В среду, 24 апреля, президент США Джо Байден подписал закон, выдвигающий китайской ByteDance ультиматум: продать TikTok или натолкнуться на его запрет. Журнал Time присмотрелся к ситуации с мегапопулярной соцсетью и возможным вариантам развития событий в будущем. Forbes пересказывает главное из материала
«Даже не сомневайтесь, это запрет. Запрет вас и вашего голоса. Мы никуда не денемся. Факты и Конституция на нашей стороне», – отреагировал гендиректор TikTok Шу Чу после подписания президентом Джо Байденом закона, требующего от ByteDance в течение следующих девяти месяцев продать соцсеть. Этот закон, пишет Time, еще столкнется с юридическими препятствиями, антимонопольными нюансами и общественным негодованием.
Китайская угроза
Уже много месяцев Палата представителей, особенно ее консервативная часть, не прекращает говорить об опасности TikTok для США. Соцсеть якобы является инструментом китайской пропаганды и наблюдения за 170 млн ее американских пользователей. А распространение политически ангажированного контента о войне Израиля с ХАМАСом лишь укрепило мнение законодателей.
Time напоминает, что еще в марте в Палате прошел законопроект с таким же ультиматумом для ByteDance, но он не нашел поддержки в Сенате. Тогда сенаторы обеих партий выразили сомнение, что закон выдержит судебные баталии.
Палата представителей нашла другой способ продлить антитиктоковый закон: они добавили его в законопроект о международной поддержке, который включал помощь для Украины и Израиля.
Разница между двумя законопроектами
Главное отличие между мартовской и апрельской попыткой извлечь TikTok якобы из-под влияния Китая заключается во времени, установленном ByteDance на продажу соцсети. Вместо шести месяцев китайской компании дают девять, с возможностью получить дополнительные три месяца, если процесс продаж уже запущен. Продленный срок не устраивает сторонников решения вопроса TikTok до президентских выборов в США. Они считают, что китайское правительство может повлиять на их результаты именно через соцсети.
Многие эксперты говорили, что закрыть соглашение о продаже за шесть месяцев практически невозможно, и даже год – это достаточно амбициозно. В качестве примера Time приводит кейсы слияния AOL и Time Warner ($182 млрд) в 2000-м, на которое ушел год, и поглощение Facebook мессенджера WhatsApp ($19 млрд) в 2014 году, когда только на одобрение регуляторов ушло семь месяцев.
Да и поиск покупателя – это задача со звездочкой. Если учесть, что в США продажи TikTok составляют $16 млрд, то ценник соцсети смогут осилить только техногиганты. Но в свое время Microsoft, Amazon и Google не получили разрешения на покупку TikTok из-за антимонопольных законов. И даже любая другая компания, которая заинтересуется соцсетью, будет рассматриваться с лупой Евросоюзом и администрацией Байдена.
Варианты действий TikTok
TikTok не намерен принимать условия американского правительства. Сначала компания обратилась к пользователям с просьбой подписать петицию с призывом к Байдену не запрещать приложение. Петиция набрала более 30 000 подписей. Кроме того, руководство TikTok пообещало начать юридическую войну против того, чтобы закон не был претворен в жизнь.
Сопротивление компании уже имело положительные результаты в суде: в 2020-м федеральные судьи не дали тогда действующему президенту Дональду Трампу запретить TikTok или заставить продать компанию.
CNN получил внутреннее сообщение Майкла Бекермана, главы политики по связям с общественностью TikTok на Американских континентах: «Мы обжалуем закон в суде. Это начало, а не конец продолжительного процесса».
Одним из главных оснований для обжалования будет неконституционность закона, пишет Time. Спикер TikTok заявил, что новый закон нарушает право на свободу слова американцев. С этим согласны по крайней мере две правозащитные организации: Объединение гражданских свобод американцев (American Civil Liberties Union) и Институт рыцарей первой поправки (Knight First Amendment Institute).
Брайан Каннингем, исполнительный директор Института исследования кибербезопасных вопросов при Калифорнийском университете в Ирвине, считает, что TikTok может апеллировать к закону «О равной защите». Он гарантирует отсутствие дискриминации против компаний с иностранными владельцами. И аргументы о нарушении свободы слова Каннингем тоже ожидает.
И пока одни адвокаты считают, что апелляции к свободе слова будет достаточно судам, чтобы отменить запрет TikTok, по мнению Каннингема, бан на деятельность соцсети на самом деле не посягает на свободу слова. Американцы и далее будут свободно выражать свое мнение, объясняет он, просто не на этой платформе.
Если TikTok не продадут
Если после девяти месяцев у TikTok не появится нового владельца, то вступление в силу запрета на эту соцсеть не означает, что он исчезнет из США за один день. У тех 170 млн американцев приложение все еще будет оставаться на телефонах и это не будет нарушением закона. Но TikTok будет удален из магазинов приложений, поэтому загрузить обновления будет невозможно. Со временем это ухудшит работу приложения.
Конечно, преданные фанаты соцсети могут использовать VPN или загрузить приложение в другой стране. Но такие усложнения с установкой и ухудшением пользовательского опыта означают утрату преимуществ TikTok и появление возможности для конкурентов переманить пользователей.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.