Категория
Компании
Дата

Как работает ветеринарный рынок Польши, оцениваемый в более €500 млн. Детали стратегий трех основных игроков: LuxVet Group, AniCura и Edina

Пьотр Зайончковський, гендиректор LuxVet Group /Forbes Polska

Пьотр Зайончковский, гендиректор LuxVet Group Фото Forbes Polska

Со времен пандемии количество домашних животных в Польше выросло на 20%. То, что домашних питомцев все чаще воспринимают как членов семей, стимулирует рынок ветеринарных услуг. Сегодня он стал одним из наиболее быстрорастущих секторов польской экономики, а за его консолидацию взялись LuxVet Group, AniCura и Edina. История от Forbes Polska

⚡️Ми дуже хочемо, щоб наші читачі знали більше, створювали більше і заробляли більше. Тому даруємо 44% знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом SMART до 19.05 Оформлюйте зараз за цим посиланням

В 2023 году рынок товаров и услуг для домашних животных достиг $264 млрд, согласно данным Fortune Business Insights. К 2030 году его стоимость составит более $0,5 трлн. Уже сейчас рынок товаров и услуг для домашних животных более чем в два раза превышает сектор детских товаров и услуг. Этому способствовал рост внимания к благополучию животных, разработка для них премиальных продуктов, новые диагностические возможности и гуманизация.

Польша не отстает от мировых трендов. Со времен пандемии количество домашних животных в стране увеличилось на 20%, а рынок ветеринарных услуг оценивается в 2,5 млрд злотых. Сейчас это один из самых динамичных по росту сектор польской экономики.

«Отрасль растет на 20% ежегодно», – говорит Кшиштоф Шари, инвестиционный директор фонда TDJ, управляющий развитием сети ветеринарных клиник Edina Vetcare Group. «Домашние животные становятся нашими «детьми». Достаточно собаке чихнуть, и мы готовы нестись к ветеринару», – рассказывает Дорота Римашевская, основательница платформы ветеринарных услуг hiPets. Это способствует консолидации ветеринарного рынка Польши, которой сейчас руководят три основных игрока: LuxVet Group, AniCura и Edina.

«Заметив фрагментацию польского ветеринарного рынка, мы увидели возможность создать действительно сильную сеть, которая будет приносить прибыль всем ее участникам. Я также говорю о преимуществах повышения качества лечения и работы в отрасли», – объясняет Пьотр Зайончковский, гендиректор LuxVet Group.

Наследие 1990-х

Первое, что бросается в глаза на рынке ветеринарных услуг Польши – это количество клиник, работающих даже в небольших населенных пунктах. По стране услуги предоставляют 7600 клиник, 5500 из них – частные практики одного врача. На 100 000 поляков приходится в семь раз больше ветклиник, чем на то же количество людей в Швеции, и вдвое больше, чем в Германии или Франции. Это наследие 90-х годов, когда на пустом рынке начался ветеринарный бум.

Конрад Калиш из ветклиники Animal и его партнер Адам Герульский в те годы закончили учиться на ветврачей, и открытие собственной клиники было для них следующим шагом. «Мы быстро поняли – хотим развиваться, должны выделяться. Сделали ставку на разведение породистых собак и кошек и помощь питомникам добиваться лучших результатов», – отмечает Адам Герульский.

Они являлись пионерами в области мониторинга овуляционного цикла животных, УЗИ беременности, вспомогательной репродукции посредством эндоскопического оплодотворения и создания банка спермы лучших собак. Неврология и диагностическая визуализация стали их последующей специализацией.

Animal в Лодзи была первой клиникой в городе, предложившей магнитно-резонансную томографию для домашних животных. Цена нового устройства может достигать нескольких миллионов злотых, но закупка оборудования и увеличение спектра доступных услуг являются ключевыми потребностями ветеринарных клиник. Именно это стало одной из причин, почему ветклиники присоединяются к большим платформам и группам.

Ветеринарные клиники AniCura /Facebook AniCura

Компания AniCura присутствует в 20 странах, где у нее 2500 ветклиник, а уже больше года она развивает свою сеть ветучреждений в Польше Фото Facebook AniCura

«Преимущества присоединения к группе очевидны для нашей клиники и пациентов. Благодаря сотрудничеству мы можем использовать самые современные медицинские решения и постоянно совершенствовать навыки», – говорит ветеринар Ольга Малец, основательница ветклиники Vetika, ставшая в сентябре частью LuxVet Group.

LuxVet

История LuxVet началась два года назад, когда фонды Cornerstone и Oaktree (основной источник финансирования развития сети) решили, что рынок ветеринарных услуг Польши созрел для консолидации.

«У фонда Oaktree есть очень положительный опыт создания подобной ветеринарной платформы в Испании и Португалии. Unavets Group и OneVet успешно построили сеть более сотни клиник – это чрезвычайно ценные знания, которые мы смогли использовать в Польше», – объясняет Пьотр Зайончковский, гендиректор LuxVet Group.

Компания LuxVet стала лидером польского рынка с почти 40 ветклиниками и 700 сотрудниками. Глубокое понимание потребностей ветеринаров стало ключом к ее успеху. Есть три группы владельцев ветклиник, которые согласны работать с платформой, рассказывает Зайончковский:

  1. Основатели клиник, которые после многих лет управления ими хотят расслабиться и не имеют преемника, который мог бы взять на себя их бизнес и развивать его дальше.
  2. Амбициозные ветврачи, которые хотят дальше развиваться в ветеринарной сфере, но устали сочетать функции врача и менеджера.
  3. Ветврачи, которым больше нравится предпринимательская деятельность, поэтому они хотели бы открывать новые клиники при поддержке LuxVet.

Все они получают финансовую и операционную поддержку группы, а также возможность повышения квалификации и персонала.

«У нас очень гибкий подход к соглашениям с уважением к уникальному характеру каждого ветучреждения и его позиции на местном рынке. Мы сохраняем их названия, но стилизуем вывески так, чтобы принадлежность к группе была заметна», – объясняет руководитель LuxVet.

Схемы унификации нет. «Мы предлагаем, как сделать некоторые вещи лучше, но вместе с тем даем нашим партнерам свободу в принятии решений. Это важно, ведь основатели этих клиник в основном альтруисты, всю свою жизнь посвящающие спасению животных. Наша роль – поддерживать эту миссию», – добавляет Зайончковский.

Это распространенная стратегия консолидации ветрынка Польши, у Edina и AniCura схожий подход.

Edina Vetcare Group

Идея создания Edina родилась пять лет назад, когда Александра Гутковская, сидя в аэропорту Амстердама, прочла статью в Bloomberg о том, что компания Mars поглотила VCA Animal Hospitals, калифорнийскую сеть больниц для животных. Ее заинтриговало то, что самый большой в мире производитель кондитерских изделий и кормов для домашних животных вошел в ветеринарию. Она начала анализировать, как выглядит этот рынок в разных уголках мира.

До этого Гутковская пять лет приобретала опыт ведения бизнеса в семейной компании, руководившей бизнесом шведской розничной сети Duka в Польше. Она основала Edina и начала приобщать к платформе первые ветклиники.

В мае 2021 года у Гутковской появилась мощная финансовая поддержка: семейный фонд TDJ, которым руководит Томаш Домогала, инвестировал в Edina. Этот этап основания закончился в этом году, когда TDJ стал стопроцентным владельцем, выкупив ее долю.

«Это был следующий этап масштабирования проекта. Мы внедрили новую стратегию, фокусируемся на больших городах», – объясняет Кшиштоф Шари из TDJ Equity. Компания наблюдает, как меняется отношение владельцев клиник к консолидации рынка.

«Два-три года назад мы часто встречали негативную реакцию на наше предложение. В настоящее время приобщение к группе все чаще воспринимают как один из путей дальнейшего развития», – объясняет он.

Edina Vetcare /Facebook Edina

Тренинг для сотрудников ветбольниц, присоединившихся к Edina Vetcare Фото Facebook Edina

За последние два месяца к группе присоединились три больших объекта – в городах Щецине, Катовице и Познани. В общей сложности на этих трех локациях работают более 60 человек. Это означает, что после этих приобретений Edina будет работодателем более 300 человек. Компания рассматривает возможность строительства ветбольницы, но окончательное решение зависит от набора персонала.

Строительство такого объекта компанией LuxVet Group находится на более продвинутой стадии. Реферальная больница Veterio площадью около 2500 кв. м, расположенная в варшавском районе Мордор, и ее планируют запустить во второй половине следующего года.

AniCura

Это третий консолидатор на рынке. Компания присутствует в 20 странах и насчитывает 2500 ветклиник. Уже больше года она развивает свою сеть ветучреждений в Польше.

У этого консолидатора сильнейшая финансовая поддержка, ведь семья Марсов – миллиардеры, входящие в первую пятидесятку рейтинга самых богатых людей мира по версии американского Forbes. Их личное участие в AniCura, которая составляет небольшую часть доходов глобальной корпорации, показывает, насколько серьезно семья относится к ветеринарному бизнесу.

«Мы присоединились к AniCura, потому что нам нужно было ответить на вопрос: мы хотим продолжать сосредотачиваться на лечении животных или заниматься бизнес-планированием, маркетингом, закупками и жалобами. У нас нет бизнес-образования, а предпринимателями-любителями мы были из-за необходимости», – объясняет ветеринар Конрад Калиш.

Пандемия оказалась катализатором, побуждающим к адопции из приютов и покупке животных. Количество заболевших животных возросло почти за одну ночь в два-три раза. «Тогда мы открыли вторую локацию, сразу заполнившуюся клиентами. Количество пациентов увеличивалось, и мы не могли отказать в помощи. У нас было ощущение, будто работа никогда не заканчивается», – добавляет Адам Герульский, партнер Калиша. Это стало одной из причин присоединения к AniCura.

Преимущества консолидации

Объединение рынка часто полезно не только клиникам, но и пациентам:

  1. Стандартизация и качество услуг.
  2. Клиенты даже в небольших клиниках получают доступ к более комплексному лечению, так как члены сети могут направлять пациентов друг к другу при необходимости специализированной диагностики или терапии. Такое вряд ли возможно, если ветклиники конкурируют между собой.
  3. Снижение цен на самые дорогие услуги, так как их удастся предоставлять более экономически выгодно.

Стоимость ветеринарных услуг в Польше

Хотя стандартные услуги в Польше все еще стоят недорого, владельцы животных не всегда готовы платить счета за более специализированные медицинские процедуры. Вакцинация собаки обходится в несколько десятков злотых, как и базовые анализы крови, УЗИ брюшной полости – более 100 злотых. Когда пациент не может сказать, что у него болит, эффективное выявление проблемы имеет решающее значение.

«К сожалению, мы имеем дело с ситуациями, когда кто-то покупает ящерицу агаму за более 5000 злотых, а затем ему или ей жалко тратить несколько сотен злотых на диагностику», – объясняет ветеринар Калиш.

Владельцам животных приходится больше всего раскошеливаться, когда у собаки или кошки возникают неврологические проблемы. В связи с затратами на приобретение и эксплуатацию томографа стоимость контрастного исследования в зависимости от клиники составляет более 1000 злотых. А еще консультация ветврача от 100 злотых.

В Польше стоимость ветуслуг все равно умеренная, если сравнивать с лечением животных за границей, где эти анализы стоят минимум в два-три раза дороже. Это не меняет того факта, что диагностика животных стоит примерно вдвое дороже людей. Услуга не массовая, а компьютерный томограф, используемый клиникой, работает реже, чем в лабораториях, принадлежащих крупным медицинским сетям, таким как Luxmed или Medicover.

LuxVet Group, AniCura и Edina рассчитывают на то, что их деятельность приведет к снижению цен и расширению доступа к услугам.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине