Категория
Свой бизнес
Дата

Горячая прибыль от замороженного хлеба. Как польская хлебобулочная компания Nowel из маленького городка вышла на 30 рынков мира

Міхал, Елжбета і Кароліна Заєзерські /С официального сайта компании Piekarnia Nowel

Михал, Элжбета и Каролина Заезерские Фото С официального сайта компании Piekarnia Nowel

Столетний хлебопекарный бизнес семьи Заезерских стремительно растет с тех пор, как его начала развивать внучка основателя и нынешняя гендиректор Nowel Элжбета Заезерская. Благодаря инвестициям и технологическому импульсу ежедневно с завода компании выходит 400 т замороженного хлеба. А прибыль постоянно растет. Forbes Polska узнал о модернизации компании и ее планах на будущее

📲 45 секунд – на один пост, 20 хвилин на день, щоб дізнатися головні економічні та бізнесові новини. Підписуйтеся на Telegram-канал Forbes Ukraine, щоб економити час.

Пекарская компания Nowel – это семейный бизнес семьи Заезерских. Во главе ее стоит гендиректор и внучка основателя, Элжбета, а ее дети, Каролина и Михал, входят в управленческую команду компании. Именно Элжбета в 1990-х принялась за модернизацию компании, которая стартовала как маленькая пекарня еще в 1925 году.

Революция в семейном бизнесе началась с перехода от выпекания свежего хлеба к производству замороженных хлебобулочных заготовок. Именно благодаря этому решению горячие булочки и хлеб от Nowel теперь продаются в Польше в таких сетях, как Lidl, Biedronka, Carrefour и Żabka, а также примерно на 30 других рынках – от Южной Кореи до Канады.

Кроме того, компания недавно начала расширение своего завода, находящегося в окрестностях Варшавы. Его стоимость достигнет примерно 1 млрд злотых, и это позволит продолжить международную экспансию Nowel, которая в 2022-м имела $253,16 млн дохода (на 57,7% больше, чем в предыдущем году) и $8,73 млн чистой прибыли (рост на 88,8%).

Эра гендиректора-химика

Пекарня Nowel развивалась в 1990-х Элжбетой Заезерской на базе семейного бизнеса. Ее дед, Антоний Новаковский, с 1925 года руководил небольшой артизанской пекарней в Новом Дворе-Мазовецком.

«С этой пекарней мы прошли долгий путь, через Вторую мировую войну и все дальнейшие экономические трансформации. Она работала даже во время Второй мировой в местном гетто», – рассказывает Михал Заезерский.

Элжбета стала гендиректором Nowel после смерти отца, Станислава Новаковского, руководившего компанией в 1980-х. В 1997 году компания перенесла производство на завод в поселке на границе с Варшавским воеводством.

«Вскоре после этого в Польшу заходит сеть Auchan, а затем и Tesco. Мама быстро наладила деловые отношения с этими ритейлерами, и к моменту начала работы в стране мы стали их официальными поставщиками», – рассказывает Каролина Заезерская.

Элжбета Заезерская, химик по образованию, на вопрос, откуда она взяла идеи для развития такого бизнеса, говорит об интуиции. «Я наблюдала за рынком, анализировала иностранные тенденции, училась и развивалась вместе с польской экономикой. Я черпала вдохновение из более крупных организаций, международных торговых сетей, с которыми у меня были партнерские отношения с самого начала, то есть в 1990-х годах», – объясняет она.

Чаны для теста на заводе компании Nowel /С официального сайта компании Piekarnia Nowel

Чаны для теста на заводе компании Nowel Фото С официального сайта компании Piekarnia Nowel

Апогей введенных ею изменений пришелся на 2000-е годы.

В это время ее пекарня начала отходить от продажи свежего хлеба и постепенно заменяла его замороженным. Сегодня 70–80% замороженного хлеба и булочек выпекают на заводе компании, а затем замораживают. Магазины сами размораживают и допекают хлебобулочные изделия.

«Это позволяет избежать ограничений на доставку хлеба из-за географического положения заказчика, а также устраняет проблему возврата нереализованного хлеба, которое приносило ущерб обеим сторонам. Однако для такой модели нужно кое-что, чего не требует свежеиспеченный хлеб – соответствующее оборудование у клиента», – говорит Каролина Заезерская.

Хлебопекарная индустрия, разделенная между несколькими крупными игроками, решила эту проблему, предлагая ритейлерам финансовую поддержку в покупке печей для размораживания хлеба. В 2012 году Nowel начала планировать строительство нового завода, ежегодно вкладывая прибыль в развитие компании.

«Когда мы начали сотрудничество с Lidl, строительство нового завода стало необходимостью. Однако для нас это было крайне обременительно, ведь оборот компании составлял несколько десятков миллионов злотых в год, а для нового завода нам нужно было более $17 млн», – рассказывает Михал Заезерский.

Расширение, модернизация и новая кровь

На этом этапе к Элжбете и ее мужу, Ежи Заезерскому, являющемуся акционером компании, присоединились их дети. Именно Михал Заезерский, сын супругов, убедил семью обратиться за помощью в инвестиционный фонд.

«Мы поверили в видение динамичного роста через реализацию амбициозного инвестиционного плана. Это было очень удачным решением, поскольку Nowel достигла гораздо лучших результатов, чем прогнозировалось в то время», – говорит Павел Яцел, соменеджер фонда Noble Fund Mezzanine компании управления активами CVI. Фонд вложил деньги в эту пекарскую компанию и после очередного расширения рассчитывает на солидную прибыль от этой инвестиции.

Тогда они не только построили новый завод, оборудовав его современными производственными линиями, но и активно занялись исследованиями, разработками и диджитализацией.

«Каролина и Михал ввели инновационные решения не только в сфере самого процесса производства хлеба, но и в управление компанией: системы отчетности данных, электронный документооборот, презентации продаж», – говорит Элжбета Заезерская.

Хлеб компании Nowel /Скриншот сайта piekarnianowakowski.pl

Часть ассортимента продуктов компании Nowel Фото Скриншот сайта piekarnianowakowski.pl

Сегодня система производства построена так, что руководители могут непрерывно контролировать все процессы. «Большинство отчетов, которые я получаю на телефон, обновляются каждые три часа. В любой момент я вижу, сколько товаров произвела каждая линия, какие у нас отходы, какие прогнозы продаж и производства», – рассказывает Заезерский.

По словам Яцела, решения в Nowel принимаются «на основе анализа, моделирования и расчетов, а это означает, что риск предпринимаемых действий сводится к минимуму».

Хлебобулочный рынок Польши

По данным Noble Fund, стоимость рынка замороженных хлебобулочных изделий в Польше сегодня составляет около $759–886 млн. По данным Центрального статистического управления, в 2022 году весь рынок хлеба в Польше стоил около $3,56 млрд.

Замороженные булочки и хлеб производят несколько компаний в Польше. Самыми известными являются Piekarnia Oskroba Дариуша Оскробы и Inter Europol Войцеха Смеховского.

В 2022 году выручка Oskroba составила $218,73 млн, а чистая прибыль – около $17 млн. Inter Europol в этом году показала около $247,34 млн дохода и $3,54 млн чистой прибыли. На этом рынке также работают бельгийская La Lorraine и Хлебопекарный и кондитерский кооператив.

«Доля замороженного хлеба на всем рынке в Польше все еще значительно ниже, чем в Германии или Франции. Кроме того, еще не все торговые сети в Польше полностью перешли на выпечку замороженного хлеба, но этот путь кажется неизбежным. Высокая автоматизация и эффективность также увеличат конкурентное преимущество замороженного хлеба», – считает Яцел.

В 2022 году Nowel произвела 1,2 млрд единиц хлеба, а 30% ее доходов поступает из-за границы. Хлебобулочные изделия компании едят испанцы, американцы, канадцы и чилийцы. «Однако есть еще целая часть мира, в которую мы пока ничего не доставляем, например, ОАЭ, большинство Южной Америки и Азии», – отмечает Каролина Заезерская.

Есть тенденции, способствующие развитию и в Польше. «Люди видят, что качество наших изделий высокое, а цена выгодна. В сетях кайзерки стоят 30–40 грошей (около 1 цента), а в местной пекарне цена на них может достигать 80 грошей. Учитывая продолжающуюся инфляцию, это существенная разница», – отмечает Каролина.

Булочка кайзерка производства Nowel /С официального сайта компании Piekarnia Nowel

Одна из самых популярных разновидностей булочек в Польше – кайзерка. Фото с производства компании Nowel Фото С официального сайта компании Piekarnia Nowel

Новым проектом компании является сеть пекарен и бистро Żywioły, развивающаяся в Варшаве. Уже работает два таких заведения, третье – в процессе открытия, а в следующем году компания планирует запустить еще 10.

Благодаря расширению завода его площадь увеличится с 18 000 кв. м до 60 000 кв. м. «Уже в начале года мы сможем запустить там несколько производственных линий. В результате мы удвоим наш нынешний производственный потенциал», – рассказывает Михал Заезерский.

Это расширение финансируется из собственных средств. Младшее поколение Заезерских продолжает политику матери и реинвестирует всю прибыль компании, а сотрудничество – это основа их работы.

«Нам это дается легко, потому что у нас общие ценности. В частной жизни мы не тратим деньги на пустяковые капризы. Мы хотим постоянно инвестировать в бизнес и развивать компанию. У нас приземленный и скромный подход к ведению семейного бизнеса. И это приносит свои плоды», – заключает Каролина Заезерская.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине