Этот год был рекордным для европейских стартапов – инвесторы вложили в них около $120 млрд. Самые большие инвестиции привлекли те, кто удовлетворял ежедневные потребности пользователей – развозил еду, продавал в интернете одежду, зубную пасту или корм для собак. Проанализировав рынок, аналитическая компания Dealroom составила список 10 стартапов из Европы, которые привлекли более €50 млн и быстрее всего нарастили команду за год
Flink. Продукты из супермаркета за 10 минут
Немецкий сервис быстрой доставки продуктов из супермаркетов Flink работает всего год, но инвесторы уже оценили его в $2,1 млрд. Такую оценку компания получила после декабрьского раунда на $750 млн, который возглавил американский гигант DoorDash. Всего стартап привлек $1,1 млрд.
Главный офис компании – в Берлине, но ее сервис работает в 60 городах Германии и трех соседних странах – Австрии, Франции и Нидерландах. Чтобы выходить на новые рынки в 2021 году, Flink начала активно нанимать людей, увеличив штат на 1232% – до 493 человек. На сайте компании до сих пор открыто около 900 вакансий.
Чтобы держать первенство на рынке в следующем году, Flink будет либо скупать маленькие сервисы доставки, либо объединится с сильным конкурентом.
Почему растет Flink?
Flink имеет более 140 складов в десятках городов, поэтому доставляет еду примерно через 10 мин. Вместо того чтобы самостоятельно закупать товары, Flink сотрудничает с крупными ритейлерами – они лучше знают, как это делается.
Zapp. Круглосуточная доставка
Британская компания Zapp доставляет всё, за чем пользователи не хотят выходить в магазин, – зубную пасту, снеки к просмотру фильмов и алкоголь для вечеринок. Стартап был основан год назад, однако он уже привлек $100 млн инвестиций и вырастил команду на 1003% – до 375 человек.
Zapp работает в Великобритании, Нидерландах и Франции. Компанией управляет команда с опытом – бывшие работники Deliveroo, Just Eat, Domino, Tesco и экс-журналист TechCrunch Стив ОʼХир.
Почему растет Zapp?
В Лондоне Zapp доставляет очень быстро, ведь хранит продукты на складах – так называемых dark stores. Своих курьеров компания нанимает официально, а не как гиг-работников, обычно имеющих меньше социальных гарантий.
Volta Trucks. Грузовики в стиле Tesla
С 2019 года в шведского производителя электрических грузовиков Volta Trucks инвестировали $63 млн, а штат компании за последний год вырос на 606% – до 120 работников.
Сменив дизайн авто, Volta Trucks смогла вывести эко-грузовик на улицы крупных городов – автомобиль стартапа выглядит как стильный минималистичный фургон, который также может перевозить груз весом 16 тонн. Компания планирует зарабатывать деньги не только на продаже автомобилей, но и на их аренде. К концу 2023 года Volta Trucks пообещала изготовить 5000 грузовиков, а к 2025 году – 27 000.
Основатель Volta Trucks Карл-Магнус Норден сделал для коммерческих автомобилей то, что Илон Маск сделал для Tesla, – перевел их на «зеленое» топливо и сменил дизайн. Особенность его грузовика в том, что водитель сидит по центру, а не налево, и смотрит в гигантское панорамное окно.
Ankorstore. Маркетплейс для брендов в Instagram
Магазины могут покупать хозтовары, посуду, корм для животных, ароматные свечи и канцтовары не напрямую у производителей, а через Ankostore. Маленьким магазинам, в том числе тем, которые продают товары через социальные сети, легче заказывать через Ankorstore, чем напрямую у брендов. К примеру, не нужно покупать сотни товаров одновременно – первый минимальный заказ можно сделать только на €100 евро. Стартап уже сотрудничает с 15 000 продавцами и 2000 брендами.
За год штат компании вырос на 598% – до 300 человек. Общий объем инвестиций – $134 млн. Сейчас Ankorstore работает в восьми странах – Франции, Испании, Австрии, Германии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии и Люксембурге.
The Stryze Group. Агрегатор маленьких бизнесов
Основанный в 2020 году, немецкий агрегатор Stryze привлек $100 млн и вырос на 538% в этом году – теперь в компании работает 51 специалист.
Stryze покупает маленькие бренды в сфере электронной коммерции и превращает их в успешные бизнесы. В портфолио компании 20 брендов. Это продавцы ковриков для йоги, кофейных капсул, профессиональных ножниц для парикмахеров.
Почему растет The Stryze Group?
Компания сотрудничает не только с маленькими бизнесами, но и с инфлюэнсерами, актерами и спортсменами, желающими вывести на рынок собственный продукт или бренд. Stryze помогает им развить бизнес-модель, запустить рекламу и выйти на новый рынок.
Helsing. Военный стартап, в который инвестировал СЕО Spotify
Британско-немецкий стартап Helsing разрабатывает сервис на основе искусственного интеллекта, собирающего данные с CCTV камер. Эти данные помогут странам подготовиться к кибератакам или военным нападениям.
За год стартап вырос на 450% – до 70 человек. Всего он привлек $113 млн инвестиций – почти всю сумму инвестировал один из основателей Spotify Дэниел Эк. Сейчас стартап оценивается в €400 млн. Helsing обещает защитить демократию в Германии, Великобритании и Франции.
Gorillas. Единорог, доставляющий продукты
Немецкий Gorillas доставляет продукты первой необходимости. Клиенты платят около $2 за доставку и могут заказать более 2000 предметов первой необходимости. Компания имеет свои склады в Германии, Великобритании и Нидерландах.
В стартапе работают 2407 человек – 431%-ный рост. Основанный в 2020 году стартап быстро стал единорогом, получив деньги известных инвесторов – Coatue Management, DST Global и Tencent. Всего компания привлекла $1,3 млрд. Ее оценка – более $2 млрд.
Несмотря на достижения, этот год для компании был сложным – сотрудники протестовали против нее, обвиняя в увольнениях без предупреждения и плохом отношении к водителям и работникам складов. Чтобы успокоить водителей, обещающих создать профсоюз, Gorillas пообещала выплатить им бонусы на $1 млн.
Razor Group. Покупает ритейлеров на Amazon
Немецкий Razor покупает маленькие бизнесы, торгующие на Amazon, и помогает им стать успешными компаниями. За год стартап вырос на 430% и теперь нанимает 318 человек.
За год выручка компании составила $400 млн. Сейчас стартап сотрудничает с 80 продавцами. С 2020-го инвесторы вложили в Razor $750 млн.
SellerX. Еще один агрегатор брендов на Amazon
Немецкий SellerX делает то же, что и Razor, но пока не дорос до его объемов. За год компания выросла на 425% – до 168 человек. Всего стартап привлек $500 млн с отметкой $1 млрд. За два года SellerX купил 40 брендов на Amazon.
Основная задача агрегаторов типа SellerX или Razor – уменьшить зависимость маленьких бизнесов от Amazon. Стартапы помогают им со стратегией, финансированием и выходом на новые рынки.
Britishvolt. Производитель батарей для электромобилей
В этом году британский стартап получил разрешение на строительство гигафабрики за $4 млрд в Англии. Всего Britishvolt привлек более $200 млн инвестиций и вырос на 391% – до 108 человек.
Батареи компании пока на стадии прототипа, но уже в следующем году Britishvolt планирует выйти на биржу в Лондоне.
Почему растет Britishvolt?
Britishvolt работает на рынке, который значительно вырос за прошлый год и будет расти дальше, поскольку традиционные компании, такие как General Motors и Ford, начинают интересоваться электромобилями.
Объем глобального рынка аккумуляторов для электрокаров в 2021 году составил $27 млрд, а в 2028-м, по данным Fortune Business Insights, вырастет до $154 млрд.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.