В ближайшие годы количество магазинов дрогери-ритейлера EVA должно увеличиться до 2000, а Varus – до 1000, рассказывает совладелец ритейл-группы Varus и EVA Руслан Шостак в новом выпуске «Business Breakfast с Владимиром Федориным» от Forbes. Как ритейлер планирует реализовать амбициозные планы?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Руслан Шостак, 50, вместе со своим партнером Валерием Киптыком в 2003 году основал в Днепре продуктовую сеть Varus. Название сети состоит из первых слогов их имен. Параллельно с этим Шостак и Киптык развивают сеть дрогери EVA.
Товарооборот обеих сетей в 2022 году достиг $1,3 млрд по сравнению с довоенным показателем около $2 млрд. В настоящее время в компаниях работает более 27 000 сотрудников. За полтора года большой войны Varus лишился 15% сетей (открыл по меньшей мере восемь магазинов), а EVA – почти 10% (открылось 37 новых магазинов).
У Шостака с Киптыком есть интересы не только в ритейле. В 2023 году они инвестировали 400 млн грн в завод «Винницабытхим», ранее принадлежавший россиянам. Его переименовали в «Крайтекс», и он продолжил выпускать стиральные порошки, жидкие средства для стирки, средства для мытья и чистки, косметические средства уже под украинскими названиями – известный порошок «Ушастый нянь» стал «Вухастиком».
Какую выручку ожидает ритейл-группа EVA и Varus в 2023 году, какие новые направления откроют эти сети и какой главный принцип во время войны должен понять украинский предприниматель.
О «погоне за выручкой»
За первое полугодие 2023 года рост торговли и выручки в сетях EVA и Varus составил до 30% по сравнению с предыдущим годом. Рост совокупной выручки ритейловой части нашего бизнеса в деньгах ожидаем до 65 млрд грн, а неритейловой – до 15 млрд грн. Ожидаем, что наша общая выручка должна составить $2 млрд. Этот рубеж мы должны были перешагнуть еще в 2019 году, но помешала пандемия коронавируса, а потом большая война.
В настоящее время мы увеличили штат в EVA и Varus – у нас работает более 30 000 человек. В городах, где закрывали магазины, мы предлагали людям переехать и работать на новом месте. Сейчас трудно найти компетентных работников на рынке труда, поскольку большинство на фронте, а определенная часть уехала за границу. Теперь начинается «битва за персонал».
В то же время по рынку видно, как растет зарплата, и украинцы начинают больше зарабатывать. В среднем по Украине наши работники получают по $500 в месяц.
О структуре потребления украинцев после начала войны
Всегда в кризисное время все начинают продавать или покупать социальные продукты. Мы всегда были готовы к этому. У нас большая часть собственных торговых марок (СТМ), предлагающих дешевый, но качественный продукт. Поэтому мы пережили это, как всегда, неплохо, а также удовлетворили резко выросший на эти товары спрос. Каждый третий товар – наши СТМ, которые мы продаем в своих сетях.
Большинство ритейл-компаний в Украине заточены на социальные продукты. Мы даже не конкурируем по этой категории между собой, понимаем, что это обеспечение потребностей нашей страны.
О конкуренции
С крупнейшими ритейлерами – АТБ, «Сільпо» – мы все общаемся и поддерживаем конкурентные рыночные отношения. У нас нет какого-то черного пиара и таких взаимоотношений, в которых ненавидят друг друга. После полномасштабного вторжения сотрудничество усилилось – с некоторыми ритейлерами мы даже обменивались товарами для обеспечения компании. Раньше такого никогда не было.
В общем, между крупными украинскими ритейл-игроками ничего не изменилось. Мы скорее хорошие партнеры, чем конкуренты. Я не могу сказать, что мы хорошие друзья, но чувствуем себя партнерами.
Мы не боимся того, что когда-нибудь в Украину придут крупные международные ритейл-сети – например, Carrefour, Tesco. Когда мы с Валерием Киптыком открыли Varus в 2003 году, вскоре напротив нас открылось METRO. Мне казалось, мы не выживем. В первый год такой конкуренции мы потеряли 30% продаж, но через год ситуация выровнялась. Это конкуренция. Ни одна иностранная ритейл-компания в Украине не выдержала внутреннюю конкуренцию.
К примеру, российские компании X5 Retail Group и «О`кей» имели огромные средства, инвестиционные планы на Украину, но никакого эффективного менеджмента здесь не осталось. Они ушли с украинского рынка. Свежий пример – компания Watsons, которая имеет 10 000 магазинов по миру, но в Украине проиграла конкуренцию. Это доказательство того, что не нужно никого бояться.
Об инвестициях и новых проектах
У нас есть большой план строительства 1 млн кв. м. Это четыре хаба в Украине – Львов, Одесса, Днепр и Киев. Завершить их постройку должны в 2028 году. В настоящее время строятся около 200 000 кв. м логистических площадок. Параллельно ведутся переговоры с западными инвесторами, желающими заходить к нам как партнеры. Сейчас начали строить в Одессе первые 40 000 кв. м логистического центра. Планируем закончить его строительство примерно в середине 2024 года.
Эти логистические центры мы строим больше для онлайн-ритейла. Сейчас EVA четвертая самая популярная онлайн-сеть и мы продолжаем наращивать количество SKU. Планируем довести их до 600 000–700 000 наименований. Конечно, будущие логистические склады будут обслуживать и офлайн-магазин. В ближайшие пять-шесть лет EVA должна «вырасти» до 2000 магазинов, а Varus – до 1000.
Мы запустили курьерскую доставку в Varus и EVA с тем, чтобы снизить себестоимость для нашего клиента и для компании. Мы считаем, что «развернемся» масштабнее через несколько лет и построим хорошую сеть «последней мили».
Как устроено управление в EVA и Varus
EVA и Varus – это совершенно отдельные бизнесы, разделенные в 2008 году. У них разные рынки и разные форматы. Они конкурируют между собой за клиента, однако у них очень много общих дел. Они делятся некой информацией между собой. Они делятся какими-то инновациями всегда и помогают друг другу в росте. Но ведь все равно это внутренняя такая конкуренция. У нас все бизнесы конкурируют между собой.
Моя роль – я определяю стратегические направления развития компаний. Мы должны жить не только «сегодня», мы должны жить будущим. И это для меня очень важно, чтобы бизнес видел, куда нам идти. Мы занимаемся производством (завод «Крайтекс» в Виннице) и с начала войны начали строить фонд, который является социальным проектом. Дополнительно мы построили единую платформу по импорту и ремонту автомобилей для военных. В эти два проекта инвестировали 600 млн грн.
Об eхit-strategy
Наши компании всегда готовы к продаже. Более 15 лет нас аудирует «первая четверка». У нас есть прозрачная структура бенефициаров, управления, аудирования.
Но что такое переговоры или, например, IPO? Это место, где нужно для бизнеса получить дополнительные деньги. Сейчас мы видим, как Kernel выходит из IPO и делает это, как я считаю, очень правильно. Потому что хорошее время для того, если компания имеет доходы, инвестировать их в собственные акции. Нет ничего дороже, чем акционерный капитал.
Я слышал такое мнение, что нет хорошего времени для продажи бизнеса. Почему? Потому что когда твои дела плохи, у бизнеса нет цены. Если твои дела обстоят хорошо, то тебе не нужно продавать свой бизнес, потому что все «растет».
Мы доказали за последние 20 лет, что у нас хорошая бизнес-модель, потому что пережили кризисы 2004, 2008, 2014, 2022 годов. Я даже не знаю, когда мы жили нормально. Все эти годы мы росли, и наша модель показывала прибыль.
У нас очень много предложений по продаже группы. К примеру, в 2021 году нам предложили продать ритейловую долю нашего бизнеса за $1,5 млрд. Мы отказались от этого, поскольку видим горизонты роста не только в Украине, но и за рубежом.
К 2016 году мы изучили рынки Южной, Восточной Европы и Индии и планировали, что EVA выйдет туда. Однако с началом полномасштабного вторжения мы приняли решение, что не будем инвестировать в другие страны, потому что именно наша страна нуждается в нас как в менеджерах.
О главном принципе украинского предпринимателя сейчас
Мы должны продолжать помогать нашей армии, волонтерам и другим людям, работающим на фронте, работающим на помощь государству.
Все может остановиться, а люди – погибнуть, если не будет финансирования. Мы должны на это потратить время. Я потратил, например, 30% своего времени на социальные проекты. Если мы хотим наше государство сохранить, то это нужно делать прямо сейчас.
Знаете, как говорится? Отдать нужно десятину. И сейчас эта десятина – это наше государство. Мы должны отдать ему эту десятину из нашего дохода, из нашего бизнеса, чтобы оно продолжало существовать.
О планах
В 2024 году EVA точно планирует обогнать Makeup. Далее – ритейлер должен стать онлайн-площадкой №1 или №2. Мы строим премиальный формат для EVA и уверены, что можем в 2023 году, максимум в начале следующего года его открыть. Он будет в офлайн-и онлайн-форматах.
Я считаю, что в следующем году мы будем расти более чем на 20%. Наша компания растет в последние 15 лет в среднем на 30% в год. Это стабильный рост нашего бизнеса.
В общем, сейчас очень трудно сказать, чего мы ожидаем от 2024 года, потому что каждый ждет, что хочет, что может. Но ведь все зависит от войны, которая сейчас продолжается. Если все будет хорошо, мы видим такие сценарии. Во-первых, мы выйдем на границы 23 февраля 2022 года. Это даст рынку хорошие условия, стабильность и рост.
Второй сценарий – выйдем на границы Крыма и 1991 года. Это даст рост рынка на 30%. Если мы одержим хорошую победу над Россией, нам не стоит от нее закрываться. Нам нужно туда поставлять и продавать свои продукты, и мы должны сделать Россию рынком сбыта и рынком экспансии украинского бизнеса. Если мы сможем это делать, когда она проиграет, грубо говоря. В то же время мы понимаем, что в 2024 году война не закончится.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.