Армия России штурмует Часов Яр: подошла к окрестностям и пытается обойти с флангов. Что происходит в городе, расположенном в 30 км от Краматорска?
Россия активизирует наступление на Донбассе в конце весны и летом, спрогнозировал в начале апреля в интервью ARD руководитель Главного управления разведки Кирилл Буданов. Россияне будут пытаться продвинуться к Часовому Яру и дальше двигаться на Покровск, уточнил он.
Покровск – один из самых западных городов Донбасса, линия фронта – в 70 км. Вблизи Часового Яра россияне уже подошли к окраинам города, пытаются обойти его с двух сторон, бросают в штурмы десятки единиц техники и стирают город авиабомбами. Реально ли его удержать?
Forbes Ukraine поговорил о ситуации на направлении с тремя собеседниками: представителем командования ОСУВ «Хортица», командиром батальона, воюющего вблизи Часового Яра, и военным аналитиком.
Что такое Часов Яр и какое его стратегическое значение
Часов Яр – сравнительно большой город, расположенный на господствующей высоте в 17 км на запад от оккупированного в 2023 году армией РФ Бахмута. Его еще называют «донбасской Швейцарией» – находится на холмах и имеет несколько озер. Восточную часть города с севера на юг пересекает канал, который может осложнять наступательные действия.
Россияне сконцентрировали основные усилия на его захвате, говорит Юрий Федоренко, командир батальона ударных БпАК «Ахиллес» в составе воюющей на этом направлении 92-й бригады.
Если это удастся сделать, они смогут подтянуть поближе свои огневые средства и с высоты обстреливать подконтрольные Украине крупные города, говорит Федоренко. Какие именно? «Константиновку, Дружковку. Некоторыми средствами смогут дотянуться и до Краматорска», – перечисляет он.
Более широкая задача россиян – выйти на административные границы Донецкой области, говорит спикер ОСУВ «Хортица», подполковник Назар Волошин. Для этого им нужно захватить большую агломерацию Славянск – Краматорск – Дружковка – Константиновка.
Часов Яр – это последний сравнительно большой город на подходе к Константиновке, южному краю агломерации. Захват Часового Яра позволит развернуть наступление на агломерацию, добавляет он.
Также через Часов Яр пролегает примерно 60 км дороги на Покровск. Западный город Донбасса, расположенный в 15 км от Днепропетровщины.
Как показывает карта боевых действий, россияне также пытаются подойти к агломерации с севера и для этого ведут атаки на Лиманском направлении.
Пока бои там не столь интенсивны, как в районе Часового Яра, говорит директор военных программ «Центра Разумкова» Николай Сунгуровский. Это может свидетельствовать о нехватке резервов, добавляет он.
Обход через фланги
Армия РФ вплотную подошла к окрестностям Часового Яра, говорят аналитики DeepState. Но в самом городе окупантов нет, убеждает Волошин.
«Противнику не удалось зайти хотя бы на первые улицы в Часовом Яру. Населенный пункт – полностью под контролем сил обороны», – добавляет с места Федоренко.
Россияне пытаются не просто идти в направлении находящегося на высоте города, говорит командир батальона «Ахиллес». А желают обойти его с флангов.
- С севера – через Богдановку. Примерно 60% села контролируют россияне, 40% – силы обороны Украины, говорит он.
- С юга – через Ивановское. Здесь под оккупацией 70% населенного пункта, 30% – под украинским контролем.
Идут бои за каждый дом и улицу, уточняет Федоренко. Поэтому процентное соотношение периодически меняется, в том числе и в пользу Украины.
Две тактики. Как происходят бои в Часовом Яру
На узком отрезке возле Часового Яра находятся, по меньшей мере, три российские бригады, рассказывает командир батальона «Ахиллес». Концентрация сил и средств высокая – на массированных штурмах враг может использовать до 30 единиц техники. Россияне применяют разную тактику, говорит Федоренко.
Ползучая. Под прикрытием беспилотников и артиллерии скапливается небольшая группа и ночью идет на штурм. Иногда небольшие группы могут штурмовать и днем, а в зеленых зонах. «Что-то меньше леса, но больше посадки», – уточняет он.
Массированная. Пример такого штурма был на прошлой неделе, говорит командир батальона «Ахиллес». Сначала россияне проводили артподготовку: обстреливали украинские позиции по ствольной артиллерии, РСЗО «Град», «Ураган», тяжелых термобарических систем типа «Солнцепек». Также пытались поразить беспилотниками «Ланцет» и FPV-дронами украинскую технику и артиллерию.
После массированного обстрела поехало почти 30 единиц техники, вспоминает он. Легкобронированные БТР, БМП, БМД со штурмовой пехотой. Их прикрывали тяжелобронированные танки. Также работали вертолеты и самолеты, которые сбрасывали в том числе управляемые авиабомбы.
Наступление удалось отбить, говорит Федоренко. Россияне не смогли сделать «тиски» с севера и юга, прорваться к Часовому Яру и дойти до канала. «Уничтожены 20 единиц бронированной техники врага. Девять из них удалось ликвидировать нашему подразделению, и еще два – повредить», – рассказывает он.
Потери врага на восточном направлении в целом значительны, говорит Волошин. Только за первую неделю апреля РФ потеряла 4500 убитыми и ранеными, 229 единиц бронетехники и 94 танка.
Проблема авиации и артиллерии
У врага есть преимущество в артиллерии, говорит Волошин. Соотношение – примерно один украинский снаряд к шести российским. «Выпускаем их только прицельно, чтобы не тратить снаряды», – объясняет он.
Еще одна проблема – армия РФ имеет абсолютное преимущество в воздухе, говорит Федоренко. По примеру битвы за Авдеевку, враг активно применяет КАБы, которые модернизировал и сделал точнее. Эти бомбы рушат все на своем пути – и позиции, и любую инфраструктуру.
«Подлет» бомбы не слышен из-за шума боевых действий. Дальше происходит очень мощный взрыв, вспоминает попадание под удар КАБа военнослужащий. «Я находился в автомобиле – его перебросило с одного места на другое. Нам повезло, что нас не поразило обломками», – говорит он. На этом направлении Россия сбрасывает по 20–30 бомб в день, добавляет Волошин.
Возле Часового Яра также фиксировали российские штурмовики Су-25 и вертолеты. Они не несут бомбы, но могут использовать неуправляемые и противотанковые ракеты.
Есть ли риск прорыва и что с фортификациями
Ситуация очень сложная, но контролируется украинскими военными, говорят Волошин и Федоренко. «Есть сдержанный, но стойкий оптимизм», – отмечает последний.
Украинцы умеют учиться на ошибках, говорит Федоренко. Пока шла битва за Авдеевку, улучшали оборонительные линии, возводили оборонные сооружения и минные заграждения. «Эта задача – один из приоритетов. Он реализуется на местности», – добавляет Федоренко.
Но даже при наличии фортификаций на оборонный потенциал оказывает сильное влияние отсутствие прикрытия с воздуха, говорит Сунгуровский. Многие постройки могут просто не выдержать удары КАБами.
Поэтому крайне необходимо оказание помощи партнеров – усиление фронтового ПВО и предоставление боеприпасов, заключает он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.