Категория
Свой бизнес
Дата

Что делать, если ваш бизнес рушат российские ракеты? Релоцироваться, захватывать международные рынки и строить IТ-продукт. Бизнес-история с характером об Украинской весовой компании

5 хв читання

Українська вагова компанія, ваги автомобільні, автоваги, релокований бізнес /предоставлено пресс-службой

Основатель и СЕО ЧП «НПФ «Украинская весовая компания» Иван Мовчан. Фото предоставлено пресс-службой

С 2009 года до полномасштабного вторжения Украинская весовая компания закрепилась на рынках Закавказья, Центральной Азии и Румынии. Два года назад из-за потери цеха в Харькове ей пришлось возобновлять выпуск продукции по другую сторону Днепра. Как небольшой, но опытный бизнес из Next 250 собирается за шесть лет стать лидером в области автовесов?

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

«Все, как 15 лет назад, когда я начинал бизнес в гараже. Был у себя единственным менеджером по продажам, монтажником и калибровщиком», – рассказывал основатель и СЕО группы предприятий «Украинская весовая компания» (УВК) Иван Мовчан в преддверии визита в Грузию. Дело его жизни – производство разумных систем для взвешивания транспорта и больших грузов.

Оборудовать таможню Сакартвело тремя такими весами предприниматель отправился 2 апреля 2024 года. Один, поскольку единственный в команде из 76 человек имеет право на выезд как многодетный отец. Для УВК это первый неотечественный гостендер на $54 000, который группа выиграла через местного дилера в декабре прошлого года. До этого семь лет работали в Грузии точечно с частными компаниями, говорит Мовчан.

«Мы заняли второе место, но увидели, что компания-победитель указала неправильные данные согласно условиям тендера. Подали официальное обжалование, и ее дисквалифицировали», – рассказывает основатель. Неделей ранее Украинская весовая компания выиграла государственные закупки в Узбекистане, где сотрудничает с местным партнером с 2015 года.

Этим экспортным открытиям предшествовали два года выхода из шторма. После разрушения в марте 2022-го цеха в Харькове на 56 млн грн убытков УВК перенесла производство в Винницкую область, восстановила часть команды после двукратного сокращения и завершила разработку собственного программного обеспечения. Что помогло харьковским весовщикам удержать позиции и находить новые рынки?

Железом, кодом и не только

В 2023 году УВК продала продукции на 163 млн грн в Украине, ЕС, Центральной Азии и на Закавказье – на 17% больше, чем до большого вторжения, свидетельствуют данные отчетности в YouControl. В валюте показатель все еще не достиг 2021 года, однако планку в этом году точно преодолеют, рассказывает Иван Мовчан, 36. Причина оптимизма – стабильный спрос на продукцию. «Мы могли продать больше, но прошлые два года были ограничены в производстве», – говорит он.

Основной цех УВК на севере Харькова оказался под российскими обстрелами в марте 2022-го, вспоминает совладелец предприятия по переработке металлолома ООО «Балкер» Александр Чебан. «Тогда мы начали совместно изготавливать противотанковые ежи: я привозил материал к Ивану на завод, они сваривали и расставляли по периметру города», – рассказывает он о желании Мовчана действовать, несмотря ни на что.

До лета спасенную часть станков перевезли в Винницкую область – знакомый для группы регион, где еще с 2017 года действует торговый дом УВК. Кроме физической диверсификации, харьковчане продали лицензию на собственную технологию турецкой компании Tunaylar, которая с июля 2022-го производит автовесы украинского образца для местного рынка.

«После вторжения пришлось много ездить по миру для переговоров. И я увидел, что наша технология существенно опережает технологии большинства производителей», – говорит Мовчан. О схожих лицензиях УВК договаривается с предприятиями в Китае и Индии, а в 2025 году планирует построить совместный завод Tunaylar в Турции, рассказывает он.

Сейчас группа строит в Винницкой области новый цех на 4000 кв. м, который должен начать работу этим летом. «Все сделал на отношениях, материальных инвестиций – ноль», – говорит предприниматель. Благодаря новым мощностям планирует увеличить с 25% до 40% долю рынка в Украине, которую сам оценивает примерно в 1000 заказов в год. Среди клиентов УВК – «Наша Ряба», ООО «Балкер» и другие компании, которые отгружают крупные объемы сырья и нуждаются в его весовом контроле.

Перспективу расширить экспорт компания видит в ЕС, где плацдармом в 2018 году стала Румыния. Выбор местного неприметного дистрибьютора Sabela Prod Serv SRL не был случайным. «Мы не могли обеспечить объемы, которые хотели лидеры рынка. Поэтому нашли небольшую, но амбициозную компанию и росли вместе с ней», – говорит основатель УВК. Стратегия оправдалась: за четыре года товарооборот Sabela Prod Serv SRL вырос с €656 000 до €2,38 млн, свидетельствуют данные румынского реестра ListaFirme.ro.

Иной подход понадобился для Польши, где УВК столкнулась с нежеланием рынка менять местных поставщиков. Чтобы стать ближе к потенциальным партнерам, группа зарегистрировала юрлицо «Польская весовая компания», говорит Иван Мовчан. «Мы пять лет ведем переговоры с поляками и только в прошлом году осуществили первые поставки», – рассказывает он.

Украинская весовая компания, автомобильные весы, автовесы, релокированный бизнес

Производство Украинской весовой компании. Фото из личного архива Ивана Мовчана.

На продукцию УВК есть спрос благодаря инвестициям в дорогостоящее оборудование и использованию нового сырья, считает Александр Чебан. «Они не используют металл б/у. Заказывают с завода и раскраивают лазером, поэтому получается ровный шов», – рассказывает он.

В прошлом году Украинская весовая компания изготовила 350 автовесов, не дотянув полсотни до показателей 2021-го, рассказывал Иван Мовчан в интервью «Суспільне.Вінниця». Стоимость весов стартует от 490 000 грн за одну систему, говорится на Facebook-странице группы компаний. Для сравнения: стандартные для Украины автовесы на 18 м и 80 т стоят в среднем 700 000–750 000 грн за единицу, говорит владелец компании-конкурента, пожелавший остаться анонимным.

После релокации производства в Харькове остались отделы R&D и IТ с шестью работниками. В прошлом году они финализировали программное обеспечение, которое УВК разрабатывало четыре года. «Наш софт нацелен на то, чтобы каждое взвешивание было оцифровано. Это IoT в сфере автовесов, которое позволяет приборам самостоятельно осуществлять аналитику и посылать информацию в бухгалтерию компании», – объясняет Мовчан.

Продукт понравился даже европейским компаниям, которые не готовы были покупать физические автовесы. «У нас cloud-based-решение, без отправки информации через эмейл», – говорит основатель о его пользовательском удобстве. Продажи ПО за три года могут приносить втрое больше, чем производство, цель общей выручки группы в 2027-м – 1 млрд грн, добавляет он.

Для IТ-проекта УВК приобрела мажоритарную долю в харьковском предприятии ЭЛВА, которое больше 23 лет разрабатывает электронику в сфере взвешивания. По данным YouControl, Украинская весовая компания отмечена как владелец предприятия с 6 марта 2024 года. Суммы сделки собственник не раскрывает из-за коммерческой тайны, однако говорит, что цена не была высокой. «Больше повлияли отношения и идеи», – рассказывает Мовчан.

В реализации планов помогла поддержка USAID, однако вместо средств международный донор предоставил компании консультантов. Это гораздо лучшая услуга, считает Иван Мовчан.

Одним из советников стал бывший специалист по кибербезопасности в Tesla Петер Гаспар, который помог УВК пройти сертификацию по GDPR для нового IТ-продукта. «Все заняло меньше недели, хотя мы закладывали полтора года», – говорит предприниматель. IТ-продукт уже собрал первые заказы на €300 000, добавляет он, а 22–26 апреля его презентовали вживую на выставке Hannover Messe в Германии.

Несмотря на боевые действия и кадровые риски из-за мобилизации, Иван Мовчан продолжает искать возможности в бездне. Цель, прописанная в стратегии на 2030 год, – стать лидером мирового рынка автовесов, который сейчас составляет $4,4 млрд по оценке компании Future Market Insights.

Выходу УВК в новые регионы уже способствовал отток персонала за границу. «Один ключевой сотрудник переехал в Даллас. В августе мы открываем там офис», – говорит он. Экс-директор по логистике проживает в Британии, где УВК ведет переговоры о поставках на £300 000–400 000. «Пока эти связи еще крепки, ими нужно пользоваться», – убежден предприниматель.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд