Осенью в Украине появится новая машиностроительная компания – «Украинские энергетические машины». Она будет снабжать все электростанции страны оборудованием. Зачем государство создает гиганта и что будет делать с ним дальше
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
Кабинет Министров разрешил государственному заводу «Электротяжмаш» присоединиться к компании «Турбоатом». Предприятия изготавливают генераторы и турбины для атомных, тепловых и гидроэлектростанций. «После слияния это будет крупнейший машиностроительный холдинг в Украине», – говорит Виктор Бусько, и. о. директора «Электротяжмаш».
В ходе подготовки к слиянию его компания 27 августа сменила форму собственности с государственной на акционерное общество, хоть государство до сих пор и владеет 100% акций. Его уставной капитал – 1,3 млрд грн. Цена одной акции – 1 грн. Сделку инициировал Фонд госимущества, который владеет долями обоих предприятий и ранее готовил их к приватизации.
Во всех мировых машиностроительных холдингах, по словам Бусько, производство турбин и генераторов объединено под крышей одного предприятия. «Решение создать единую машиностроительную энергокомпанию принято, чтобы эффективнее вести деятельность и соответствовать трендам», – говорит Бусько. Обе компании ожидают, что слияние позволит им объединить конструкторские разработки, оптимизировать затраты, улучшить планирование и привлечь новые заказы. Сейчас они продают оборудование отечественным и зарубежным энергетическим компаниям, в том числе в США, Финляндию и Германию. Например, 20% выручки «Турбоатома» приходится на экспорт.
Объединение также позволит «Турбоатому» предлагать рынку продукты под ключ и быстрее выполнять заказы, говорит Александр Паращий, руководитель департамента аналитики Concorde Capital. По оценке Бусько, потенциально годовой оборот созданного предприятия – около 6 млрд грн, а количество сотрудников – более 4500. Объединение компании завершиться в октябре 2021 года, говорит Субботин.
После этого «Украинские энергетические машины» включат в список на приватизацию. Слияние «Электротяжмаша» и «Турбоатома» – неплохая идея для государства, потому что так правительство сможет выручить больше денег от приватизации, считает Паращий. Он оценивает стоимость «Турбоатома» в 6 млрд грн. Это значит, что 75% госдоли в предприятии стоит 4,5 млрд грн. «После объединения она вырастет, например, до 85%. При условии нулевой рыночной стоимости «Электротяжмаша» стоимость госдоли составит 5,1 млрд грн», – говорит Паращий.
Кто может купить объединенную компанию? После укрупнения ею могут заинтересоваться иностранные инвесторы, в том числе французская компания Alstom и немецкий конгломерат Siemens, считает инвестбанкир Александр Сницаренко.
Однако гендиректора – Бусько и Субботин – говорят, что у государства пока нет планов продавать компанию. Если Фонд госимущества продаст ее акции, то контроль все равно останется за государством. «Инвесторам продадут миноритарную долю, – предполагает Бусько. – Компания стратегически важна для энергетики Украины».
«Турбоатом» в прошлом году заработал 226,5 млн грн при чистом доходе 1,46 млрд грн. Субботин прогнозирует, что в 2021 году чистый доход от реализации продукции будет 2 млрд грн. Сегодня государство владеет 75,2% предприятия (через Фонд госимущества), 15,34% принадлежит Константину Григоришину; еще 5,598% акций контролирует кипрская Biscone Ltd., аффилированная, по данным «Турбоатома», с российским холдингом «Силовые машины» Алексея Мордашова.
«Электротяжмаш» же теряет деньги, в январе – сентябре 2020 года убыток завода – около 361 млн грн при доходе 635 млн грн. Слияние может улучшить финансовое состояние компании, но это же и риск, считает Паращий. «Электротяжмаш» может разрушить более успешный «Турбоатом». Бусько обещает наладить финположение компании уже к сентябрю. Последние три месяца «Электротяжмаш» увеличивает объемы производства и реализации на 20–25 млн грн ежемесячно и по итогу года предприятие покажет прибыль в 4 млн грн, говорит Бусько. Достигнуть этого генеральный директор хочет в том числе за счет оптимизации затрат.
Как будет разделен уставной капитал и распределены доли между акционерами после слияния, пока что неизвестно. По словам Субботина, сейчас Кабмин и Фонд госимущества формируют условия.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.