Секс в рекламе теперь только за деньги. Что не так с законом о гендерной дискриминации в маркетинге
Категория
Новости
Дата

Секс в рекламе теперь только за деньги. Что не так с законом о гендерной дискриминации в маркетинге

2 хв читання

Закон №3427, без сомнения, имеет благую цель. Но содержит несколько норм, которые можно трактовать по-разному и которые могут нести угрозу для многих маркетинговых проектов

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁

Популярный мем говорит, что начиная с сентября лето можно купить только за деньги. Подобное случилось и с использованием секса в рекламе, но уже на законодательном уровне. Теперь в Украине, если секс будет замечен в рекламе, это обойдется рекламодателю в сумму от 60 000 грн.  

Верховная Рада Украины во втором чтении приняла закон №3427 «О внесении изменений в Закон Украины «О рекламе» относительно противодействия дискриминации по половому признаку». Таким образом определение сексуальности в Украине передали в руки чиновникам. 

За нарушение требований закона рекламодателя оштрафуют на 10-кратный размер минимальной зарплаты, установленной на момент совершения нарушения. Определенно, у этого закона благая цель – борьба с дискриминацией. Только за каждым подобным запретом в творческом поле открывается пространство для манипуляций и ограничений в свободе креативных идей.  

Объективизации человеческого тела объявлена война, с этим уже нет смысла спорить, но действия вокруг сексуальности слишком хаотичны. С одной стороны – внедряем сексуальное воспитание и учим детей свободе, открываем доступ к кино, музыке, литературе. С другой – сворачиваем сексуальный контекст из рекламы как явление с риском дискриминации. 

Моменты закона, где в трактовке «дискриминационная реклама» раскинулось поле для разночтения и риски для реализации в будущих маркетинговых активностях 

1. Запрет рекламы, содержащей утверждение или изображение интеллектуального, физического, социального или другого преимущества одного пола над другим.

Любые постановочные, игровые сюжеты про соперничество мужчин и женщин в рекламе вне зависимости от результата возведены в ранг «рисковых». Если наступило время соревновательности исключительно представителей одного пола, как быть с равенством возможностей, вызовами и желанием соперничества вне зависимости от гендерных различий? Эта норма закона противоречит самой идее равноправия. 

2. Запрет рекламы, использующей изображение тела человека (части тела) исключительно как сексуального объекта с целью привлечения внимания потребителя. 

С этим пунктом уже не вышла бы в эфир легендарная реклама «Бонжур-десерт» с полуобнаженными атлетичными мужчинами-кондитерами, закрыт доступ к медиа с героями вроде «молодого деда» из ролика «Карпатська Джерельна», да и культовая проходка обнажающейся Шарлиз Терон из рекламы Dior J’adore теперь вне закона. 

«Намек на сексуальность» облагается таким же налогом в рекламе, становится оружием в руках людей, которые могут запрещать проявление красоты тела, столетиями формировавшееся художниками и скульпторами. Менять свою коммуникацию придется производителям товаров для спорта, нижнего белья, косметики.  

3. Запрет рекламы с намеками (слова, звуки, изображения) на сексуальные отношения, не касающиеся рекламируемого продукта или способа его потребления.  

В прошлом году на рынок Украины вышел бренд электронных сигарет Fich, в ролике которого две девушки целуются в такси. Реклама говорит о полной свободе и независимости от мнения окружающих. Уже со следующего года провернуть такой трюк для любого бренда будет как минимум дороже. 

Из эфиров радио должны будут исчезнуть любые «противозаконные» звуки из сексуального процесса и выглядит это все как зачистка «секса» из жизни украинца в стиле советских программ.  

Закон №3427 вряд ли сможет повлиять на контент тысяч лидеров мнений в социальных сетях с демонстрацией разных форм «дискриминации» и сексуальных намеков, включая платные рекламные форматы и интеграции. Все ограничения традиционно примет бизнес и креативная индустрия, которых лишают целого жанра творчества, художественного представления идей, образов, героев. 

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні