Молодежь в Азии, которая являлась основной частью штата тамошних заводов и фабрик, уже не так охотно идет работать на производства. В Китае в июне безработица молодежи в городах составила 21%. Производители всячески стараются сделать работу более привлекательной, но это имеет свои последствия для брендов, рынков и потребителей. Главное – повышение цен на товары. Wall Street Journal исследовал этот тренд и его влияние на мир. Forbes кратко пересказывает материал
Азия – мировой производственный центр недорогих товаров широкого потребления, продаваемых по всей планете. Но в регионе нарастает проблема: азиатская молодежь не хочет работать на местных заводах и фабриках. Именно дешевая рабочая сила Азии в последние три десятилетия позволяла мировым потребителям наслаждаться широким ассортиментом этих товаров.
По словам соучредителя фабрики одежды UnAvailable в Хошимине (Вьетнам) Пола Норриса, работники от 20 до 30 лет, являющиеся основной рабочей силой в его индустрии, регулярно покидают программу обучения для работы на его фабрике. Кто остается, работают всего несколько лет. Предприниматель надеется, что улучшение условий труда будет способствовать уменьшению текучести кадров и оттоку молодежи.
«Ни одна страна в мире не будет больше давать вам то, что вы хотите, – отмечает он. – Людям и брендам придется менять потребительские привычки».
К такой стратегии прибегли и другие производства. Кроме усовершенствования условий труда, заводы увеличивают зарплаты, выплаты на питание и создают детсады при производстве.
Последствия этого тренда уже ощутили на себе некоторые бренды. Производитель игрушек Hasbro в этом году сообщил, что нехватка рабочей силы во Вьетнаме и Китае спровоцировала повышение цен. Производитель «Барби» Mattel, у которого большая производственная база в Азии, тоже столкнулся с ростом затрат на работников. Обе компании повысили цены на свою продукцию.
Nike, производящая большинство своей обуви в Азии, заявила в июне, что ее продукты подорожали из-за увеличения стоимости рабочей силы.
Демографическая ситуация
В 1990-х Китай и ряд других азиатских стран стали частью мировой экономики, превратив нации бедных крестьян в двигатели производства. Благодаря этому подешевели товары длительного пользования, например, большая кухонная техника или мебель.
Но смена поколений вносит свои коррективы в устройство, к которому привык мир. Молодежь, которая образованнее своих родителей и наблюдает разнообразие образов жизни в соцсетях, решает, что они не должны ограничиваться только стенами заводов и фабрик.
Демографические изменения тоже играют свою роль. Молодые люди в Азии рождают меньше детей и не так рано, как родители. Поэтому они не ощущают необходимости обеспечить себе стабильный доход до 30 лет. А успешная сфера услуг предлагает менее утомительную работу продавцами в торговых центрах или администраторами в отелях.
Особо остро проблема стоит в Китае, где в июне зафиксировано 21% безработицы молодежи в городах. Это несмотря на нехватку рабочей силы на заводах. Международные компании начали переносить производство из Китая в Малайзию, Индонезию, Вьетнам и Индию. Но и там владельцы заводов и фабрик жалуются на проблему привлечения молодежи.
Зарплаты на заводах во Вьетнаме с 2011-го выросли более чем вдвое – до $320 в месяц, согласно данным Международной трудовой организации при ООН. Это втрое превышает темпы аналогичного роста в США. Последние доступные ООН данные показывают, что в Китае с 2012-го по 2021 год зафиксирован 122%-ный рост зарплат работников производств.
Но некоторые бывшие работники заводов признаются, что согласны получать меньшие деньги, но зато будут сами себе руководителями, работая в доставке товаров или такси, лишь бы не быть в атмосфере постоянного давления и стресса на производстве.
Трудности переноса производства
Сейчас уже не так-то легко перенести производство в не очень дорогие страны. В Африке и Южной Азии, где потенциально много рабочей силы, можно наткнуться на политическую нестабильность, нехватку хорошей инфраструктуры и малоопытных рабочих.
Бренды одежды, решившие переехать в Мьянму и Эфиопию, имеют проблемы с производством из-за гражданских беспорядков и войны. Когда-то можно было полагаться на Бангладеш в производстве одежды, но теперь помешала жесткая торговая политика государства и перегруженные порты.
Благодаря большому населению Индии производители вместо Китая выбирают ее, но и там руководители заводов говорят о сложностях с удержанием молодежи. Многие выбирают сельскую жизнь при поддержке выплат от государства или временные подработки в городах, чем жизнь в фабричных общежитиях. Опытные инженеры покидают заводы ради работы в IТ-сфере.
Некоторые азиатские владельцы фабрик пытаются сделать трудоустройство в них более привлекательным, открывая детсады и финансируя программы по технической подготовке сотрудников. А кто-то выбирает перенести производство в сельскую местность, где люди более склонны к ручному труду. Но минус в этом – расстояние до портов и поставщиков.
Владелец мебельной компании Acacia Woodcraft Кристина Чен перенесла производство из Китая в сельский район Вьетнама. Она отказалась от индустриального региона типа Хошимина именно из-за ужасающих историй о текучести кадров и росте зарплат рабочим.
Чен рассказала, что теперь на ее фабрике, поставляющей мебель в США, работают люди от 40 до 50 лет. Некоторые из них не умеют читать, поэтому инструкции нужно объяснять на словах или показывать. Но эти рабочие более стабильны, говорит она. Предпринимательница рассказала, что ценит умеющую читать молодежь и активно вовлекает ее в принятие решений.
В 2001-м Nike сообщила, что более 80% рабочих ее фабрик находились в Азии, а типичному работнику было 22, он/она не были в браке и выросли на ферме. Сегодня средний возраст рабочего фабрики Nike в Китае составляет 40 лет, а во Вьетнаме – 31. Частично причина – в быстром старении населения Азии.
Maxport Limited Vietnam, поставщик Nike, работает с 1995 года, и в последнее время компания заметила рост конкуренции за рабочие руки. Maxport оборудовала свой завод большими окнами, посадила тысячи растений и увеличила программу подготовки для молодых сотрудников, желающих стать руководителями. Но это все равно не очень помогает. Программу подготовки выпускников школ пришлось закрыть, потому что немногие оставались на заводе после ее прохождения. Сейчас около 90% работников Maxport – это люди в возрасте 30 лет и старше.
Нехватка молодой рабочей силы подталкивает заводы к автоматизации производства. Но тогда возникает проблема с поиском работников, способных управлять сложным оборудованием. Не так уж много молодежи идет учиться на инженерные профессии. А те, кто идут, потом выбирают IТ-сферу или офисы, а не заводы и фабрики.
По мнению Ричарда Джексона, директора таиландской рекрутинговой фирмы JacksonGrant, «фабрикам нужно либо больше платить за желаемые навыки, либо жертвовать умениями, которые им нужны».
Молодежь из развивающихся стран, которая ранее пошла бы работать на завод, теперь все чаще выбирает уход за пожилыми людьми в развитых странах. По словам бывших рабочих фабрик, избравших такой путь, ухаживать за стариками выгоднее, и над ними не стоит менеджер, требующий работать все быстрее и быстрее.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.