Категория
Новости
Дата

Украинская фарма во время войны. «Дарница» назвала главные тенденции на рынке

Фармацевтический рынок Украины, несмотря на войну, восстанавливается: растут продажи лекарств, на рынке увеличивается доля продукции украинского производства, фармкомпании расширяют географию экспорта. Компания «Дарница» определила главные тенденции на рынке.

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Ключевые факты

  • Продажи лекарств в первом полугодии 2023 года по сравнению с тем же периодом прошлого выросли на 23% в денежном выражении. Как отмечают в «Дарнице», с марта продажи ежемесячно растут почти на четверть по отношению к прошлогодним показателям.
Украинская фарма во время войны. «Дарница» назвала главные тенденции на рынке /Фото 1
  • Восстановлению рынка, среди прочего, способствовало увеличение количества работающих аптек. За первое полугодие в стране добавилось 336 работающих аптек, говорится в пресс-релизе компании.
  • По результатам первого полугодия 2023 года 63,4% лекарства на рынке – украинского производства. Поскольку украинские лекарства в основном дешевле иностранных, их доля в денежном выражении составляет 37,0%, тогда как в натуральном – 63,4%. На сегодняшний день 7 из 10 крупнейших по объемам продаж фармацевтических компаний – украинские.
Украинская фарма во время войны. «Дарница» назвала главные тенденции на рынке /Фото 2
  • В 2022 году украинские фармацевтические компании прекратили экспорт лекарств в РФ и Беларусь, которые являлись крупнейшими экспортными рынками. Несмотря на это, компаниям удалось выйти на новые рынки и увеличить экспорт в 2023 году. По итогам первого полугодия украинские производители экспортировали продукции на $128,4 млн по сравнению с $102,9 млн за аналогичный период прошлого года.
Украинская фарма во время войны. «Дарница» назвала главные тенденции на рынке /Фото 3
  • В первом полугодии 2023 года Украина больше всего экспортировала лекарства в Узбекистан ($22,3 млн), Литву ($14,7 млн), Казахстан ($13 млн) и Грузию ($12,6 млн).
Украинская фарма во время войны. «Дарница» назвала главные тенденции на рынке /Фото 4

Контекст

Фармацевтическая компания «Дарница» основана в 1930 году. Стратегические направления развития портфеля – кардиология, неврология, решение проблем боли.

Фармкомпания выпускает лекарства около 200 брендов в 15 различных формах – в виде таблеток, растворов, капель, порошков и т. п. В 2021 году «Дарница» произвела почти 19 млн ампул, около 9 млн упаковок инфузионных растворов и более 134,5 млн упаковок таблеток.

В январе 2022 года Forbes оценил стоимость «Дарницы» в $400 млн. В марте прошлого года ее производство сократилось на 40%, в апреле вышло на довоенные объемы. Даже пришлось расконсервировать отдельные производственные линии, потому что запрос на ампулы вырос, заявляли в компании

Последние два года «Дарница» была игроком №2. Основной конкурент, «Фармак» Фили Жебровской, еще в 2020 году выручил более чем вдвое больше – 7,4 млрд грн против 3,6 млрд.

Известны рыночные доли конкурентов в розничных продажах, на которые приходится около 90% всего дохода крупнейших украинских фармпроизводителей. «Фармак» завершил предвоенный год, контролируя 5,89% розничного рынка медицинских препаратов, у «Дарницы» было 3,84%, по данным исследовательской компании Proxima Research. В третьем квартале этого года разрыв значительно снизился. «Фармак» завершил его с долей 5,25%, «Дарница» – 5,21%.

«Дарнице» удалось увеличить гривневую выручку, по сравнению с девятью месяцами прошлого года, розничные продажи выросли на 16,3%, говорит Обризан. Но в количестве проданных упаковок компания просела на 13%, упала и в долларе.

Завоевание рыночной доли происходило на фоне драматических событий для украинской фармы. С февраля фармрынок сократился в натуральном выражении на треть. Причин несколько: временная оккупация территории, выезд миллионов украинок с детьми за границу, а именно женщины являются основными покупателями лекарств, плюс большой объем медицинской гуманитарной помощи. Больше об этом читайте в редакционном материале Forbes.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине