Столетний хлебопекарный бизнес семьи Заезерских стремительно растет с тех пор, как его начала развивать внучка основателя и нынешняя гендиректор Nowel Элжбета Заезерская. Благодаря инвестициям и технологическому импульсу ежедневно с завода компании выходит 400 т замороженного хлеба. А прибыль постоянно растет. Forbes Polska узнал о модернизации компании и ее планах на будущее
Пекарская компания Nowel – это семейный бизнес семьи Заезерских. Во главе ее стоит гендиректор и внучка основателя, Элжбета, а ее дети, Каролина и Михал, входят в управленческую команду компании. Именно Элжбета в 1990-х принялась за модернизацию компании, которая стартовала как маленькая пекарня еще в 1925 году.
Революция в семейном бизнесе началась с перехода от выпекания свежего хлеба к производству замороженных хлебобулочных заготовок. Именно благодаря этому решению горячие булочки и хлеб от Nowel теперь продаются в Польше в таких сетях, как Lidl, Biedronka, Carrefour и Żabka, а также примерно на 30 других рынках – от Южной Кореи до Канады.
Кроме того, компания недавно начала расширение своего завода, находящегося в окрестностях Варшавы. Его стоимость достигнет примерно 1 млрд злотых, и это позволит продолжить международную экспансию Nowel, которая в 2022-м имела $253,16 млн дохода (на 57,7% больше, чем в предыдущем году) и $8,73 млн чистой прибыли (рост на 88,8%).
Эра гендиректора-химика
Пекарня Nowel развивалась в 1990-х Элжбетой Заезерской на базе семейного бизнеса. Ее дед, Антоний Новаковский, с 1925 года руководил небольшой артизанской пекарней в Новом Дворе-Мазовецком.
«С этой пекарней мы прошли долгий путь, через Вторую мировую войну и все дальнейшие экономические трансформации. Она работала даже во время Второй мировой в местном гетто», – рассказывает Михал Заезерский.
Элжбета стала гендиректором Nowel после смерти отца, Станислава Новаковского, руководившего компанией в 1980-х. В 1997 году компания перенесла производство на завод в поселке на границе с Варшавским воеводством.
«Вскоре после этого в Польшу заходит сеть Auchan, а затем и Tesco. Мама быстро наладила деловые отношения с этими ритейлерами, и к моменту начала работы в стране мы стали их официальными поставщиками», – рассказывает Каролина Заезерская.
Элжбета Заезерская, химик по образованию, на вопрос, откуда она взяла идеи для развития такого бизнеса, говорит об интуиции. «Я наблюдала за рынком, анализировала иностранные тенденции, училась и развивалась вместе с польской экономикой. Я черпала вдохновение из более крупных организаций, международных торговых сетей, с которыми у меня были партнерские отношения с самого начала, то есть в 1990-х годах», – объясняет она.
Апогей введенных ею изменений пришелся на 2000-е годы.
В это время ее пекарня начала отходить от продажи свежего хлеба и постепенно заменяла его замороженным. Сегодня 70–80% замороженного хлеба и булочек выпекают на заводе компании, а затем замораживают. Магазины сами размораживают и допекают хлебобулочные изделия.
«Это позволяет избежать ограничений на доставку хлеба из-за географического положения заказчика, а также устраняет проблему возврата нереализованного хлеба, которое приносило ущерб обеим сторонам. Однако для такой модели нужно кое-что, чего не требует свежеиспеченный хлеб – соответствующее оборудование у клиента», – говорит Каролина Заезерская.
Хлебопекарная индустрия, разделенная между несколькими крупными игроками, решила эту проблему, предлагая ритейлерам финансовую поддержку в покупке печей для размораживания хлеба. В 2012 году Nowel начала планировать строительство нового завода, ежегодно вкладывая прибыль в развитие компании.
«Когда мы начали сотрудничество с Lidl, строительство нового завода стало необходимостью. Однако для нас это было крайне обременительно, ведь оборот компании составлял несколько десятков миллионов злотых в год, а для нового завода нам нужно было более $17 млн», – рассказывает Михал Заезерский.
Расширение, модернизация и новая кровь
На этом этапе к Элжбете и ее мужу, Ежи Заезерскому, являющемуся акционером компании, присоединились их дети. Именно Михал Заезерский, сын супругов, убедил семью обратиться за помощью в инвестиционный фонд.
«Мы поверили в видение динамичного роста через реализацию амбициозного инвестиционного плана. Это было очень удачным решением, поскольку Nowel достигла гораздо лучших результатов, чем прогнозировалось в то время», – говорит Павел Яцел, соменеджер фонда Noble Fund Mezzanine компании управления активами CVI. Фонд вложил деньги в эту пекарскую компанию и после очередного расширения рассчитывает на солидную прибыль от этой инвестиции.
Тогда они не только построили новый завод, оборудовав его современными производственными линиями, но и активно занялись исследованиями, разработками и диджитализацией.
«Каролина и Михал ввели инновационные решения не только в сфере самого процесса производства хлеба, но и в управление компанией: системы отчетности данных, электронный документооборот, презентации продаж», – говорит Элжбета Заезерская.
Сегодня система производства построена так, что руководители могут непрерывно контролировать все процессы. «Большинство отчетов, которые я получаю на телефон, обновляются каждые три часа. В любой момент я вижу, сколько товаров произвела каждая линия, какие у нас отходы, какие прогнозы продаж и производства», – рассказывает Заезерский.
По словам Яцела, решения в Nowel принимаются «на основе анализа, моделирования и расчетов, а это означает, что риск предпринимаемых действий сводится к минимуму».
Хлебобулочный рынок Польши
По данным Noble Fund, стоимость рынка замороженных хлебобулочных изделий в Польше сегодня составляет около $759–886 млн. По данным Центрального статистического управления, в 2022 году весь рынок хлеба в Польше стоил около $3,56 млрд.
Замороженные булочки и хлеб производят несколько компаний в Польше. Самыми известными являются Piekarnia Oskroba Дариуша Оскробы и Inter Europol Войцеха Смеховского.
В 2022 году выручка Oskroba составила $218,73 млн, а чистая прибыль – около $17 млн. Inter Europol в этом году показала около $247,34 млн дохода и $3,54 млн чистой прибыли. На этом рынке также работают бельгийская La Lorraine и Хлебопекарный и кондитерский кооператив.
«Доля замороженного хлеба на всем рынке в Польше все еще значительно ниже, чем в Германии или Франции. Кроме того, еще не все торговые сети в Польше полностью перешли на выпечку замороженного хлеба, но этот путь кажется неизбежным. Высокая автоматизация и эффективность также увеличат конкурентное преимущество замороженного хлеба», – считает Яцел.
В 2022 году Nowel произвела 1,2 млрд единиц хлеба, а 30% ее доходов поступает из-за границы. Хлебобулочные изделия компании едят испанцы, американцы, канадцы и чилийцы. «Однако есть еще целая часть мира, в которую мы пока ничего не доставляем, например, ОАЭ, большинство Южной Америки и Азии», – отмечает Каролина Заезерская.
Есть тенденции, способствующие развитию и в Польше. «Люди видят, что качество наших изделий высокое, а цена выгодна. В сетях кайзерки стоят 30–40 грошей (около 1 цента), а в местной пекарне цена на них может достигать 80 грошей. Учитывая продолжающуюся инфляцию, это существенная разница», – отмечает Каролина.
Новым проектом компании является сеть пекарен и бистро Żywioły, развивающаяся в Варшаве. Уже работает два таких заведения, третье – в процессе открытия, а в следующем году компания планирует запустить еще 10.
Благодаря расширению завода его площадь увеличится с 18 000 кв. м до 60 000 кв. м. «Уже в начале года мы сможем запустить там несколько производственных линий. В результате мы удвоим наш нынешний производственный потенциал», – рассказывает Михал Заезерский.
Это расширение финансируется из собственных средств. Младшее поколение Заезерских продолжает политику матери и реинвестирует всю прибыль компании, а сотрудничество – это основа их работы.
«Нам это дается легко, потому что у нас общие ценности. В частной жизни мы не тратим деньги на пустяковые капризы. Мы хотим постоянно инвестировать в бизнес и развивать компанию. У нас приземленный и скромный подход к ведению семейного бизнеса. И это приносит свои плоды», – заключает Каролина Заезерская.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.