Аварии на «Северном потоке – 1» и «Северном потоке – 2» /Getty Images
Категория
Мир
Дата

Дырявые «Потоки»: одновременные аварии на первом и втором «Северном потоке» задирают ставки в газовой войне. Кому это выгодно и какие последствия

Аварии на «Северном потоке – 1» и «Северном потоке – 2» Фото Getty Images

Вечером 26 сентября в нитях «Северного потока – 1» и «Северного потока – 2» зафиксировали падение давления, позже выяснили, что результат – пробоины, которые, скорее всего, были вызваны взрывами. Представители ряда европейских стран заявили, что это саботаж. Кто за ним стоит? Диапазон версий широк: от России до США, включая Украину и Польшу. Forbes обратился к главе аналитического центра «Дикси Групп» Елене Павленко с просьбой разъяснить ситуацию

Несколько дней назад Европу всколыхнули сообщения о беспрецедентной разгерметизации одновременно трех ветвей подводных газопроводов в Балтийском море возле о. Борнхольм: две ветви остановленного «Северного потока – 1» суммарной мощностью в 55 млрд куб. м в год и ветви его двойника, незапущенного, но уже заполненного природным газом, «Северного потока – 2». Чиновники и эксперты Дании, Швеции и Польши уже заявили о зафиксированных взрывах и не исключают саботажа или специального повреждения инфраструктуры. Случайно такие дыры в газопроводах не появляются.

Ситуация с «Потоками» является частью стратегии «Газпрома» по «принуждению ЕС к миру». Россия последовательно с начала войны применяет к европейским покупателям тактику «салями»: поэтапно сокращает поставки газа. Первоначально от российского газа были отрезаны Финляндия, Польша, Болгария. В июне «Газпром» снизил ежедневные поставки на 60% через «Северный поток – 1», поочередно объявив о сокращении объемов сначала до 100 млн куб. м, а затем до 67 млн куб. м в сутки, объясняя это «невозвращением немецкой компанией Siemens газокомпрессорных установок».

После этого газопровод под разными предлогами так и не восстановил нормальный режим работы: с 12 июля обе ветки остановились на ежегодное техническое обслуживание, а 31 августа – уже из-за «планово-предохранительных работ» и «утечки смазки». Как следствие, «Северный поток» прокачал всего 29,8 млрд куб. м природного газа с начала года, что на 13 млрд. куб. м меньше, чем за аналогичный период в прошлом году.

Дырявые «Потоки»: одновременные аварии на первом и втором «Северном потоке» задирают ставки в газовой войне. Кому это выгодно и какие последствия /Фото 1

Загрузка «Северного потока-1» в 2021-2022 годах

Авария на российских газопроводах выгодна российской стороне. Во-первых, взрывы в зоне разгерметизации газопроводов, которые в Кремле уже окрестили «саботажем», снова вернули рост цен на газ в Европе – накануне наблюдалось снижение на фоне заполнения газовых хранилищ и готовности ЕС к зиме. Россия снова имеет возможность получать дополнительные финансовые бонусы за создавшуюся нестабильную ситуацию.

Во-вторых, данный инцидент позволит «Газпрому» не отвечать во время судебных разборок с европейскими компаниями за остановки газопроводов и недопоставленные контрактные объемы в Европу. В дальнейшем компания, вероятно, будет настаивать на трактовке этой ситуации как «форс-мажора», таким образом снимая с себя ответственность и уклоняясь от необходимости платить пеню.

Кроме очевидной невозможности возобновить поставки «Северными потоками» в ближайшее время, есть и другие последствия, создающие проблемы для стран ЕС. Сетью уже распространяется видео разрастания пятна на морской поверхности, что означает увеличение экологических рисков из-за вытока метана в регионе. Уже сейчас речь идет о запрещении судоходства на части акватории. Кроме того, если подтвердятся предположения о диверсии на газопроводе, это фактически означает перенесение конвенционной войны в территориальные воды государств-членов ЕС, что должно получить жесткий ответ со стороны западных правительств.

И уместно вспомнить, что более 10 лет украинские эксперты по энергетической сфере отмечали, что российские морские газовые «Потоки» являются не только инструментом для геополитической борьбы, но и более опасны, чем наземные газопроводы, в том числе украинская газотранспортная система. В случае повреждений наземная ГТС переориентирует потоки газа и продолжает транзит, в то время как с морскими газопроводами это невозможно – они прекращают свою работу.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине