Категория
Новости
Дата

Украинская фарма во время войны. «Дарница» назвала главные тенденции на рынке

2 хв читання

Фармацевтический рынок Украины, несмотря на войну, восстанавливается: растут продажи лекарств, на рынке увеличивается доля продукции украинского производства, фармкомпании расширяют географию экспорта. Компания «Дарница» определила главные тенденции на рынке.

Ключевые факты

  • Продажи лекарств в первом полугодии 2023 года по сравнению с тем же периодом прошлого выросли на 23% в денежном выражении. Как отмечают в «Дарнице», с марта продажи ежемесячно растут почти на четверть по отношению к прошлогодним показателям.
Украинская фарма во время войны. «Дарница» назвала главные тенденции на рынке /Фото 1
  • Восстановлению рынка, среди прочего, способствовало увеличение количества работающих аптек. За первое полугодие в стране добавилось 336 работающих аптек, говорится в пресс-релизе компании.
  • По результатам первого полугодия 2023 года 63,4% лекарства на рынке – украинского производства. Поскольку украинские лекарства в основном дешевле иностранных, их доля в денежном выражении составляет 37,0%, тогда как в натуральном – 63,4%. На сегодняшний день 7 из 10 крупнейших по объемам продаж фармацевтических компаний – украинские.
Украинская фарма во время войны. «Дарница» назвала главные тенденции на рынке /Фото 2
  • В 2022 году украинские фармацевтические компании прекратили экспорт лекарств в РФ и Беларусь, которые являлись крупнейшими экспортными рынками. Несмотря на это, компаниям удалось выйти на новые рынки и увеличить экспорт в 2023 году. По итогам первого полугодия украинские производители экспортировали продукции на $128,4 млн по сравнению с $102,9 млн за аналогичный период прошлого года.
Украинская фарма во время войны. «Дарница» назвала главные тенденции на рынке /Фото 3
  • В первом полугодии 2023 года Украина больше всего экспортировала лекарства в Узбекистан ($22,3 млн), Литву ($14,7 млн), Казахстан ($13 млн) и Грузию ($12,6 млн).
Украинская фарма во время войны. «Дарница» назвала главные тенденции на рынке /Фото 4

Контекст

Фармацевтическая компания «Дарница» основана в 1930 году. Стратегические направления развития портфеля – кардиология, неврология, решение проблем боли.

Фармкомпания выпускает лекарства около 200 брендов в 15 различных формах – в виде таблеток, растворов, капель, порошков и т. п. В 2021 году «Дарница» произвела почти 19 млн ампул, около 9 млн упаковок инфузионных растворов и более 134,5 млн упаковок таблеток.

В январе 2022 года Forbes оценил стоимость «Дарницы» в $400 млн. В марте прошлого года ее производство сократилось на 40%, в апреле вышло на довоенные объемы. Даже пришлось расконсервировать отдельные производственные линии, потому что запрос на ампулы вырос, заявляли в компании

Последние два года «Дарница» была игроком №2. Основной конкурент, «Фармак» Фили Жебровской, еще в 2020 году выручил более чем вдвое больше – 7,4 млрд грн против 3,6 млрд.

Известны рыночные доли конкурентов в розничных продажах, на которые приходится около 90% всего дохода крупнейших украинских фармпроизводителей. «Фармак» завершил предвоенный год, контролируя 5,89% розничного рынка медицинских препаратов, у «Дарницы» было 3,84%, по данным исследовательской компании Proxima Research. В третьем квартале этого года разрыв значительно снизился. «Фармак» завершил его с долей 5,25%, «Дарница» – 5,21%.

«Дарнице» удалось увеличить гривневую выручку, по сравнению с девятью месяцами прошлого года, розничные продажи выросли на 16,3%, говорит Обризан. Но в количестве проданных упаковок компания просела на 13%, упала и в долларе.

Завоевание рыночной доли происходило на фоне драматических событий для украинской фармы. С февраля фармрынок сократился в натуральном выражении на треть. Причин несколько: временная оккупация территории, выезд миллионов украинок с детьми за границу, а именно женщины являются основными покупателями лекарств, плюс большой объем медицинской гуманитарной помощи. Больше об этом читайте в редакционном материале Forbes.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд