Категория
Свой бизнес
Дата

Что делать, если ваш бизнес рушат российские ракеты? Релоцироваться, захватывать международные рынки и строить IТ-продукт. Бизнес-история с характером об Украинской весовой компании

5 хв читання

Українська вагова компанія, ваги автомобільні, автоваги, релокований бізнес /предоставлено пресс-службой

Основатель и СЕО ЧП «НПФ «Украинская весовая компания» Иван Мовчан. Фото предоставлено пресс-службой

С 2009 года до полномасштабного вторжения Украинская весовая компания закрепилась на рынках Закавказья, Центральной Азии и Румынии. Два года назад из-за потери цеха в Харькове ей пришлось возобновлять выпуск продукции по другую сторону Днепра. Как небольшой, но опытный бизнес из Next 250 собирается за шесть лет стать лидером в области автовесов?

Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня

Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням. 

«Все, как 15 лет назад, когда я начинал бизнес в гараже. Был у себя единственным менеджером по продажам, монтажником и калибровщиком», – рассказывал основатель и СЕО группы предприятий «Украинская весовая компания» (УВК) Иван Мовчан в преддверии визита в Грузию. Дело его жизни – производство разумных систем для взвешивания транспорта и больших грузов.

Оборудовать таможню Сакартвело тремя такими весами предприниматель отправился 2 апреля 2024 года. Один, поскольку единственный в команде из 76 человек имеет право на выезд как многодетный отец. Для УВК это первый неотечественный гостендер на $54 000, который группа выиграла через местного дилера в декабре прошлого года. До этого семь лет работали в Грузии точечно с частными компаниями, говорит Мовчан.

«Мы заняли второе место, но увидели, что компания-победитель указала неправильные данные согласно условиям тендера. Подали официальное обжалование, и ее дисквалифицировали», – рассказывает основатель. Неделей ранее Украинская весовая компания выиграла государственные закупки в Узбекистане, где сотрудничает с местным партнером с 2015 года.

Этим экспортным открытиям предшествовали два года выхода из шторма. После разрушения в марте 2022-го цеха в Харькове на 56 млн грн убытков УВК перенесла производство в Винницкую область, восстановила часть команды после двукратного сокращения и завершила разработку собственного программного обеспечения. Что помогло харьковским весовщикам удержать позиции и находить новые рынки?

Железом, кодом и не только

В 2023 году УВК продала продукции на 163 млн грн в Украине, ЕС, Центральной Азии и на Закавказье – на 17% больше, чем до большого вторжения, свидетельствуют данные отчетности в YouControl. В валюте показатель все еще не достиг 2021 года, однако планку в этом году точно преодолеют, рассказывает Иван Мовчан, 36. Причина оптимизма – стабильный спрос на продукцию. «Мы могли продать больше, но прошлые два года были ограничены в производстве», – говорит он.

Основной цех УВК на севере Харькова оказался под российскими обстрелами в марте 2022-го, вспоминает совладелец предприятия по переработке металлолома ООО «Балкер» Александр Чебан. «Тогда мы начали совместно изготавливать противотанковые ежи: я привозил материал к Ивану на завод, они сваривали и расставляли по периметру города», – рассказывает он о желании Мовчана действовать, несмотря ни на что.

До лета спасенную часть станков перевезли в Винницкую область – знакомый для группы регион, где еще с 2017 года действует торговый дом УВК. Кроме физической диверсификации, харьковчане продали лицензию на собственную технологию турецкой компании Tunaylar, которая с июля 2022-го производит автовесы украинского образца для местного рынка.

«После вторжения пришлось много ездить по миру для переговоров. И я увидел, что наша технология существенно опережает технологии большинства производителей», – говорит Мовчан. О схожих лицензиях УВК договаривается с предприятиями в Китае и Индии, а в 2025 году планирует построить совместный завод Tunaylar в Турции, рассказывает он.

Сейчас группа строит в Винницкой области новый цех на 4000 кв. м, который должен начать работу этим летом. «Все сделал на отношениях, материальных инвестиций – ноль», – говорит предприниматель. Благодаря новым мощностям планирует увеличить с 25% до 40% долю рынка в Украине, которую сам оценивает примерно в 1000 заказов в год. Среди клиентов УВК – «Наша Ряба», ООО «Балкер» и другие компании, которые отгружают крупные объемы сырья и нуждаются в его весовом контроле.

Перспективу расширить экспорт компания видит в ЕС, где плацдармом в 2018 году стала Румыния. Выбор местного неприметного дистрибьютора Sabela Prod Serv SRL не был случайным. «Мы не могли обеспечить объемы, которые хотели лидеры рынка. Поэтому нашли небольшую, но амбициозную компанию и росли вместе с ней», – говорит основатель УВК. Стратегия оправдалась: за четыре года товарооборот Sabela Prod Serv SRL вырос с €656 000 до €2,38 млн, свидетельствуют данные румынского реестра ListaFirme.ro.

Иной подход понадобился для Польши, где УВК столкнулась с нежеланием рынка менять местных поставщиков. Чтобы стать ближе к потенциальным партнерам, группа зарегистрировала юрлицо «Польская весовая компания», говорит Иван Мовчан. «Мы пять лет ведем переговоры с поляками и только в прошлом году осуществили первые поставки», – рассказывает он.

Украинская весовая компания, автомобильные весы, автовесы, релокированный бизнес

Производство Украинской весовой компании. Фото из личного архива Ивана Мовчана.

На продукцию УВК есть спрос благодаря инвестициям в дорогостоящее оборудование и использованию нового сырья, считает Александр Чебан. «Они не используют металл б/у. Заказывают с завода и раскраивают лазером, поэтому получается ровный шов», – рассказывает он.

В прошлом году Украинская весовая компания изготовила 350 автовесов, не дотянув полсотни до показателей 2021-го, рассказывал Иван Мовчан в интервью «Суспільне.Вінниця». Стоимость весов стартует от 490 000 грн за одну систему, говорится на Facebook-странице группы компаний. Для сравнения: стандартные для Украины автовесы на 18 м и 80 т стоят в среднем 700 000–750 000 грн за единицу, говорит владелец компании-конкурента, пожелавший остаться анонимным.

После релокации производства в Харькове остались отделы R&D и IТ с шестью работниками. В прошлом году они финализировали программное обеспечение, которое УВК разрабатывало четыре года. «Наш софт нацелен на то, чтобы каждое взвешивание было оцифровано. Это IoT в сфере автовесов, которое позволяет приборам самостоятельно осуществлять аналитику и посылать информацию в бухгалтерию компании», – объясняет Мовчан.

Продукт понравился даже европейским компаниям, которые не готовы были покупать физические автовесы. «У нас cloud-based-решение, без отправки информации через эмейл», – говорит основатель о его пользовательском удобстве. Продажи ПО за три года могут приносить втрое больше, чем производство, цель общей выручки группы в 2027-м – 1 млрд грн, добавляет он.

Для IТ-проекта УВК приобрела мажоритарную долю в харьковском предприятии ЭЛВА, которое больше 23 лет разрабатывает электронику в сфере взвешивания. По данным YouControl, Украинская весовая компания отмечена как владелец предприятия с 6 марта 2024 года. Суммы сделки собственник не раскрывает из-за коммерческой тайны, однако говорит, что цена не была высокой. «Больше повлияли отношения и идеи», – рассказывает Мовчан.

В реализации планов помогла поддержка USAID, однако вместо средств международный донор предоставил компании консультантов. Это гораздо лучшая услуга, считает Иван Мовчан.

Одним из советников стал бывший специалист по кибербезопасности в Tesla Петер Гаспар, который помог УВК пройти сертификацию по GDPR для нового IТ-продукта. «Все заняло меньше недели, хотя мы закладывали полтора года», – говорит предприниматель. IТ-продукт уже собрал первые заказы на €300 000, добавляет он, а 22–26 апреля его презентовали вживую на выставке Hannover Messe в Германии.

Несмотря на боевые действия и кадровые риски из-за мобилизации, Иван Мовчан продолжает искать возможности в бездне. Цель, прописанная в стратегии на 2030 год, – стать лидером мирового рынка автовесов, который сейчас составляет $4,4 млрд по оценке компании Future Market Insights.

Выходу УВК в новые регионы уже способствовал отток персонала за границу. «Один ключевой сотрудник переехал в Даллас. В августе мы открываем там офис», – говорит он. Экс-директор по логистике проживает в Британии, где УВК ведет переговоры о поставках на £300 000–400 000. «Пока эти связи еще крепки, ими нужно пользоваться», – убежден предприниматель.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд