. В целом мы экспортировали товаров на $24,5 млрд Фото коллаж Анастасия Левицкая

По просьбе «Forbes Украина» YouControl.Market и Офис по развитию предпринимательства и экспорта исследовали показатели и структуру экспорта Украины за восемь месяцев 2023 года. Надеемся, что этот детальный обзор актуальных экспортных трендов поможет найти решение для экономического восстановления Украины

Экспортно зависимая экономика Украины в 2023 году продолжает бороться с последствиями сокращения объемов поставок украинских товаров за границу из-за полномасштабного вторжения России.

За январь-август 2023 года Украина экспортировала товаров на $24,5 млрд, из которых в бюджет в результате уплаты вывозной пошлины поступило 465,8 млн грн. Экспортеры получили на 15% меньше выручки по сравнению с аналогичным периодом 2022 года ($28,9 млрд) и на 41% – по отношению к $41,8 млрд за восемь месяцев 2021-го.

Уменьшение выручки в 2023 году связано с тем, что в январе и феврале 2022 года до полномасштабного вторжения РФ объемы украинского экспорта были рекордными. Если сравнивать период за шесть месяцев с марта по август, объемы экспорта в 2023 году выросли на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

В целом экспорт товаров за 2022 год составляет $44,2 млрд, что на 35% меньше, чем в 2021 году.

Географическая структура экспорта

Новый состав основных стран – покупателей украинских товаров, в котором Россия и Беларусь потеряли еще в 2022 году ведущие места – пятое и 14-е в 2021-м соответственно, продолжает формироваться на фоне геополитической перебалансировки и санкционной политики против стран-спонсоров терроризма.

Тройка стран, в которые больше всего экспортировано товаров из Украины за восемь месяцев 2023 года:

  • Польша: $3,4 млрд (-25,2% – падение от объемов за восемь месяцев 2022 года).
  • Румыния: $2,6 млрд (+20,6%).
  • Китай: $1,8 млрд (+8,4%).

Зерновой вопрос с Польшей отрицательно сказывается на поставках в страну украинской продукции. Спад экспортной выручки частично компенсируется ростом поставок в Румынию. Юго-западный сосед помог Украине с открытием логистических возможностей через свои дунайские и черноморские порты, а также сухопутные транспортные коридоры.

За полный 2022 год Украина экспортировала в Польшу зерновых культур на $638 млн, в Румынию – почти вдвое больше – на $1,3 млрд. За восемь месяцев 2023 года – всего на $177 млн в Польшу и уже на $950 млн – в Румынию.

Китай – на третьем месте среди покупателей украинского экспорта, лишь на $11 млн обогнав Турцию, суммы поставок в которую снизились на 4,2% год к году и составляют $1,8 млрд. Обе страны нарастили торговую активность с РФ в 2022–2023 годах, несмотря на санкционное давление Запада, а также демонстрируют низкие темпы выхода своего бизнеса из России.

Высокое влияние Турции и Китая на общую структуру украинского экспорта имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, это может стать источником потенциальных угроз в случае усиления геоэкономической фрагментации. С другой – тесная торговая привязка Китая и Турции к отдельным видам украинской продукции может сыграть и стабилизационную роль во время войны. Страны будут защищать свои экономические интересы, которые могут пострадать от перебоев в логистике.

В 2021 году Китай занимал первое место среди стран назначения украинского экспорта, в основном экспортировал руду, зерновые и масличные культуры. В тройку лидеров входили также Польша и Турция.

20 стран, больше всего экспортирующих из Украины (восемь месяцев 2023 года, $ млн, % прироста). Данные: ГТСУ

20 стран, больше всего экспортирующих из Украины (восемь месяцев 2023 года, $ млн, % прироста). Данные: ГТСУ

Следующие семь стран по объемам покупки украинской экспортной продукции – это «локомотивы европейской экономики»: Германия, Испания, Италия, Нидерланды и соседние Венгрия, Словакия и Чехия.

Из остальных неевропейских стран – потребителей украинского экспорта в первой двадцатке – только Египет, Индия и США, каждая из которых вместе с Молдовой и рядом стран – членов Евросоюза приобрела украинских товаров на сумму в диапазоне $200–700 млн с начала 2023 года, что составляет по 1–3% от совокупного «экспортного пирога».

Источник данных

Подробную информацию об объемах, динамике и структуре экспорта по странам-партнерам и товарным группам можно просмотреть в интерактивном дашборде, разработанном Офисом по развитию предпринимательства и экспорта и национальным проектом «Дія.Бізнес».

Изменения в географии экспорта

За восемь месяцев 2023-го географическая структура экспорта из Украины изменилась. Наибольшая доля среди направлений поставки украинской продукции остается за Польшей, впрочем, она снизилась с 15,5% до 13,7%.

Смена стран – лидеров экспорта из Украины (торговые партнеры по доле товарного экспорта, %, восемь месяцев 2022 года vs восемь месяцев 2023 года). Данные: ГТСУ

Смена стран – лидеров экспорта из Украины (торговые партнеры по доле товарного экспорта, %, восемь месяцев 2022 года vs восемь месяцев 2023 года). Данные: ГТСУ

На первом месте ро росту доли в украинском экспорте в течение восьми месяцев 2023-го оказалась Румыния: +3,2 п.п. до 10,6%, в то время как объемы выросли на 20,6%. На второе место по положительным изменениям экспортной доли вышла Испания (+2 п.п. до 4,6% общего экспорта), которая нарастила объемы товарных закупок из Украины на 53% год к году, до $1,1 млрд.

Увеличилась доля поставок украинского экспорта и в такие азиатские страны, как Китай (+1,6 п.п., или на 8,4%), Турция (на +0,8 п.п. возросла доля, несмотря на падение в объемах на -4%), Египет (+0,7 п.п., или на 11%). Увеличили покупки украинских товаров Бельгия и Израиль.

Германия, Италия, Нидерланды, несмотря на рост удельного веса и мест в рэнкинге торговых партнеров по экспорту, снизили объемы покупки украинских товаров на -11%, -5% и -13% соответственно.

Венгрия, которая была пятым потребителем украинских товаров за восемь месяцев 2022 года, с начала 2023-го опустилась на девятую строчку в рэнкинге топа стран – реципиентов отечественного экспорта. Доля Венгрии в общем экспорте Украины снизилась с 5,2% до 3,7%.

Россия в 2023 году вообще исчезла с карты украинского экспорта. На 99% обвалился объем официальных поставок Украины в страны-союзники РФ: Беларусь и Иран – с $1,7 млн и $0,7 млн за прошлый год до почти нуля за текущий.

Сократились доли в экспортных доходах Украины и Болгарии, Словакии, Австрии, США, Саудовской Аравии, Ирака, Южной Кореи и Алжира. Упадок торговли с удаленными торговыми партнерами может быть связан с блокированием Россией черноморских перевозок из Украины.

Товарная структура экспорта

Самые экспортируемые категории товаров из Украины за восемь месяцев 2023 года:

  • продовольствие: $14,6 млрд;
  • металлы и изделия из них: $2,7 млрд;
  • машины, оборудование и транспорт: $2,1 млрд.

Объемы экспорта продукции агропромышленного комплекса пятикратно превосходят экспорт товаров металлургического сектора, хотя на протяжении десятилетий это были вполне равнозначные каналы введения валютной выручки в Украину.

15 крупнейших товарных экспортных групп за восемь месяцев 2023 года, $ млн. Данные: ГТСУ

15 крупнейших товарных экспортных групп за восемь месяцев 2023 года, $ млн. Данные: ГТСУ

Украинские экспортеры за январь-август 2023 года больше всего доходов получили от продажи за границу зерновых культур (кукурузы, пшеницы, ячменя, гречки, сорго, ржи), что составляет четверть всего экспорта за исследуемый период на сумму $6,1 млрд.

На втором месте в рэнкинге экспорта находится продуктовая группа «жиры и масла» (15,4% от общего экспорта за восемь месяцев), в которую входят прежде всего подсолнечное, соевое и рапсовое масла. Также в гораздо меньших объемах – маргарин, жиры и воск. Общая сумма проданного – $3,8 млрд.

Продуктовая группа экспорта №3 – это черные металлы (7,4%): полуфабрикаты из нелегированной стали, чугун, плоский прокат, ферросплавы.

Далее по объемам экспортных поставок следуют:

  • Семена и плоды масличных растений (6,2%): соевые бобы, рапс и подсолнечник.
  • Электрические машины (5,1%): изолированные провода, кабели, электронагреватели, телефонные аппараты, сигнализационное оборудование и другие электроприборы.
  • Руды, шлак и зола (5%): железная и титановая руда, а также гранулированный шлак.
  • Древесина и изделия из нее (4,3%): лесоматериалы, фанера, топливная древесина, столярные изделия, тара и поддоны, ДСП и другие.

Динамика продуктового профиля

Хотя общий вид продуктовой структуры экспорта оказался более устойчивым к изменениям по сравнению с географическим разрезом, первые восемь месяцев 2023 года внесли некоторые коррективы и в украинский продуктовый экспортный профиль.

Лидерами по приросту доли в товарном экспорте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стали:

  • зерновые культуры (доля в экспорте выросла на +6,9 п.п. – до 25%), по которым чистый прирост объемов составил +$887 млн;
  • жиры и масла (+2,8 п.п. – до 15,4%);
  • остатки и отходы пищепрома (+1,2 п.п. – до 3,6%);
  • сахар и кондитерские изделия (+1 п.п. – до 1,4%).

Значительно ослабли позиции в товарной структуре экспорта следующих групп продукции:

  • черные металлы (-5,4 п.п. – до 7,4%), чистый абсолютный спад объемов составляет –$1,9млрд;
  • руды, шлак и зола (-4,2 п.п. – до 5%);
  • электрические машины (-1,3 п.п. – до 5,1%).

Максимальные значения относительного прироста объемов экспорта – в сахарно-кондитерской отрасли (+181%), продаже алкогольных и безалкогольных напитков (+33%), различных пищевых продуктов, в том числе дрожжей, мороженого и соусов (+32%), остатков и отходов пищепрома в виде жмыха и жома (+28%), железнодорожных локомотивов (+25%).

Положительная динамика внешних поставок зафиксирована и по какао, зерновым культурам, изделиям из зерна и фармацевтике.

Самые негативные тренды падения объемов экспорта среди таких продуктовых групп:

  • удобрения (-87%);
  • продукты неорганической химии (-78%);
  • одежда (-68%);
  • руды, шлак и зола (-54%);
  • нефтепродукты (-52%);
  • черные металлы (-51%);
  • пластмассы и полимеры (-45%);
  • соль, сера, земли и камни (-38);
  • продукция электромашиностроения, плоды и орехи.

Основные причины спада являются прямыми последствиями войны: внутренний спрос на военную одежду и горючее не способствует наращиванию экспорта. Основные центры химической промышленности, металлургии, соледобычи или производства пластмасс оказались сосредоточенными во временно оккупированных или прифронтовых регионах Украины. Компании-экспортеры либо были физически уничтожены в ходе боевых действий, либо остановили работу или существенно сократили объемы производства. Некоторым удалось релоцировать свои предприятия, для этого потребовалось время, поэтому и сократился выпуск продукции.

Изменения товарной структуры экспорта: топ продуктов по спаду и приросту экспорта, восемь месяцев 2022 года vs восемь месяцев 2023 года, %. Данные: ГТСУ

Изменения товарной структуры экспорта: топ продуктов по спаду и приросту экспорта, восемь месяцев 2022 года vs восемь месяцев 2023 года, %. Данные: ГТСУ

Экспортные итоги

Анализ касается экспорта за восемь месяцев 2023-го и может корректироваться по итогам года. Однако уже очевидны тренды изменений стран-лидеров, с которыми Украина реализовывала торгово-экономические отношения за 2022 год.

Полномасштабная война и заблокированные Россией черноморские порты Украины изменили географию продажи украинских товаров в пользу европейского рынка. За восемь месяцев 2023 года больше всего выросли объемы поставок из Украины в Румынию, Испанию и Бельгию. В то же время, кроме части стран ЕС, в 2023 году также возрос экспорт в Китай, Египет и Израиль.

В продуктовой структуре товаров сократились поставки за рубеж металлов, руд, нефтепродуктов, удобрений, соли и пластмасс – традиционной продуктовой специализации Востока и Юга Украины, часть которых оккупирована Россией. В то же время увеличились объемы экспорта зерна, масла, товаров пищепрома, локомотивов и фармацевтической продукции.

Полномасштабная война также принесла и неожиданные положительные результаты: украинские компании начали завоевывать международные рынки. Производители пищевой продукции, одежды, дизайнерской мебели, строительных материалов, промышленного оборудования, рестораторы и оказывающие различные услуги – сотни украинских предпринимателей – решились попробовать свои силы на рынках ЕС.

Офис по развитию предпринимательства и экспорта совместно с партнерами открыл набор на практическую обучающую программу Export Academy для поддержки украинских компаний, желающих развивать экспортное направление.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд