Категория
Война
Дата

«Паляницей» по военным аэродромам РФ. Четыре преимущества и два недостатка украинской ракеты-дрона, которую уже применяют Силы обороны

4 хв читання

Ракета-дрон, ілюстративне зображення United 24 /Коллаж Анна Наконечная

Ракета-дрон «Паляниця» и карта с российскими аэродромами Фото Коллаж Анна Наконечная

Насколько «Паляниця» может быть эффективной против российских аэродромов и является ли ракета-дрон украинским ноу-хау? Forbes расспросил военных аналитиков

Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.

В День Независимости Украина впервые применила новое оружие собственного производства – ракету-дрон «Паляниця», заявил президент Владимир Зеленский во время торжеств по случаю праздника. Идея разработать «Паляницю» возникла из-за ограничений на использование дальнобойного оружия западных партнеров. Основной же целью для «Паляниці» будут российские аэродромы.

Характеристики «Паляниці» – масса боевой части, радиус и количество изготовленных единиц – сейчас засекречены. Но президент Владимир Зеленский и United 24 раскрыли некоторые детали.

«Паляницу» разработали через полтора года. Она оснащена турбореактивным двигателем, запускается с наземной установки. Может достать около 20 аэродромов на территории РФ, указано на карте в демонстрационном видео United 24. Самые отдаленные аэродромы – Сольцы, Савасалейка и Энгельс-2. Это позволяет предположить дальность полета «Паляниці» в 600–750 км.

Что такое «ракета-дрон», какие в мире есть аналоги и какие преимущества и недостатки этого типа оружия? Forbes Ukraine расспросил военных аналитиков.

Ракета-дрон и ее мировые разработки

Украинская «Паляниця» является ракетой-дроном, потому что имеет характеристики обоих типов оружия, без деталей заявил министр стратегпрома Александр Камышин. Она уже поразила цель на оккупированной территории, добавил он.

«Паляниця» имеет классическую аэродинамическую форму с рулями в хвостовой части и крыльями впереди, боевую часть, свидетельствует демонстрационное видео. И оснащена турбореактивным двигателем, а не двигателем внутреннего сгорания в отличие от более распространенных винтовых дронов. Поэтому украинский нейминг изделия «ракета-дрон» удивителен, говорит главред Defense Express Олег Катков.

«Нужно было назвать либо реактивный дрон, предназначенный для поражения наземных целей, либо крылатая ракета», – объясняет он. Но было заявлено, что «Паляниця» оборудована турбореактивным, а не ракетным двигателем. Поэтому корректнее называть ее реактивным дроном, считает Валерий Романенко, авиаэксперт и ведущий научный сотрудник НАУ.

Украинская «Паляниця» – не наше ноу-хау. Реактивные дроны есть и в других странах. К примеру, иранский реактивный дрон Shahed-238. Когда он появился осенью 2023-го, аналитики писали, что «Шахед» остается без своего главного преимущества – низкой цены, вспоминает Катков.

Или британский Bunshee Jet 80. Этот дрон с двумя реактивными двигателями начали разрабатывать еще с 1980-х в качестве воздушной цели для тренировок британского флота. Базовая версия способна развивать скорость до 645 км/ч и находиться в воздухе до 45 минут, по данным производителя. Продвинутая версия Bunshee Jet 80+ имеет максимальную скорость до 720 км/ч.

В конце 2023-го Британия анонсировала, что выбирает для поставок Украине дальнобойный дрон-камикадзе. В феврале 2024 года, вероятно, Bunshee Jet 80 сбили россияне в 90 км от линии фронта возле Новоазовска. Он нес 7-килограммовую боевую часть, как утверждали россияне.

Чем отличается «Паляниця», сказать сложно. На демонстрационных видео нет даже намеков на размер изделия, говорит Романенко. Он называет консервативную оценку характеристик «Паляниці»:

  • габариты – минимум как у «Шахеда» – 3,5х2,5 м,
  • скорость – от 400-450 км/ч,
  • боевая часть – от 100 кг,
  • дальность – от 400–500 км.

Преимущества реактивных дронов

Главная заявленная цель «Паляниці» – удары по аэродромам. Реактивный двигатель может дать несколько преимуществ для этого.

Выбытие двух звеньев российской ПВО. Реактивные дроны развивают скорость до 800–900 км/ч. Это гораздо больше 150–200 км/ч дронов с двигателями внутреннего сгорания, объясняет Катков. Даже если крейсерская скорость реактивного дрона будет 500 км/ч, это значительно усложнит или сделает невозможным его сбивание с пулеметов мобильных групп, зенитной артиллерии и вертолетов.

Для истребителей и зенитных ракетных комплексов нет разницы, какую цель уничтожать: летит она со скоростью 200 км/ч или 500–900 км/ч, отмечает Катков. «Но для борьбы с дронами РФ в определенной степени полагается именно на вертолеты, – объясняет он. – Вертолет, имеющий максимальную скорость до 300 км/ч, на практике не сможет сбить цель, которая развила скорость 500 км/ч».

Меньше времени на реакцию россиян. Россияне, если обнаруживают винтовой дрон за условные 300 км, имеют 2–3 часа, чтобы подготовиться к атаке, объясняет Катков. Могут поднять самолеты и вывести из-под поражения.

В случае атаки более быстрым реактивным дроном время на реакцию уменьшается до условных 20–30 минут. «Это теоретические выкладки. За такое время нет возможности вывести все самолеты из-под удара», – добавляет главред Defense Express.

Большая скорость означает и меньшее время нахождения в зоне поражения ПВО, добавляет Романенко. Это увеличивает шансы на прорыв обороны.

Увеличена боевая часть. Скоростной дрон может взять больше полезной нагрузки, говорит Романенко. Она зависит от скорости в квадрате. «Если вдвое растет скорость, то в четыре раза увеличивается подъемная сила», – объясняет он.

В качестве примера – британская крылатая ракета Storm Shadow, говорит Катков. Ее размер 5х3 метра, несет 450 кг боевой части. «Если такую боевую часть установить на дроне с винтовым двигателем, он уже будет похож на полноценный самолет», – объясняет Катков.

Потенциально может поражать взлетно-посадочные полосы. Если у «Паляниці» будет бетонобойная боевая часть, сможет ударить по полосе вертикально на большой скорости, говорит Романенко. Такой удар может пробить полосу и образовать холм, на устранение которого может уйти несколько дней. В это время самолеты останутся на аэродроме и фактически будут целями.

Недостатки реактивных дронов

Среди потенциальных недостатков опрошенные аналитики выделяют не менее двух.

Стоимость разработки. Реактивные дроны дороже «братьев» с двигателями внутреннего сгорания. Их стоимость увеличивает сам реактивный двигатель, цели применения и нагрузки. «Дрон, скорость которого 100 км/ч, можно собрать из водопроводных труб, полиэтилена, фанеры – и он полетит. Для реактивного дрона со скоростью 500 км/ч нужны более качественные, более дорогие материалы», – добавляет Катков.

К тому же «Паляницю» оснастили спутниковой и резервной системами наведения на случай глушения спутникового сигнала, говорится в демонстрационном видео. Это дополнительная нагрузка.

United 24 без деталей утверждает, что «Паляниця» дешевле аналогов, а работы по масштабированию и удешевлению производства продолжаются. Объективно оценить стоимость пока невозможно из-за засекреченности ТТХ, добавляет Катков.

Могут быть менее продвинутыми, чем западные крылатые ракеты. Вряд ли у «Паляниці» будет продвинутая система наведения Tercom, которая вела бы ее по снимкам местности, говорит Романенко. Также не стоит ожидать сложных дорогостоящих систем управления и наведения на конечном этапе.

Украинская «Паляниця» может быть менее совершенна, чем тот же Storm Shadow, считает Катков. «Но действующая война показывает, что сейчас, возможно, нужно иметь более массовое оружие, пусть и менее совершенное», – заключает он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд