Закон №3427, без сомнения, имеет благую цель. Но содержит несколько норм, которые можно трактовать по-разному и которые могут нести угрозу для многих маркетинговых проектов
Популярный мем говорит, что начиная с сентября лето можно купить только за деньги. Подобное случилось и с использованием секса в рекламе, но уже на законодательном уровне. Теперь в Украине, если секс будет замечен в рекламе, это обойдется рекламодателю в сумму от 60 000 грн.
Верховная Рада Украины во втором чтении приняла закон №3427 «О внесении изменений в Закон Украины «О рекламе» относительно противодействия дискриминации по половому признаку». Таким образом определение сексуальности в Украине передали в руки чиновникам.
За нарушение требований закона рекламодателя оштрафуют на 10-кратный размер минимальной зарплаты, установленной на момент совершения нарушения. Определенно, у этого закона благая цель – борьба с дискриминацией. Только за каждым подобным запретом в творческом поле открывается пространство для манипуляций и ограничений в свободе креативных идей.
Объективизации человеческого тела объявлена война, с этим уже нет смысла спорить, но действия вокруг сексуальности слишком хаотичны. С одной стороны – внедряем сексуальное воспитание и учим детей свободе, открываем доступ к кино, музыке, литературе. С другой – сворачиваем сексуальный контекст из рекламы как явление с риском дискриминации.
Моменты закона, где в трактовке «дискриминационная реклама» раскинулось поле для разночтения и риски для реализации в будущих маркетинговых активностях
1. Запрет рекламы, содержащей утверждение или изображение интеллектуального, физического, социального или другого преимущества одного пола над другим.
Любые постановочные, игровые сюжеты про соперничество мужчин и женщин в рекламе вне зависимости от результата возведены в ранг «рисковых». Если наступило время соревновательности исключительно представителей одного пола, как быть с равенством возможностей, вызовами и желанием соперничества вне зависимости от гендерных различий? Эта норма закона противоречит самой идее равноправия.
2. Запрет рекламы, использующей изображение тела человека (части тела) исключительно как сексуального объекта с целью привлечения внимания потребителя.
С этим пунктом уже не вышла бы в эфир легендарная реклама «Бонжур-десерт» с полуобнаженными атлетичными мужчинами-кондитерами, закрыт доступ к медиа с героями вроде «молодого деда» из ролика «Карпатська Джерельна», да и культовая проходка обнажающейся Шарлиз Терон из рекламы Dior J’adore теперь вне закона.
«Намек на сексуальность» облагается таким же налогом в рекламе, становится оружием в руках людей, которые могут запрещать проявление красоты тела, столетиями формировавшееся художниками и скульпторами. Менять свою коммуникацию придется производителям товаров для спорта, нижнего белья, косметики.
3. Запрет рекламы с намеками (слова, звуки, изображения) на сексуальные отношения, не касающиеся рекламируемого продукта или способа его потребления.
В прошлом году на рынок Украины вышел бренд электронных сигарет Fich, в ролике которого две девушки целуются в такси. Реклама говорит о полной свободе и независимости от мнения окружающих. Уже со следующего года провернуть такой трюк для любого бренда будет как минимум дороже.
Из эфиров радио должны будут исчезнуть любые «противозаконные» звуки из сексуального процесса и выглядит это все как зачистка «секса» из жизни украинца в стиле советских программ.
Закон №3427 вряд ли сможет повлиять на контент тысяч лидеров мнений в социальных сетях с демонстрацией разных форм «дискриминации» и сексуальных намеков, включая платные рекламные форматы и интеграции. Все ограничения традиционно примет бизнес и креативная индустрия, которых лишают целого жанра творчества, художественного представления идей, образов, героев.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.