Крупнейший химзавод страны – Одесский припортовый завод – снова в центре коррупционного скандала. НАБУ заявило о разоблачении многолетней сделки, позволившей вывести из госкомпании 2 млрд грн. Среди подозреваемых – бывший руководитель Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко. Что известно сейчас, версия одного из фигурантов и какие возможны последствия резонансного дела
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
22 марта вечером НАБУ обнародовало новость с сопровождающими материалами о разоблачении преступной организации, которая в 2019–2021 годах получила 2 млрд грн неправомерной выгоды от контроля над Одесским припортовым заводом (ОПЗ).
Руководителем организации назвали бывшего главу Фонда госимущества. По времени событий, фото и переписке, опубликованных НАБУ, понятно, что речь идет о Дмитрии Сенниченко, который возглавлял Фонд в 2019–2021 годах. У Сенниченко была неплохая репутация: в 2006–2016 годах возглавлял украинские представительства глобальных консалтинговых агентств, затем три года работал в «Укрпочте», был членом наблюдательного совета Prozorro, вице-президентом комитета Американской торговой палаты.
- Категория
- Мир
- Дата
Во время управления фондом Сенниченко три раза сообщал НАБУ о попытках дать ему взятку за «нужное» решение по Одесскому припортовому заводу. По данным следствия, таким образом Сенниченко убирал конкурентов и создавал себе имидж борца с коррупцией.
Другая важная деталь этого расследования – отсылки к неназванным высокопоставленным должностным лицам в высших эшелонах власти.
Что сейчас точно известно о самом громком деле НАБУ с начала российского вторжения?
Версия следствия
На протяжении 2019–2021 годов киевская компания «Агро Газ Трейдинг» (АГТ ) была эксклюзивным партнером ОПЗ. Компания поставляла на завод газ в обмен на изготовленную продукцию – аммиак и карбамид. АГТ продавала удобрения на рынке, забирая себе весь доход. Завод получал фиксированную плату за услуги по изготовлению продукции.
На фоне рекордно низких цен на газ и высокой стоимости минудобрений «Агро Газ Трейдинг» могла получать сверхприбыли, по данным следствия. Компания прекратила поставки газа на завод только в сентябре 2021-го, сославшись на форсмажорные обстоятельства – рекордный рост цен на газ.
В 2020-м «Агро Газ Трейдинг» заработала на сотрудничестве с ОПЗ $44 млн прибыли, по расчетам Консалтинговой группы «А-95». В этом же году ОПЗ получил 1,2 млрд чистого убытка при выручке 2,3 млрд грн.
Официальная отчетность не подтверждает сверхдоходы «Агро Газ Трейдинга» в 2020-м: компания получила 164,5 млн грн прибыли при выручке 5,4 млрд грн.
Попытки провести конкурс на другого поставщика, по данным следствия, срывались руководством Фонда госимущества и лояльным к фонду руководством завода.
В обмен на это руководство фонда и причастные к схеме организаторы получали деньги, говорится в материалах следствия.
С ноября 2019-го по июль 2020-го, по данным следствия, только Сенниченко получил незаконного вознаграждения на $1,3 млн. Общая сумма неправомерной выгоды вероятной преступной организации за все время контроля над ОПЗ следствие оценивает в 2 млрд грн. «Окончательная сумма ущерба госпредприятию устанавливается, следствие продолжается», – говорится в материалах НАБУ.
В 2020-м было две попытки провести конкурс по отбору нового поставщика для ОПЗ, однако обе были сорваны. Это, по данным следствия, намеренно делало подконтрольное Сенниченко руководство ОПЗ. Цель – продолжать сотрудничество с АГТ на невыгодных для завода условиях, считает НАБУ.
Так, на одном из конкурсов в марте 2020 победила компания «Укрнефтебурение» Игоря Коломойского и Виталия Хомутынника. Она предложила ОПЗ плату за услуги по изготовлению продукции – $77/т карбамида. На втором месте была «Агро Газ Трейдинг» с предложением $67/т.
Однако наблюдательный совет ОПЗ отменил результаты конкурса, «сославшись на то, что предложение «Укрнефтебурения» слишком привлекательное и, в связи с этим, по их мнению, необоснованное и неприемлемое», – говорится в релизе «Укрнефтебурения» от 10 марта.
После аннулирования конкурса завод получил письмо от компании «Агро Газ Трейдинг» с предложением продолжения сотрудничества с ценой $49,5/т карбамида. Разница в цене между двумя предложениями – около $2 млн недополученных доходов ОПЗ в месяц, по расчетам Николая Щурикова, первого заместителя директора завода.
На видео заместитель Руководителя Главного подразделения детективов НАБУ Александр Скомаров утверждает, что участники схемы договорились с «Укрнефтебурением» об отмене конкурса. Собеседник в НАБУ говорит, что бенефициары «Укрнефтебурения» могли получать долю прибыли от работы «Агро Газ Трейдинг» по ОПЗ.
Следующая попытка провести конкурс прошла летом 2020-го. На конкурс отправились пять компаний: швейцарский трейдер Maddox SA, американский трейдер удобрениями IBE Trade Corp, «Юг Газ», «Торговый дом «Сокар Украина» и «ОККО Контракт».
Тендерный комитет не допустил к участию «Юг Газ», не внесший конкурсное обеспечение. Также в участии отказали «Сокар» и ОККО, якобы за неимением опыта по реализации удобрений. Хотя обе компании на тот момент уже давно работали на рынке удобрений. 24 июля суд Одесской области заблокировал конкурс по иску «Сокар», а «Агро Газ Трейдинг» продолжила поставлять газ на ОПЗ.
Второй эпизод дела касается Объединенной горнохимической компании (ОГХК). По данным НАБУ, руководитель госкомпании на выполнение указаний «сверху» на протяжении 2020–2021 годов заключил четыре контракта о продаже титансодержащего сырья с подконтрольной советнику главы ФГИУ чешской компанией по заниженным ценам.
Этот товар затем перепродали по рыночным ценам. Это, по данным следствия, привело к ущербу государству более чем на 118 млн грн. В тот момент ОГХК возглавлял Артур Сомов. Как установило следствие, продукция ОГХК поставлялась предприятиям России и на территорию временно оккупированного Крыма.
На пленках, обнародованных НАБУ, подозреваемые вспоминают первого помощника президента Сергея Шефира и бывшего главу Офиса президента Андрея Богдана. Однако, вероятно, доказательств их причастности к возможной схеме у правоохранителей нет. Потому они не фигурируют как подозреваемые.
Версии собеседников Forbes
Forbes побеседовал с народными депутатами, сотрудниками Офиса президента, участниками рынка, бывшим руководством ОПЗ (большинство из них общались на условиях анонимности).
С помощью них удалось идентифицировать шестерых из девяти подозреваемых НАБУ:
- Дмитрий Сенниченко, глава Фонда государственного имущества Украины в 2019–2021 годах;
- Андрей Гмырин, приближенное к главе ФГИУ лицо (на пленках фигурирует как руководитель преступной организации);
- Николай Синица, и.о. директора ОПЗ в 2020 году;
- Николай Парсентьев, и.о. директора ОПЗ в 2020–2021 годах;
- Александр Горбуненко и Владимир Колот, совладельцы компании «Агро Газ Трейдинг».
Гмырин, по словам собеседников, являлся посредником между ФГИУ и «Агро Газ Трейдинг». Также у него были контакты с Офисом президента. В ОП Гмырина привел заместитель руководителя Офиса Олег Татаров, говорят Forbes два собеседника в Офисе президента и депутатском корпусе. «В Офисе Гмырин нашел общий язык с Сергеем Шефиром», – говорит один из собеседников.
На аудиозаписи разговора упоминается фамилия Шефир в контексте, чтобы Гмырин (вероятно) поговорил с ним, и Сенниченко оставили, когда правительство Алексея Гончарука уходило в отставку. «Ты можешь там поговорить, чтобы Шефир… Я тогда за Диму разговаривал и понимаю, что Дима тогда просто улетел, как фанера над Парижем. Мы тогда Диму держали».
Шефир от ОП курировал энергетику и химическую отрасль, рассказывает Forbes собеседник руководства «Слуги народа». «Смотрел, чтобы оно хоть как-то работало, договаривался с олигархами о правилах игры и чтобы те не выводили все деньги, – говорит собеседник. – О его участии в схемах ничего не слышал».
Совладелец «Агро Газ Трейдинг» Александр Горбуненко подтвердил Forbes, что знаком с Гмыриным. «Да, мы знакомы, – говорит он. – Но с руководством ОПЗ мы всегда коммуницировали напрямую, без посредников, в том числе без указанного вами человека».
Также Горбуненко отрицает информацию НАБУ о взятках. «Откатов не было и быть не могло, поскольку наше сотрудничество с заводом началось в результате победы АГТ в открытой конкурентной процедуре отбора давальца летом 2019-го», – говорит он.
По словам Горбуненко, он и его компания открыты для общения со следствием. Однако сейчас он находится за границей по личным обстоятельствам.
Forbes также пытался пообщаться с Сенниченко. Он посмотрел сообщение в Telegram, но не ответил.
Последствия
Дело ОПЗ и ОГХК, обнародованное НАБУ, сейчас самое большое (2 млрд грн) за последние годы. Оно уже вызвало волну дискуссий в кругу прогрессивных госслужащих. «…это самый большой шок последних дней. И наиболее обсуждаемая тема в реформаторском пузыре, – написал в facebook-посте директор Korn Ferry Ukraine Роман Бондарь, который вовлечен в несколько трансформационных проектов в Кабмине. – Самая большая беда в том, что Дмитрий активно позиционировал себя как реформатор, пиарил себя как обличитель [коррупционных схем]…».
Помимо репутационного удара по имиджу «новых лиц» и «людей из бизнеса» во власти, дело ОПЗ может иметь более резонансные последствия. В опубликованной записи разговора двух участников схемы один из них жалуется: «Никогда такого не было за всю историю Украины, что власть полностью курировала, высасывала деньги ниже ватерлинии до сих пор. И возбуждала еще уголовные дела против директора завода. Это что за..?».
Вопрос, в чьи кабинеты дойдут детективы НАБУ.
В первой версии статьи среди подозреваемых был указан Сергей Игнатовский. После публикации статьи он обратился в редакцию и сообщил, что подозрение не получал. «Именно из-за этой истории с ОПЗ я уволился из ФГИ», – говорит он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.