Рост экономики Украины в 2025 году оказался ощутимо ниже ожиданий экономистов, в частности из-за усиленных обстрелов и плохих урожаев. Неправительственные аналитики пересмотрели свои прогнозы по ВВП, инфляции и курсу гривни на 2025–2026 годы. Главное из прогноза Dragon Capital, Concorde Capital, Oxford Economics, KSE, Forbes Ukraine и еще четырех экономических исследовательских центров.
Купуйте річну передплату на 6 журналів Forbes Ukraine зі змістовними матеріалами, рейтингами та аналітикою від 1 350 грн.
В первой половине года украинская экономика демонстрирует худшие показатели, чем предполагалось в прогнозах как государственных аналитиков, так и независимых экспертов в начале года.
Ужесточение обстрелов, проблемы с урожаем, замедление промышленности заставили существенно пересматривать прогнозы экономического развития.
Центр экономической стратегии (ЦЭС) собрал девять неправительственных организаций и на основе их ожиданий подготовил консенсус-прогноз на 2025–2026 годы.
Прогнозы подготовили: Dragon Capital, Concorde Capital, Венский институт экономики (wiiw), Киевская школа экономики (KSE), Oxford Economics, Forbes Ukraine, ICU, Институт экономических исследований и политических консультаций (ИЭИ) и German Economic Team (GET).
Ни один из аналитиков больше не прогнозирует рост ВВП на уровне 3% и выше, как это предполагалось в начале года. В то же время у украинской экономики все еще есть шанс превысить рекордный показатель в $200 млрд номинального ВВП, достигнутый в 2021-м.
Прогноз инфляции также значительно ухудшился, хотя аналитики ожидают ее замедления.
Что они прогнозируют украинской экономике и курсу гривни на 2025–2026 годы?
Экономика замедляется: как сильно?
В консенсус-прогнозе, сделанном ЦЭС перед началом 2025 года, рост ВВП в этом году ожидался на уровне 3,7%, а самой оптимистичной оценкой было 6%.
Новая оценка – 2,3%, а самый оптимистичный прогноз составляет 2,6%. За день до публикации от ЦЭС свой прогноз роста экономики существенно ухудшил и Нацбанк – с 3,1 до 2,1%.
Восстановление экономики в первом полугодии 2025-го было более медленным из-за усиления интенсивности обстрелов и дальнейшего разрушения производственных мощностей, инфраструктуры и жилья, констатировали в Нацбанке во время монетарного брифинга 24 июля.
Промышленность растет медленнее, в частности, из-за закрытия шахты в Покровске и обстрелов газодобычи, отметила ведущая научная сотрудница ИЭИ Александра Бетлий на презентации консенсус-прогноза ЦЭС.
В январе «Метинвест» приостановил работу «Покровской угольной группы». Это единственный источник угля для производства кокса в Украине, являющийся ключевым компонентом в сталеварении. Отрасль является второй по значению после сельского хозяйства, что приносит валютные поступления в страну.
Сельскохозяйственный сектор также замедлил рост из-за неблагоприятных погодных условий, добавила Бетлий.
Положительным вкладом в ВВП может стать отрасль Defense Tech, считают Ольга Пиндюк из wiiw и Дмитрий Круковец из KSE. «В эту отрасль хорошо входят инвестиции, которые мы не видим в статистике по причинам безопасности», – говорит Пиндюк.
«Расходы на оборону будут оставаться существенными, поэтому пересмотрели оценку дефицита бюджета», – отметил замглавы НБУ Сергей Николайчук на мероприятии ЦЭС. Предыдущий прогноз НБУ предусматривал дефицит 11,8% ВВП в 2026 году, однако теперь регулятор ожидает его на уровне 2025-го – около 19%.
Проблема финансовой помощи партнеров
Из-за нового более консервативного прогноза относительно завершения боевых действий Нацбанк существенно пересмотрел потребности Украины в финансовой помощи от партнеров.
Так, январский прогноз НБУ предусматривал потребность в $17,3 млрд и $15 млрд на 2026–2027 годы соответственно. Новый прогноз Нацбанка – около $35 и $30 млрд.
На 2026 год большая часть потребности уже согласована партнерами, однако «не идентифицированы» еще $12,7 млрд, отметил замглавы НБУ Николайчук. На 2027-й нужно найти еще $29 млрд.
Киевская школа экономики ожидает ограниченного финансирования партнеров, говорит ее преподаватель.
«Важно, чтобы правительство продолжало все реформы, а не отступало от них, как это было с НАБУ – говорит Бетлий. – Доверие добывается годами, а теряется за одну секунду».
Если помощи партнеров будет недостаточно, у Нацбанка есть план действий, который в частности предусматривает «определенные монетарные, регуляторные и другие инструменты», подчеркнул Николайчук. «Однако использование этих инструментов будет иметь последствия для развития финансового рынка, экономического восстановления. К сожалению, все имеет свою цену», – отметил он.
Чтобы помощи партнеров хватило, важно выполнять данные им обязательства, подытожил Николайчук.
Ускорение инфляции и относительная стабильность гривни
В преддверии публикации консенсус-прогноза ЦЭС Нацбанк констатировал существенное ухудшение ожиданий инфляции. Еще в апреле регулятор прогнозировал возвращение к цели в 5% в 2026 году, теперь НБУ перенес это на 2027 год. К концу этого года Нацбанк ожидает 9,7% инфляции, к концу 2026-го – 6,6%.
Неправительственные прогнозисты также усугубили свои ожидания относительно темпов роста цен. В январе прогноз составил 7,1% к концу 2025 года. Теперь же консенсус – 9,4%, а наиболее пессимистическая оценка – 10,9%.
Согласно анализу НБУ, ухудшение инфляционных ожиданий обусловлено прежде всего низкими урожаями, которые влекут за собой удорожание продуктов, а также увеличением военных расходов и последующим переложением растущих расходов бизнеса на потребительские цены.
«Не ожидаем возвращения инфляции к цели НБУ в 2026-м из-за стремительного роста цен на услуги», – добавляют в своем прогнозе аналитики ICU.
Курс доллара США стал исключением в основном пессимистическом консенсус-прогнозе неправительственных аналитиков. В конце 2024-го они ожидали 45,7 грн/$, новый прогноз более оптимистичен – 43,2 грн/$. А к концу 2026-го аналитики закладывают 45,2 грн/$.
Секретом успеха гривни по отношению к доллару стала не столько стабильность национальной валюты, сколько девальвация американской. Гривня привязана именно к доллару.
К примеру, за полгода гривня стремительно девальвировала по отношению к евро – с 43,93 грн/€ до 48,98 грн/€ по состоянию на 28 июля.
Из-за необходимости поддерживать гривню и возможного снижения объемов международного финансирования аналитики ожидают уменьшения валютных резервов в 2026 году. Так, прогноз на конец 2025-го – $52 млрд, на конец 2026-го – $42 млрд.
Из резервов Нацбанка приходится покрывать дефицит валюты в Украине, который образуется из-за рекордного торгового дефицита. За пять месяцев 2025 года он составил $14,4 млрд.
В дальнейшем дефицит будет только увеличиваться, говорит аналитик Forbes Ukraine Александр Мануилов. «Потребительский спрос продолжает расти, хоть и меньшими темпами, чем раньше, тогда как внутреннее производство сокращается, – объясняет он. – Так что спрос нужно будет удовлетворять посредством увеличения импорта».
В основном дефицит в торговле структурный, связанный с последствиями войны, говорит директор аналитического департамента Dragon Capital Елена Билан.
Не весь импорт оказывает негативное влияние, отмечает Билан. В качестве примера она привела импорт товаров машиностроения и энергетического оборудования, то есть это фактическая инвестиция в развитие промышленности и энергетического сектора.
«Вредный» импорт – индивидуальные посылки украинцев, расходы на которые за первый квартал составляли $1,5 млрд, отмечает Билан.
«За год это $6 млрд импорта, который вообще не несет пользы экономике и большая его часть, очевидно, не облагается налогом, – отмечает экономист. – Но для изменения ситуации нужны рыночные меры – не запретить посылки, а адекватно обложить их налогом».
Глава финансового комитета Рады Даниил Гетманцев еще в январе зарегистрировал законопроект, увеличивающий налогообложение международных посылок, но документ пока не дошел до рассмотрения парламента.


Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.