Категория
Свой бизнес
Дата

13% стойкости. Шесть историй прифронтовых бизнесов, продолжающих работать дома и в релокации

7 хв читання

релокація, бізнес під час війни /Facebook

Производственный цех D Light Фото Facebook

Три года малый бизнес демонстрирует стойкость, научившись работать в условиях войны без правил. Кто-то релоцировался, некоторые запускают новые бизнесы в десятках километров от фронта. Как для предпринимателей прошли три года большого вторжения?

Отримуйте щоденний лист з останніми матеріалами та новинами від Forbes

Спасибо за подписку

13%, или 180 000 компаний – именно столько украинских бизнесов зарегистрировано на прифронтовых территориях на конец 2024 года, по данным аналитического сервиса Opendatabot.

Как их бизнес выстоял в течение трех лет войны? Forbes собрал кейсы предпринимателей, которые релоцировались или продолжают работать на прифронтовых территориях.

Mad: запорожское производство одежды без работников

Бренд спортивной одежды Mad появился в 2015 году. Производство площадью 500 кв. м расположено в Запорожье. 24 февраля 2024-го на двери учреждения повесили большой амбарный замок, вспоминает совладелец Дмитрий Дубинов, 34.

Еще утром казалось, что все как всегда, кроме очередей на АЗС. К обеду стало ясно – Запорожье готовилось к осаде», – рассказывает предприниматель.

Через три дня производство снова открыли. Среди товаров бренда был жилет-утяжелитель, созданный на основе американского штурмового бронежилета. Владельцы рассудили, что он нужен украинским военным.

релокация, бизнес во время войны

Жилет-утяжелитель Mad

Впрочем, шить его было некому. «После ночных обстрелов каждое утро на работу не выходило два-три человека. Было не до трудовых договоров, люди увольнялись через сообщения в мессенджерах», – рассказывает Дубинов. Так, в 2022 году компания потеряла 80% сотрудников и 70% оборота.

Выжить помогла экспансия. Чтобы компенсировать дефицит кадров, компания закупила современное автоматизированное оборудование за счет государственной грантовой программы. Это позволило увеличить производительность на 40% и нарастить объем производства.

В 2025 году работников на производстве все еще не хватает. Компания смогла выйти лишь на 60% от довоенного оборота в 5,2 млн грн, однако уже начала поставлять изделия в Европу, США, Канаду и Австралию.

«Пока это небольшие партии или даже единичные заказы, но для нас это самостоятельно проложенный «Шелковый путь», – говорит Дубинов.

AncientSmithy: стал наемным работником, чтобы удержать бизнес

AncientSmithy из Бучи восемь лет производит кузнечные изделия с карвингом, продавая их через eBay, Etsy и Amazon. 95% заказов приходится на США, где расположено юрлицо компании, рассказывает владелец Михаил Пересунько. К началу большого вторжения компания отправила по миру около 2000 декорированных топоров и молотов, отмечает он. Цены – $150-500, говорится на сайте компании.

25 февраля 2022 года производство и офис компании оказались в оккупации. AncientSmithy тогда впервые подготовила партию изделий к отправке морем, так что 60% запасов застряли на складах логистических компаний в Борисполе, вспоминает предприниматель. «Все средства компании были в продукции – около $100 000. Покупатели начали интересоваться, живы ли мы, и между прочим интересовались судьбой своих заказов», – отмечает Пересунько.

релокация, бизнес во время войны

Производство молотков и топоров AncientSmithy

До основания бизнеса в 2016-м Пересунько работал в сфере IТ, после деоккупации Бучи и возвращения сотрудников пришлось возвращаться в эту сферу, чтобы возобновить бизнес. «Снова стал наемным работником, чтобы иметь за что удерживать команду», – признает предприниматель.

Массовые заказы возобновились летом благодаря публикации на онлайн-форуме, где американские фанаты карвинга разместили отзыв об изделиях AncientSmithy. «2022 год закрыли с небольшим плюсом в продажах по отношению к предыдущему году. За три года выросли по выручке на 20%», – говорит Пересунько. В 2024-м компания продала топоров и молотов на 20 млн грн, добавляет он.

Print Херсон: «Подумайте трижды, прежде чем возвращаться»

Девять месяцев херсонская предприниматель Юлия Рощенко провела в Яремче, когда ее родной город и бизнес (два полиграфических центра) находились в оккупации. Раньше больше заказов приходилось на печать рекламы для бизнеса и сувенирную продукцию, полиграфии в Херсоне и Чернобаевке приносили в среднем по 300 000 грн дохода в месяц.

Возвращаясь в освобожденный город в конце 2022 года, Рощенко с семьей не планировала возобновлять дело. «Не хотели оставаться с ребёнком под обстрелами. Только уладить дела и вывезти остатки техники», – рассказывает предприниматель. После приезда владелица полиграфии начала получать обращение от местных – кому-то нужна была цифровая печать, кому-то – сделать ксерокопию или заламинировать документы.

релокация, бизнес во время войны

Владелец полиграфии Print Херсон Юлия Рощенко

Предприниматель подалась на государственный грант в 250 000 грн и приложила около миллиона гривен собственных средств, чтобы восстановить утраченную за время оккупации технику. «Остаться вести бизнес было самым безумным решением. Людям в похожей ситуации я бы советовала трижды подумать», – говорит предприниматель.

Доход сократился втрое с 2021-го, среди клиентов почти нет молодежи и бизнеса. «Раньше печать тысячи визиток заказывали три-четыре клиента в день. Сейчас такой тираж в лучшем случае печатаем дважды в неделю, – объясняет она.

Бизнес продолжает работать на грани. В 2024 году недалеко от полиграфии в Херсоне произошло попадание КАБ, в ноябре был обстрел вблизи локации в Чернобаевке. «Работницы получили эмоциональный срыв и отказались выходить на следующий день. Вернулись к работе только через два месяца, все это время точка не работала», – говорит Рощенко.

Vector мебель: утраченная мечта в Мариуполе

До полномасштабного вторжения Наталья и Максим Вороновские шесть лет производили мебель по заказу в Мариуполе. В январе 2022-го открыли там собственную студию площадью 60 кв. м, планировали создавать комплексные дизайн-проекты. В запуск вложили около миллиона гривен, взятых в кредит.

«Не верили, что война начнется. Мы тогда только открылись, запланировали встречи с клиентами, интервью на радио», – вспоминает Вороновская, 45. Для супругов – это была воплощенная мечта, которую они потеряли. Студия находилась рядом с Мариупольским драмтеатром. Предприниматель связывалась с владельцем помещения, чтобы узнать его судьбу. В ответ – получила видео с разграбленным и изуродованным зданием.

Ни оборудования, ни образцов продукции вывезти не успели. Ждали, возможно, что-нибудь решится, а потом стало поздно. Так что в Запорожье, куда супруги уехали, пришлось начинать все заново.

В 2022-м супруги открыли там новое производство мебели и вдвое меньшую по площади студию. Помогли грантовая программа и то, что ранее обрели клиентов из Запорожья и Днепра, рассказывает Вороновская. Впрочем, к довоенным оборотам даже не приблизились, говорит предприниматель, не уточняя цифры.

«Людям не до мебели и ремонтов», – заключает она. Вдобавок, чтобы дополнительно себя занять, Вороновская в 2023 году запустила бизнес по изготовлению свечей – Candle Design. Хотелось дарить тепло и создавать уют, комментирует предприниматель. Вместе с ней работают еще два менеджера, бизнес удается развивать: в сезон оборот достигает 250 000 грн.

релокация, бизнес во время войны

Наталья Вороновская со свечой собственного производства

О еще одной релокации супруги не задумываются. «Мы туда столько вложили, что можно было бы купить авто. Я хожу пешком, но с надеждой на будущее», – говорит Вороновская.

D Light: масштабироваться, несмотря на падение рынка

«В гривне вернулись к довоенному уровню. Во всем остальном – нет», – уверяет основатель предприятия D Light Дмитрий Ляшенко. С 2003-го он производил в Дергачах Харьковской области погрузочные краны для сельского и лесного хозяйства. 2021 год компания закрыла с выручкой 300 млн грн, по данным YouControl.

Большое вторжение D Light встретил с новым цехом для производства прицепов в Дергачах, для которого компания взяла кредит в $1 млн и получила заказ на два месяца вперед. «Первые полгода были самыми сложными – пытались поддержать выехавших или оказавшихся в оккупации сотрудников. Выбирали, куда перевезти производство и как выполнить обязательства перед партнерами», – вспоминает Ляшенко.

Новое место для бизнеса нашел в Кременчуге, релокация продолжалась в мае–июне 2022-го. «В сентябре начали отправлять заказы и одновременно рассчитывались с поставщиками запчастей. Некоторые партнеры подали на нас в суд за просрочку», – отмечает предприниматель. На два года банк создал льготные условия возврата кредита, новые средства удалось получать по программе 5-7-9, говорит он.

релокация, бизнес во время войны, ООО Д Лайт

Продукция D Light

Как бизнес держится на новом месте в продолжение трех лет? Команда сократилась в полтора раза, производство вместо двух смен работает в одну, рассказывает Ляшенко. Часть сотрудников работает на подразделении компании в Харькове, помещение в Дергачах пострадало от трех прилетов. «Этот актив сейчас ничего не стоит», – уверяет предприниматель.

Выручка D Light в прошлом году составила 320 млн грн, свидетельствуют данные YouControl. «Ранее 40% продаж приходилось на экспорт, значительная часть – на частные компании в агросекторе. Сейчас этот рынок просел и большинство составляют заказы госкомпаний», – говорит Ляшенко. Риск видит в том, что государство в 2025 году будет направлять больше расходов из гражданской в ​​военную сферу. Несмотря на это, предприниматель приступил к строительству нового завода. «Наверное, сейчас это самое безумное решение», – говорит Ляшенко.

Groot: продавать кофе до самой ночи

Прилетело рядом 25 сентября, в 15.40. Кофейню Groot защитил соседний дом, принявший основной удар, рассказывает предприниматель из Краматорска Юлия Гончарова.

Бизнес вместе с мужем-военным начали в 2024-м – хотелось создать в городе локацию с действительно вкусным кофе, говорит Гончарова. Для открытия супруги воспользовались государственным грантом для ветеранов – прописали бизнес-план кофейни-вагончика, которую можно перемещать. «Видимо, для стационарного заведения нам бы отказали в финансировании. Фронт проходил в нескольких десятках километров от нас», – рассказывает предприниматель. Кофейня приносит в среднем 180 000 грн месячного дохода, добавляет она.

релокация, бизнес во время войны

Юлия Гончарова с мужем

Ударная волна сентябрьского обстрела сорвала вывеску и разбила стеклянные банки с чаями и сиропами. Кофейню забрали с локации, чтобы обезопасить от повторного удара, и через полчаса вернули. В соседнем здании спасатели разбирали завалы и вытаскивали пострадавших. «Подошел военный и попросил эспрессо, чтобы набраться энергии и присоединиться к спасательным работам. Мы приготовили и выдали заказ через дверь, потому что все помещение было в стекле», – рассказывает Гончарова.

Поддержать Groot присоединились соседние предприниматели. Подруга Юлии, которая владеет кафе поблизости, поделилась посудой из собственных запасов.

Бизнес Гончаровой подстроился под ритм военных и работает до комендантского часа. «Сотрудники полиции относятся с пониманием – сами заезжают к нам перед ночным патрулированием», – рассказывает предприниматель. В то же время от посетителей военных узнает новости – чтобы мониторить приближение фронта и иметь время для перевозки кофейни.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Перший випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні