Цены на газ на европейском рынке бьют исторические максимумы (под €1000 за 1000 куб. м с НДС). Это происходит вследствие падающего предложения, снижения запасов в хранилищах и высокого спроса на фоне ожидания холодной зимы (уже сейчас температура ниже той, к которой привыкли в сентябре)
Будет ли рост цен на газ в этом отопительном сезоне
Напомним, что в Украине примерно треть газа потребляется напрямую населением, треть теплокоммунэнерго (в основном для нужд населения), а треть промышленностью. Какой будет эффект:
Для промышленности
Промышленность будет платить рыночную «европейскую» цену (кроме тех, кто заблаговременно запасся газом), что, естественно, скажется на себестоимости и приведет к росту цен и снижению производства в газоемких секторах. Опосредованно это скажется и на населении – спросите автолюбителей, которые в целях экономии установили себе ГБО.
Для населения
Большая часть населения благодаря обязательному годовому контракту, который нельзя повышать, не увидит существенных изменений в платежках за газ, и цена на отопительный сезон останется на уровне 8 грн за 1 куб. м. Примерно такая же цена газа, вероятно, будет заложена и в тарифах на тепло для населения. К тому же владельцы частных домов могут перейти на другие источники, например, на дровяное отопление.
Для государства
С одной стороны, государственная Группа НАК «Нафтогаз» обеспечивает более половины потребности Украины благодаря собственной добыче, себестоимость которой не зависит от европейских цен. Но это меньше необходимого объема «социального» газа. Дефицит может составить от 2 млрд до 5 млрд за 1 куб. м в зависимости от погоды.
Вне зависимости от объемов собственного производства, каждый кубометр газа, проданный «Нафтогазом» ниже рыночной цены, имеет негативный фискальный эффект – как минимум, это недополученная прибыль и недоплаченные дивиденды в бюджет (а это зарплаты бюджетникам, социальные выплаты, инфраструктурные проекты и так далее). К тому же льготной ценой пользуются не только те, кто действительно нуждается в помощи государства, но и вполне обеспеченные люди (и даже миллионеры).
Также существует риск физической недостачи газа. Если зима будет холодной, то его может быть недостаточно, тогда придется ограничивать некритичное потребление. Наполненность украинских хранилищ (как и европейских) невысокая – по информации «Нафтогаза», 45% в сентябре 2021-го против 83% годом ранее.
Как долго государство сможет обеспечивать низкие цены для населения
Ответ на этот вопрос во многом политический и также зависит от внешней конъюнктуры. Но если обратиться к европейскому опыту, то почти все страны отказались (либо постепенно отказываются) от субсидирования энергоносителей для всего населения и переходят на адресные субсидии для уязвимых потребителей.
Почему так происходит в странах ЕС? Во-первых, так эффективнее с точки зрения государственного бюджета, ведь поддержку не получают те, кто может платить рыночную цену (богатые люди, как правило, больше потребляют, и получается, что при «социальной» цене государство их поддерживает больше, чем менее состоятельных). Во-вторых, более высокие цены стимулируют энергоэффективность, что становится все более важным аспектом в связи с борьбой с влиянием на изменение климата.
Вероятно, и в Украине государство будет постепенно отказываться от сдерживания цен для всех в пользу адресной поддержки. Сейчас эту роль выполняют субсидии ЖКХ, которые получают примерно 20% населения. Но, по сравнению с экономической стоимостью «сдерживания тарифов» для всех (при текущей ситуации может составить до 100 млрд грн в год), затраты на такие субсидии невелики (около 35 млрд грн в год).
К тому же государство стимулирует мероприятия по повышению энергоэффективности (есть как городские, так и национальные программы). Это структурно более сложно, но в долгосрочной перспективе выгоднее. Не зря в ЕС стратегически принят принцип energy efficiency first. Скорее всего, если будет расти спрос от населения, то в бюджете будут все больше и больше закладывать средств на такие программы.
Что делать населению
Естественно, домохозяйства могут податься на адресную субсидию, если в этом есть необходимость и выполняются критерии на ее получение.
Лучшей же долгосрочной стратегией (вне зависимости от уровня достатка) является снижение потребления энергоресурсов, что в первую очередь достигается модернизацией и утеплением домов, и иногда позволяет снизить потребление энергии на 70%. Сделать это значительно сложнее для жителей многоквартирных домов, ведь нужно договориться и действовать совместно с соседями. Но, как показывает практика, это посильная задача, и существуют государственные и городские программы, которые компенсируют до 70% вложенных средств. Кроме того, модернизация жилья даст и другие ощутимые преимущества: повышение комфорта и стоимости недвижимости, продление срока эксплуатации.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.