Спор за «Корвалол» длится 20 лет /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Компании
Дата

«Корвалол» раздора. «Фармак» и «Дарница» почти 20 лет воюют за советскую марку лекарств. Что на кону, кроме амбиций владельцев

Спор за «Корвалол» длится 20 лет Фото Коллаж Анна Наконечная

Украинские фармгиганты судятся за бренд популярных лекарств почти два десятилетия. И даже недавнее решение Верховного Суда не ставит точку в этом споре. Какая цена вопроса

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Sex, drugs&corvalol – свитшоты и футболки с таким ироническим принтом уже десяток лет дарит своим партнерам и клиентам один из производителей «Корвалола» в Украине – фармацевтическая компания «Дарница». Фраза народная, совладелец компании Глеб Загорий шутит, что если найдет автора – выкупит на нее права.

На днях фармкомпания получила другое, более серьезное право – выпускать лекарства под маркой «Корвалол-Дарница» без риска отвечать за незаконное использование бренда. 18 января Верховный Суд отменил статус «хорошо известной» торговой марки «Корвалол Corvalolum» главного конкурента «Дарницы» – «Фармака».

Именно на основании статуса «хорошо известной» «Фармак» обжаловал право компании Загория использовать название «Корвалол». Статус давал возможность запрещать даже сочетание этого названия с другими словами, как «Корвалол-Дарница».

Теперь «Фармак» не сможет признать незаконным использование таких сочетаний слов, говорит в комментарии Forbes адвокат «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Никулеско.

«Фармак» не сдается – почти через неделю после решения суда компания сделала заявление, что считает решение предвзятым и прибегнет ко «всем национальным и международным средствам защиты, в том числе и к Европейскому суду по правам человека».

Речь именно о названии препарата, а не о его формуле, отметил в комментарии Forbes директор юридического департамента «Фармака» Дмитрий Таранчук. По словам юриста, лекарственное средство и его название были созданы на Киевском химико-фармацевтическом заводе имени Ломоносова еще в советское время. Правопреемником предприятия, утверждает он, является именно «Фармак». У «Дарницы» другая позиция. «Это лекарственное средство выпускали в 60–70-е годы прошлого столетия почти сотня советских заводов. Поэтому ни одна из компаний на самом деле не имеет исключительного права производить «Корвалол», – написал Forbes директор по корпоративным коммуникациям фармацевтической компании «Дарница» Василий Губарец.

Два крупнейших фармпроизводителя страны сражаются за название недорогого успокаивающего уже два десятилетия. Зачем это им нужно?

Глеб Загорий /Владимир Герасимов для Forbes Україна

«Дарница» в 2022 году продала почти 2 млн упаковок «Корвалола» Фото Владимир Герасимов для Forbes Україна

В чем ценность «Корвалола»

«Корвалол» – дешевое и эффективное лекарство. В киевских аптеках, по данным Liki24, флакон объемом 25 мл этого успокаивающего стоит 23–34 грн в зависимости от производителя. Однако объем аптечного рынка продаж препаратов под названием «Корвалол» и аналогичных им – отнюдь не копеечный. За последние 12 месяцев, по данным Proxima Research, он составляет $12 млн.

Игрок номер один на этом рынке – украинская «дочка» швейцарской фармгруппы Acino. Компания выпускает препарат Corvaltab с похожей на «Корвалол» формулой и действующим веществом фенобарбитал. Доля Acino в аптечных продажах – 39% в деньгах. У «Фармака» и «Дарницы» – второе и третье места с 30,4% и 16,2% в деньгах соответственно. В обеих компаниях в названии используется слово «Корвалол».

В 2021 году «Дарница» продала 1,6 млн упаковок, в 2022-м – почти на четверть больше – 1,9 млн. В «Фармаке» не раскрыли соответствующих цифр.

«Корвалол» – распространенное средство группы сердечно-сосудистых препаратов, которые обычно покупают пожилые люди. «Он фактически стал брендом и продает себя сам, – рассказывает CEO сети аптек «Подорожник» Тарас Коляда. – Он как Coca-Cola, но на фармрынке». Что это значит? Название препарата широко известно, оно не нуждается в промо, объясняет основатель Агентства медицинского маркетинга Юрий Чертков. «У препарата очень длинный жизненный цикл, – говорит маркетолог, – сейчас он находится в фазе «дойной коровы», то есть деньги приносит, а инвестировать в рекламу не нужно».

Как длился спор за «Корвалол»

Спор «Дарницы» и «Фармака» за «Корвалол» продолжается с 2004 года. В это время компании начали пытаться отменить госрегистрацию марки конкурента. Суд отказал обеим компаниям. По состоянию на 2011 год и «Дарница», и «Фармак» получили право использовать торговую марку.

Филя Жебровская /Александр Мордерер

Компания Жебровской мириться с решением не намерена. «Фармак» планирует защищать свои права интеллектуальной собственности в международных судах, в частности в Европейском суде по правам человека, заявила компания Фото Александр Мордерер

Спор возобновился в 2017-м, после того, как компания Фили Жебровской смогла получить статус для «Корвалол Corvalolum» – хорошо известной марки по «Фармаку». Именно это обозначение стало поводом для новой судебной тяжбы между гигантами, которая продолжалась после этого еще пять лет.

И, судя по всему, это еще не конец. Компания Фили Жебровской мириться с решением не намерена. «Фармак» планирует защищать свои права интеллектуальной собственности в международных судах, в частности в Европейском суде по правам человека, заявила компания.

Не «Корвалолом» единым

«Корвалол» – не единственная советская торговая марка, становившаяся предметом споров между компаниями уже во время независимости. По данным главного научного сотрудника НИИ интеллектуальной собственности Геннадия Андрощука, к моменту распада СССР в Украине оставалось около 4000 товарных знаков советских времен.

Некоторые из них стали предметом споров. В конце 1990-х за право выпускать сигареты под марками «Прима» и «Полет» судились фабрика «Реемтстма-Киев» и ОАО «Прилуки». Сейчас марку выпускает Imperial Tobacco, купившаю киевскую фабрику в 2002 году.

Та же «Дарница» запретила в судебном порядке использовать торговый знак «Цитрамон» харьковскому «Здоровью».

Из последних известных примеров – судебная волокита за название «Киевский торт», которую инициировал Roshen. Его аргументами стало то, что именно компания Петра Порошенко является правопреемницей Киевской кондитерской фабрики, где была разработана рецептура торта. Roshen отстоял свое право владения маркой.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине