Категория
Деньги
Дата

Сильное плечо аграриев. За восемь месяцев 2023-го агросектор принес Украине в пять раз больше выручки, чем металлургия. Какие страны покупают украинское? Исследование

7 хв читання

За вісім місяців 2023-го агросектор приніс Україні у п’ять разів більше виручки, ніж металургія. Загалом ми експортували товарів на $24,5 млрд /коллаж Анастасия Левицкая

За восемь месяцев 2023-го агросектор принес Украине в пять раз больше выручки, чем металлургия. В целом мы экспортировали товаров на $24,5 млрд Фото коллаж Анастасия Левицкая

По просьбе «Forbes Украина» YouControl.Market и Офис по развитию предпринимательства и экспорта исследовали показатели и структуру экспорта Украины за восемь месяцев 2023 года. Надеемся, что этот детальный обзор актуальных экспортных трендов поможет найти решение для экономического восстановления Украины

Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго». 

Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!

Экспортно зависимая экономика Украины в 2023 году продолжает бороться с последствиями сокращения объемов поставок украинских товаров за границу из-за полномасштабного вторжения России.

За январь-август 2023 года Украина экспортировала товаров на $24,5 млрд, из которых в бюджет в результате уплаты вывозной пошлины поступило 465,8 млн грн. Экспортеры получили на 15% меньше выручки по сравнению с аналогичным периодом 2022 года ($28,9 млрд) и на 41% – по отношению к $41,8 млрд за восемь месяцев 2021-го.

Уменьшение выручки в 2023 году связано с тем, что в январе и феврале 2022 года до полномасштабного вторжения РФ объемы украинского экспорта были рекордными. Если сравнивать период за шесть месяцев с марта по август, объемы экспорта в 2023 году выросли на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

В целом экспорт товаров за 2022 год составляет $44,2 млрд, что на 35% меньше, чем в 2021 году.

Географическая структура экспорта

Новый состав основных стран – покупателей украинских товаров, в котором Россия и Беларусь потеряли еще в 2022 году ведущие места – пятое и 14-е в 2021-м соответственно, продолжает формироваться на фоне геополитической перебалансировки и санкционной политики против стран-спонсоров терроризма.

Тройка стран, в которые больше всего экспортировано товаров из Украины за восемь месяцев 2023 года:

  • Польша: $3,4 млрд (-25,2% – падение от объемов за восемь месяцев 2022 года).
  • Румыния: $2,6 млрд (+20,6%).
  • Китай: $1,8 млрд (+8,4%).

Зерновой вопрос с Польшей отрицательно сказывается на поставках в страну украинской продукции. Спад экспортной выручки частично компенсируется ростом поставок в Румынию. Юго-западный сосед помог Украине с открытием логистических возможностей через свои дунайские и черноморские порты, а также сухопутные транспортные коридоры.

За полный 2022 год Украина экспортировала в Польшу зерновых культур на $638 млн, в Румынию – почти вдвое больше – на $1,3 млрд. За восемь месяцев 2023 года – всего на $177 млн в Польшу и уже на $950 млн – в Румынию.

Китай – на третьем месте среди покупателей украинского экспорта, лишь на $11 млн обогнав Турцию, суммы поставок в которую снизились на 4,2% год к году и составляют $1,8 млрд. Обе страны нарастили торговую активность с РФ в 2022–2023 годах, несмотря на санкционное давление Запада, а также демонстрируют низкие темпы выхода своего бизнеса из России.

Высокое влияние Турции и Китая на общую структуру украинского экспорта имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, это может стать источником потенциальных угроз в случае усиления геоэкономической фрагментации. С другой – тесная торговая привязка Китая и Турции к отдельным видам украинской продукции может сыграть и стабилизационную роль во время войны. Страны будут защищать свои экономические интересы, которые могут пострадать от перебоев в логистике.

В 2021 году Китай занимал первое место среди стран назначения украинского экспорта, в основном экспортировал руду, зерновые и масличные культуры. В тройку лидеров входили также Польша и Турция.

20 стран, больше всего экспортирующих из Украины (восемь месяцев 2023 года, $ млн, % прироста). Данные: ГТСУ

20 стран, больше всего экспортирующих из Украины (восемь месяцев 2023 года, $ млн, % прироста). Данные: ГТСУ

Следующие семь стран по объемам покупки украинской экспортной продукции – это «локомотивы европейской экономики»: Германия, Испания, Италия, Нидерланды и соседние Венгрия, Словакия и Чехия.

Из остальных неевропейских стран – потребителей украинского экспорта в первой двадцатке – только Египет, Индия и США, каждая из которых вместе с Молдовой и рядом стран – членов Евросоюза приобрела украинских товаров на сумму в диапазоне $200–700 млн с начала 2023 года, что составляет по 1–3% от совокупного «экспортного пирога».

Источник данных

Подробную информацию об объемах, динамике и структуре экспорта по странам-партнерам и товарным группам можно просмотреть в интерактивном дашборде, разработанном Офисом по развитию предпринимательства и экспорта и национальным проектом «Дія.Бізнес».

Изменения в географии экспорта

За восемь месяцев 2023-го географическая структура экспорта из Украины изменилась. Наибольшая доля среди направлений поставки украинской продукции остается за Польшей, впрочем, она снизилась с 15,5% до 13,7%.

Смена стран – лидеров экспорта из Украины (торговые партнеры по доле товарного экспорта, %, восемь месяцев 2022 года vs восемь месяцев 2023 года). Данные: ГТСУ

Смена стран – лидеров экспорта из Украины (торговые партнеры по доле товарного экспорта, %, восемь месяцев 2022 года vs восемь месяцев 2023 года). Данные: ГТСУ

На первом месте ро росту доли в украинском экспорте в течение восьми месяцев 2023-го оказалась Румыния: +3,2 п.п. до 10,6%, в то время как объемы выросли на 20,6%. На второе место по положительным изменениям экспортной доли вышла Испания (+2 п.п. до 4,6% общего экспорта), которая нарастила объемы товарных закупок из Украины на 53% год к году, до $1,1 млрд.

Увеличилась доля поставок украинского экспорта и в такие азиатские страны, как Китай (+1,6 п.п., или на 8,4%), Турция (на +0,8 п.п. возросла доля, несмотря на падение в объемах на -4%), Египет (+0,7 п.п., или на 11%). Увеличили покупки украинских товаров Бельгия и Израиль.

Германия, Италия, Нидерланды, несмотря на рост удельного веса и мест в рэнкинге торговых партнеров по экспорту, снизили объемы покупки украинских товаров на -11%, -5% и -13% соответственно.

Венгрия, которая была пятым потребителем украинских товаров за восемь месяцев 2022 года, с начала 2023-го опустилась на девятую строчку в рэнкинге топа стран – реципиентов отечественного экспорта. Доля Венгрии в общем экспорте Украины снизилась с 5,2% до 3,7%.

Россия в 2023 году вообще исчезла с карты украинского экспорта. На 99% обвалился объем официальных поставок Украины в страны-союзники РФ: Беларусь и Иран – с $1,7 млн и $0,7 млн за прошлый год до почти нуля за текущий.

Сократились доли в экспортных доходах Украины и Болгарии, Словакии, Австрии, США, Саудовской Аравии, Ирака, Южной Кореи и Алжира. Упадок торговли с удаленными торговыми партнерами может быть связан с блокированием Россией черноморских перевозок из Украины.

Товарная структура экспорта

Самые экспортируемые категории товаров из Украины за восемь месяцев 2023 года:

  • продовольствие: $14,6 млрд;
  • металлы и изделия из них: $2,7 млрд;
  • машины, оборудование и транспорт: $2,1 млрд.

Объемы экспорта продукции агропромышленного комплекса пятикратно превосходят экспорт товаров металлургического сектора, хотя на протяжении десятилетий это были вполне равнозначные каналы введения валютной выручки в Украину.

15 крупнейших товарных экспортных групп за восемь месяцев 2023 года, $ млн. Данные: ГТСУ

15 крупнейших товарных экспортных групп за восемь месяцев 2023 года, $ млн. Данные: ГТСУ

Украинские экспортеры за январь-август 2023 года больше всего доходов получили от продажи за границу зерновых культур (кукурузы, пшеницы, ячменя, гречки, сорго, ржи), что составляет четверть всего экспорта за исследуемый период на сумму $6,1 млрд.

На втором месте в рэнкинге экспорта находится продуктовая группа «жиры и масла» (15,4% от общего экспорта за восемь месяцев), в которую входят прежде всего подсолнечное, соевое и рапсовое масла. Также в гораздо меньших объемах – маргарин, жиры и воск. Общая сумма проданного – $3,8 млрд.

Продуктовая группа экспорта №3 – это черные металлы (7,4%): полуфабрикаты из нелегированной стали, чугун, плоский прокат, ферросплавы.

Далее по объемам экспортных поставок следуют:

  • Семена и плоды масличных растений (6,2%): соевые бобы, рапс и подсолнечник.
  • Электрические машины (5,1%): изолированные провода, кабели, электронагреватели, телефонные аппараты, сигнализационное оборудование и другие электроприборы.
  • Руды, шлак и зола (5%): железная и титановая руда, а также гранулированный шлак.
  • Древесина и изделия из нее (4,3%): лесоматериалы, фанера, топливная древесина, столярные изделия, тара и поддоны, ДСП и другие.

Динамика продуктового профиля

Хотя общий вид продуктовой структуры экспорта оказался более устойчивым к изменениям по сравнению с географическим разрезом, первые восемь месяцев 2023 года внесли некоторые коррективы и в украинский продуктовый экспортный профиль.

Лидерами по приросту доли в товарном экспорте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стали:

  • зерновые культуры (доля в экспорте выросла на +6,9 п.п. – до 25%), по которым чистый прирост объемов составил +$887 млн;
  • жиры и масла (+2,8 п.п. – до 15,4%);
  • остатки и отходы пищепрома (+1,2 п.п. – до 3,6%);
  • сахар и кондитерские изделия (+1 п.п. – до 1,4%).

Значительно ослабли позиции в товарной структуре экспорта следующих групп продукции:

  • черные металлы (-5,4 п.п. – до 7,4%), чистый абсолютный спад объемов составляет –$1,9млрд;
  • руды, шлак и зола (-4,2 п.п. – до 5%);
  • электрические машины (-1,3 п.п. – до 5,1%).

Максимальные значения относительного прироста объемов экспорта – в сахарно-кондитерской отрасли (+181%), продаже алкогольных и безалкогольных напитков (+33%), различных пищевых продуктов, в том числе дрожжей, мороженого и соусов (+32%), остатков и отходов пищепрома в виде жмыха и жома (+28%), железнодорожных локомотивов (+25%).

Положительная динамика внешних поставок зафиксирована и по какао, зерновым культурам, изделиям из зерна и фармацевтике.

Самые негативные тренды падения объемов экспорта среди таких продуктовых групп:

  • удобрения (-87%);
  • продукты неорганической химии (-78%);
  • одежда (-68%);
  • руды, шлак и зола (-54%);
  • нефтепродукты (-52%);
  • черные металлы (-51%);
  • пластмассы и полимеры (-45%);
  • соль, сера, земли и камни (-38);
  • продукция электромашиностроения, плоды и орехи.

Основные причины спада являются прямыми последствиями войны: внутренний спрос на военную одежду и горючее не способствует наращиванию экспорта. Основные центры химической промышленности, металлургии, соледобычи или производства пластмасс оказались сосредоточенными во временно оккупированных или прифронтовых регионах Украины. Компании-экспортеры либо были физически уничтожены в ходе боевых действий, либо остановили работу или существенно сократили объемы производства. Некоторым удалось релоцировать свои предприятия, для этого потребовалось время, поэтому и сократился выпуск продукции.

Изменения товарной структуры экспорта: топ продуктов по спаду и приросту экспорта, восемь месяцев 2022 года vs восемь месяцев 2023 года, %. Данные: ГТСУ

Изменения товарной структуры экспорта: топ продуктов по спаду и приросту экспорта, восемь месяцев 2022 года vs восемь месяцев 2023 года, %. Данные: ГТСУ

Экспортные итоги

Анализ касается экспорта за восемь месяцев 2023-го и может корректироваться по итогам года. Однако уже очевидны тренды изменений стран-лидеров, с которыми Украина реализовывала торгово-экономические отношения за 2022 год.

Полномасштабная война и заблокированные Россией черноморские порты Украины изменили географию продажи украинских товаров в пользу европейского рынка. За восемь месяцев 2023 года больше всего выросли объемы поставок из Украины в Румынию, Испанию и Бельгию. В то же время, кроме части стран ЕС, в 2023 году также возрос экспорт в Китай, Египет и Израиль.

В продуктовой структуре товаров сократились поставки за рубеж металлов, руд, нефтепродуктов, удобрений, соли и пластмасс – традиционной продуктовой специализации Востока и Юга Украины, часть которых оккупирована Россией. В то же время увеличились объемы экспорта зерна, масла, товаров пищепрома, локомотивов и фармацевтической продукции.

Полномасштабная война также принесла и неожиданные положительные результаты: украинские компании начали завоевывать международные рынки. Производители пищевой продукции, одежды, дизайнерской мебели, строительных материалов, промышленного оборудования, рестораторы и оказывающие различные услуги – сотни украинских предпринимателей – решились попробовать свои силы на рынках ЕС.

Офис по развитию предпринимательства и экспорта совместно с партнерами открыл набор на практическую обучающую программу Export Academy для поддержки украинских компаний, желающих развивать экспортное направление.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд