Каким будет последний шаг на пути превращения Sense Bank российских бизнесменов Михаила Фридмана и Петра Авена в госбанк
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
29 мая Верховная Рада со второй попытки приняла в целом законопроект №9107-1 о национализации системно важных банков, что позволит государству национализировать бывший Альфа-Банк Украина. 16 июня закон подписал президент Зеленский.
Теперь НБУ сможет запустить процедуру национализации. Когда это может произойти и что осталось преодолеть на пути увеличения количества госбанков?
Как будут национализировать Sense Bank
После вступления закона в силу государство сможет использовать ключевое его новшество: национализация системно-важного банка возможна на основании, если против него и/или его владельцев применены украинские или международные санкции. Таким учреждением на украинском рынке сейчас является только Sense Bank.
Какова процедура? Сначала комитет по банковскому надзору Нацбанка должен аргументировать целесообразность национализации с точки зрения финансовой стабильности, рассказывает на правах анонимности собеседник в одной из госструктур, занимающихся национализацией. Далее эту рекомендацию должно утвердить правление НБУ.
После решения НБУ Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) назначит временную администрацию в банк, говорит Forbes автор законопроекта, нардеп и глава финансового комитета Рады Даниил Гетманцев. «Затем Министерство финансов по согласованию с НБУ назначает временный Набсовет банка, а Набсовет уже назначает временное правление», – уточнил нардеп.
Весь процесс национализации начиная от подписания закона Зеленским займет около двух недель, прогнозирует чиновник в одной из госструктур, непосредственно отвечающий за национализацию. «Сама процедура – это три дня», – говорит он.
Какие последствия будет иметь национализация «Сенса»
Один из ключевых вызовов перед государством – найти новый менеджмент в Sense Bank. Четверо собеседников Forbes, причастных к процессу, отметили, что не знают, кто может войти в правление уже государственного Sense Bank. Двое заявили, что пока у НБУ и Минфина даже нет кандидатур на рассмотрение. Временное руководство банка будет работать, пока на конкурсной основе не будет выбрано постоянное, заключает Гетманцев.
Главное, что благодаря новому закону национализация банка будет происходить без прерывания каких-либо рабочих процессов, клиенты не должны это почувствовать. «Банк продолжает работать, он просто сменяет собственника – им становится государство», – говорит Гетманцев.
Следует ли опасаться возможных исков со стороны нынешних акционеров – россиян Михаила Фридмана, Петра Авена и партнеров? По новому закону они смогут претендовать на компенсацию исключительно за счет средств Российской Федерации. То есть без репараций они ничего не получат.
Национализация «Сенса» будет означать и увеличение доли государства в банковском секторе. По итогам первого квартала 2023 года эта доля по чистым активам составила 50,9%. Согласно статистике НБУ, доля Sense Bank – 3,15%. То есть в случае его национализации госбанков станет пять, а их доля на рынке увеличится до 54%.
В новой стратегии НБУ перспективы расширения части государственных банков в активах банковской системы указаны среди возможных угроз. В ходе презентации стратегии глава Нацбанка Пышный отметил, что долгосрочная цель – приватизация части государственных банков, однако сейчас нет необходимых для этого условий.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.