Стремительный рост – это не только большие выручки, но и новые вызовы. Как их преодолевают выпускники списка амбициозных МСБ от Forbes Next250, двое из которых переросли отметку выручки в 1 млрд грн?
Купуйте річну передплату на 6 журналів Forbes Ukraine зі змістовними матеріалами, рейтингами та аналітикою від 1 350 грн.
В условиях полномасштабной войны дистрибьютор игрушек Kiddisvit сменил ассортимент и вывел на рынок собственные бренды, производитель кузовов-фургонов Intercargotruck удвоил количество работников, а бренд одежды One By One открыл почти 20 магазинов.
Как изменялись управленческие, логистические и производственные модели под давлением масштабирования, представители компаний рассказали на форуме предпринимателей Forbes.
Павел Овчинников, совладелец и СЕО группы компаний Kiddisvit
Наша компания – уже не только о детстве. Категория кидалтов растет, и именно он – наш стратегический фокус.
До полномасштабного вторжения компания работала в основном в среднем и дорогом ценовом сегменте: игрушки стоили от $10 до $500. После 2022 года поставили цель – доказать рынку, что качественные и безопасные игрушки могут существовать в более низком ценовом сегменте. Это помогло быстро расти: зашли в дискаунтеры и нарастили долю наших игрушек в некоторых из них до 20–30%.
Что такое Kiddisvit
Компания, основанная в 1997 году Павлом и Дмитрием Овчинниковыми, начинала свой путь с дистрибуции игрушек и товаров для детей. Официально представляет мировые бренды LOLSurprise!, Baby Born, Battat, Bburago, Screechers Wild, Peppa Pig в Украине. Дистрибуционная сеть насчитывает более 700 партнеров и 5000 торговых точек, включая собственную сеть из 12 фирменных магазинов MYplay в семи городах Украины.
С 2023-го запускает собственные бренды, такие как TechnoDrive, Borsch, Kiddi Smart, Pop Top. В 2024 году выручка компании достигла 1,5 млрд грн, по данным YouControl.
Небольшие компании принимают решения быстрее, мы привыкли работать с долгосрочными трендами – готовимся к выводу продукта на рынок шесть–девять месяцев. Ускоряем этот процесс. К примеру, уже выводим на рынок собственный продукт как альтернативу тренду на лабубу.
Изменили бы что-нибудь в прошлом? Да, ускорили бы запуск собственных разработок. В Украине рынок сокращается, рождаемость падает, а со своими брендами можем двигаться за границу.
С 2023-го продукция собственных брендов выросла и в 2024 году составляла 10% от общего товарооборота. В 2025-м делаем ставку на обучение персонала. Переходим на управление по системе OKR, задача – каскадировать цели к каждому сотруднику. Начали внедрять Lean-подход и оптимизировать потери.
Радислав Ткаченко, совладелец производителя кузовов-фургонов Intercargotruck
Одного стратегического решения, которое помогло бы вырасти, не было. Был комплекс действий, направленный на поддержание статуса надежного поставщика. В нашем понимании это следующее:
- качественный продукт и постоянное его усовершенствование;
- прозрачность ведения бизнеса (Налоговая включила Intercargotruck в «Клуб белого бизнеса»);
- избегание спорных вопросов с контрагентами, отсутствие судебных исков.
Способность выполнять контракты – ключевой вывод, к которому мы пришли. Благодаря этому мы можем работать с большими клиентами. В 2023 году выручка компании составила 450 млн грн, а в 2024-м – 1,2 млрд грн.
Что такое Intercargotruck
Компанию учредили в Черкассах в 2010 году Радислав Ткаченко и Виктор Хмельницкий. Intercargotruck специализируется на производстве кузовов-фургонов из европейских комплектующих. Среди клиентов – «Новая почта», АТБ, Fozzy Group, «Фармак», МХП, «Эпицентр», Roshen и т.д.
Выручка компании в 2024-м – 1,2 млрд грн, по данным YouControl, что более чем вдвое выше показателей годом ранее.
При масштабировании мы перестроили систему производства, чтобы быстрее выполнять заказ. Увеличили количество работников вдвое: со 120 до 250. Были периоды, когда производство работало в две-три смены и по выходным.
Начали более эффективно использовать основные фонды. 95% комплектующих нашей продукции из Европы, и когда польские фермеры блокировали границу, необходимо было быстро принимать решения. Поэтому второе приоритетное направление – работа с логистикой, чтобы иностранные партнеры максимально регулярно завозили комплектующие на склады. Скорость сегодня должна быть существенно выше, чем та, которую мы себе представляем.
На ближайший год делаем ставку на автоматизацию процессов как в производстве, так и в менеджменте, планируем выходить на новые рынки.
Лидия Сметана, основатель бренда одежды One By One
До полномасштабного вторжения наша сеть насчитывала шесть магазинов. В конце 2022 года решили масштабироваться: сейчас розничная сеть насчитывает 25 магазинов в 16 городах Украины. В 2023-м удвоили выручку по сравнению с предыдущим годом – это дало возможность понять, что решение было верным, несмотря на турбулентные времена.
О One be One
Производство одежды One by One Лидия Сметана основала в Кропивницком в 2015 году. Начинала с платьев-майок и одной швеи, а продавала готовые изделия через Instagram. За пять лет цех уже отшивал 43 000 изделий в год. В 2020-м сеть начала развиваться офлайн, первый магазин заработал в киевском ТРЦ Lavina Mall. По состоянию на 2025 год, в сети функционирует 25 магазинов в 16 городах.
Год назад бренд зашел на рынок Польши, и в 2024-м по продажам там получил 5,5 млн грн. Общая выручка за 2024 год пересекла отметку в 500 млн грн, по данным компании.
Впрочем, темпы роста – это не только прибыль, но и серьезные вызовы для бизнеса. Нам пришлось перестроить ключевой процесс – производство. Столкнулись с тем, что уже не могло удовлетворить растущий спрос, и внедрили модель аутсорсинга. Благодаря ей можем производить более 300 000 единиц продукции в год.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.